В Венеции есть музей только одного гениального художника, который и родился и умер в этом городе. Это Якопо Робусти, по прозвищу Тинторетто (1519-1594). Он учился в мастерской знаменитого Тициана, а в 20 лет уже стал самостоятельным художником.
1. Своё имя Тинторетто навсегда связал со Скуолой Гранде ди Сан Рокко, в которой работал в течение 23 лет, оставив после более 60 полотен с эпизодами из Ветхого и Нового заветов. Известный своим бескорыстием, он выполнил грандиозный цикл единолично за ничтожную плату - ежегодную ренту в 100 дукатов.
2. До этого Тинторетто уже прославил себя многочисленными шедеврами, среди которых была и картина c изображением Сан Рокко, излечивающего зачумлённых, которая находится в церкви Сан Рокко на одноимённой площади района Сан Поло. Вот на эту площадь, где находятся два здания с полотнами Тинторетто, я и мечтала попасть и, конечно, посмотреть картины Тинторетто.
Удивительно, но удалось...
Святой Рох в больнице, 1549. Холст, масло. 307 x 673 см, Церковь Святого Роха, Венеция
3. Сейчас Венеция вспоминается как прекрасный сон ещё и потому, что кроме того что повезло с погодой, хотя предыдущий паром из Пирана был даже отменён, удалось осуществить намеченную цель. И за один день не только прокатиться на всех видах водного транспорта, кроме гондол, но и побывать в Скуоле Сан Рокко.
4. Уверенности в том, что нам хватит времени на её посещение и мы сразу выйдем туда, не заблудившись в узких улочках Венеции, конечно, не было...
5. Итак, отдохнув в лучшем месте встречи Il Caffé, попробовав лучшее мороженое в Il Doge и лучшую пиццу навынос в Al Volo, мы довольно быстро вышли по указателям в намеченное место.
Сначала расскажу о том, что такое Скуолы (Школы) Венеции.
Во второй половине XIII века, в центральной и северной Италии появилось множество братств из мирян, объединяющихся во имя Христа, Богоматери или святого покровителя для проповедования религии или взаимопомощи. В Венеции подобными братствами являлись Школы. Их члены принадлежали к буржуазным слоям населения, то есть не к сословию патрициев, а просто граждан, проживающих в городе и занимающихся различными ремёслами и профессиями. Во многих случаях это были люди, обладающие большими финансовыми возможностями, но исключённые из олигархического правительства Республики. Тем не менее они могли играть престижную роль в венецианском обществе. Дворяне тоже могли состоять в братстве, но занимать правительственные посты не могли.
6. До падения Республики Школы играли значительную роль в религиозной жизни общества и оказании помощи нуждающимся горожанам. Это была система по оказанию социальной помощи неимущим, поначалу в среде только членов общества, а потом - и всему населению.
7. В начале XV века в Венеции существовало несколько типов Школ: искусств и ремёсел, по национальности, по вероисповеданию. Подобное подразделение было официально подтверждено в 1467 году.
Среди Школ религиозного толка выделялись Битые, которые практиковали самобичевание у всех на виду, как акт искупления грехов. Объединение Битых стало играть доминирующую роль и превратилось в Большие Школы, которых в конце XVI века стало шесть.
8. Школа Сан Рокко - Святого Роха, покровителя больных чумой, посвятившего свою жизнь лечению немощных, была образована в 1478 году как Школа религиозной общины Битых. И после множества злоключений, в конце века возвела в районе Фрари своё первое независимое место пребывания: небольшое здание справа от церкви, в настоящее время известное как Школетта.
9.
10.
11. Церковь построена в честь Святого Роха, являющегося наряду со Святым Марком, покровителем Венеции. В церкви до сих пор с 1485 года покоятся останки Святого Роха, которые чудесным образом оказались в Венеции, так же как и мощи Святого Марка.
12. Проектом по возведению церкви руководил архитектор Бартоломео Бон. Строительство продолжалось с 1489 по 1508 годы. Фасад церкви в стиле барокко, декорированный скульптурами архитектора Маккаруцци, был достроен в 1760 году.
13. Каждый год 16 августа дож наносил визит в церковь и молился с призывом к святому, чтобы тот защитил город от чумы. Сейчас эта традиция разыгрывается в ежегодной театральной постановке. В церкви находится несколько картин Тинторетто.
14.
15.
16.
17.
