Categories:

МАЛЕНЬКИЕ БОСЫЕ НОЖКИ (по следам А.Пушкина, Н.Ретиф де ла Бретонна, З.Фрейда и др.)

"Parvus pes — barathrum grande" латинская пословица. Буквально: «Маленькая ножка — огромная бездна»

Д.Белюкин. Ножки. Илл. к роману А.Пушкина «Евгений Онегин»
Д.Белюкин. Ножки. Илл. к роману А.Пушкина «Евгений Онегин»

Женские ножки, а тем более - босые, предмет особого разговора в мировой художественной культуре. Первым делом вспоминаются, конечно, бессмертные пушкинские строфы из «Евгения Онегина»:

Я помню море пред грозою: 

Как я завидовал волнам, 

Бегущим бурной чередою 

С любовью лечь к ее ногам! 

Как я желал тогда с волнами 

Коснуться милых ног устами!.

Летают ножки милых дам;  По их пленительным следам Летают пламенные взоры…
Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры…

Фиксация внимания на женских ножках и туфельках по старинке называется ретифизм. Термин образован от имени французского писателя Никола Ретиф де ла Бретонна (1734-1806). Герой его раннего романа «Ножка Фаншетты или Розовый башмачок» (1769) крадет домашние туфли жены своего хозяин, не в силах преодолеть охвативший его экстаз. В автобиографическом романе “Развращенный крестьянин или Опасности города” (1775) Н. Ретиф де ла Бретонн описал собственные юношеские переживания: “Иногда она откидывалась мечтательно назад, заложив ногу на ногу, так что была видна изящная лодыжка. Какие мгновения!”.

Это произведение пользовалось большой популярностью и получило одобрительные отзывы И.Гете, Ф.Шиллера, К.Виланда и др.

Сюжетную основу романа немецкого писателя Вильгельма Йенсена «Градива» (1903) также составляет непреодолимое влечение к обнаженной женской ножке. Герой влюбляется в босоногую женщину, которую увидел во сне. Спустя четыре года Зигмунд Фрейд произвел глубокий психоанализ этого произведения в работе «Бред и сны в „Градиве“ В.Йенсена»:

«Молодой археолог Норберт Ханольд обнаружил в Римском собрании антиков рельефное изображение, которое его настолько пленило, что он был чрезвычайно доволен, когда сумел получить превосходный гипсовый слепок рельефа, который мог повесить в своем кабинете в немецком университетском городе и с интересом изучать. Рельеф изображал зрелую девушку в движении, которое несколько приподняло ее одеяние с большим количеством складок, так что стали видны босые ноги. Одна ее ступня полностью покоится на земле, вторая по инерции приподнялась над землей и касается ее только носком, тогда как подошва и пятка подняты почти вертикально. Изображенная здесь необычная и по-особому прелестная походка когда-то, вероятно, привлекла внимание художника, а теперь, спустя много столетий, приковала взгляд нашего зрителя-археолога.»

Градива. Ватиканский барельеф.
Градива. Ватиканский барельеф.
Градива. Ватиканский барельеф. Фрагмент.
Градива. Ватиканский барельеф. Фрагмент.

По воспоминаниям, копия барельефа Градивы украшала рабочий кабинет З.Фрейда. В 2006 французский режиссер Ален Роб-Грийе снял фильм «C’est Gradiva qui vous appelle» (в рус. переводе «Вам звонит Градива»).

Одним из сильнодействующих факторов привлечения внимания, несомненно, является изящество и миниатюрность женской стопы, особенно, в сравнении с аляповатой и грубой конечностью мужчины. По-видимому, это прекрасно понимали в средневековом Китае, где существовала традиция перебинтовывать ступни ног маленьких девочек. Впоследствии некоторые из них вообще теряли способность самостоятельно передвигаться, зато приобретали особый статус «золотого лотоса». Отголоски этой традиции можно найти и в европейском фольклоре.

В одном из вариантов сказки о Золушке дочери мачехи, чтобы влезть в хрустальные туфельки, ножом укоротили себе пальцы на ногах, однако их выдали следы крови. Профессор из сатириче­ского фильма Уильяма Кляйна «Кто вы, Полли Маггу?» (1965) утверждает, что принц устроил обувной кастинг только для того, чтобы полюбоваться  маленькими ножками всех женщин королевства. В России некоторые работники культуры прямо обвиняли принца в сексуальном извращении. Некто В.Булгаков, по замечанию Корнея Чуковского,  писал, что «…принц, приходящий в восторг от башмачка бедной Золушки, есть замаскированный фетишист женских ножек!» (О вреде сказок. Настольная книга для работников просвещения трудовой школы. Оренбург, 1922) 

По счастью, до конца искоренить  естественные мужские порывы никому не удалось:

Дитя, страшися тлена!

Да здравствует нога,

Вспорхнувшая из плена

На вешние луга!  Н.Олейников. Послание, бичующее ношение длинных платьев и юбок.

Иногда дамы не прочь подразнить представителей сильного пола. Во времена королевы Виктории  в витринах модных кофеен на Пикадилли стрит выставлялись кондитерские шедевры в виде бисквитных женских ножек, украшенных бумажной бахромой. Однако, нижняя часть женского тела всегда надежно прикрывалась юбкой в пол. Для праздношатающихся джентльменов считалось огромной удачей мельком увидеть хотя бы женскую лодыжку. Переступая через лужу, дама  могла наградить зеваку с помощью т.н. ретруссе - кокетливого приподнимания подола и даже демонстрации подвязки или края чулка.

Хоакин Палларес. Уличные сценки.
Хоакин Палларес. Уличные сценки.

Невинная женская уловка, которая безотказно действовала во все времена: “…юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить.” Ф.Достоевский. Преступление и наказание.


promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.