18. В течение XVI века Школа стала самым богатым братством в Венеции. К 1515 году в сообществе насчитывалось более 500 членов, поэтому было принято решение о строительстве нового большого здания. Возведение Скуолы началось в том же году по проекту Бортоломео Бона. Строительство велось с большим размахом и растянулось на тридцать с лишним лет. Здание было окончательно достроено лишь в 1549 году, и завершал проект уже другой итальянский архитектор - Антонио дель Скарпаньино.
В 1789 году Школа была возведена понтификом Пием VI в ранг Архибратства и до сих пор является единственной из древних Больших Школ, переживших падение республики. Все остальные Школы были распущены по постановлению Наполеона в 1806 году, но эту Школу декрет обошёл стороной, хотя она и потеряла часть своего богатства. Тем не менее ей были оставлены и до сих пор находятся в её владении здания самой Школы, церкви и Школетты. Главное здание на площади - это, конечно, Скуола: она слева от фасада церкви.
19. Сейчас братство насчитывает свыше трёхсот мужчин и женщин, ведёт не только активную благотворительную деятельность, но и курирует своё значительное художественное наследие. Школа является уникальной художественной галереей мастеров позднего Ренессанса, здесь несколько расписанных залов и большое собрание редких картин.
В 1564 году для росписи стен и потолка был объявлен конкурс, в котором приняли участие лучшие итальянские живописцы того времени. Не без хитрости выиграл Якопо Тинторетто: вместо требовавшегося эскиза он представил на суд жюри готовую работу - фреску "Святой Рох". Кроме того, на картине стояла дарственная надпись "Святому Роху от Якопо Тинторетто", и, так как устав Скуола Сан Рокко запрещал отказываться от подарков, братство было вынуждено отдать работу находчивому живописцу.
Зал первого этажа. Sala terrena. Скуола состоит из нижнего и верхнего этажей, а также зала Альберго. Генри Джеймс писал: "Вряд ли мы найдём в другом месте четыре стены, в которые вложены столько гениальности. Воздух этих полотен так густ, что трудно дышать".
И это правда, концентрация шедевров невероятная, и впечатление этот музей произвёл просто ошеломительное...
20. Считается, что смотреть 54 работы Тинторетто надо в том порядке, в котором они были написаны, т.е. пройдя мимо картин на первом этаже, а на втором этаже идти сначала в зал Альберго. Но я всё же хочу показать сегодня более строгий и спокойный зал первого этажа с циклом картин, посвящённых Богородице и написанных в 1582-1587 годах.
21. Алтарь украшает статуя Святого Роха работы Джероламо Кампанья начала XVI века.
22. Святой Рох родился в Монпелье в 1295 году в дворянской семье. После краткого изучения медицины, отказался от всего своего богатства, и в возрасте 20 лет уехал в Италию как паломник, останавливаясь чтобы помочь пострадавшим от чумы в городах Италии, и в Пьяченце сам заболел. Рокко был чудесным образом исцелен, ему помогала собака, которая приносила ему хлеб в лес.
Когда он вернулся в Монпелье, семья его не признала, поскольку он очень сильно изменился. Рох был отправлен в тюрьму, где умер в 1327 году в возрасте 32 лет. Его подвиги и заслуги принесли ему немедленное почитание во Франции, и он был признан защитником от чумы, которая распространилась в то время по всей Европе. Рох особо почитался в Венеции, где чума свирепствовала довольно часто, и в 1485 году его мощи перевезли в Венецию и поместили в церкви в 1520 году. После большой чумы 1576 года, он был провозглашен покровителем города, а его церковь стала каждый год местом паломничества. Рох был объявлен святым, а день 16 августа признан днём Святого Роха.
23.
24. Далее все фото (№№25-29) сделаны по правой стороне, где находятся: вход в сувенирный магазин, картины Тинторетто "Вознесение Марии", "Обрезание", "Святая Мария Египетская".
25.
26.
27.
28. На левой стене видны картины "Поклонение волхвов" и "Бегство в Египет".
29. На левой стене - "Избиение младенцев".
Цикл из 8 картин на первом этаже повествует о Богородице и детстве Христа. Цикл открывается совершенно чудесным "Благовещением" и заканчивается картиной "Успение Богоматери". Роспись первого этажа была выполнена в 1583-1587 годах, когда Тинторетто было уже за 60.
Благовещение
Поклонение волхвов
Бегство в Египет
Избиение младенцев
Обрезание
Вознесение Марии
Картины "Мария Магдалина" и "Мария Египетская" отличаются особой умиротворенностью, пейзаж в этих картинах является важнейшей частью композиции.
Св. Мария Египетская. Мария Магдалина
Все фотографии картин позаимствованы на официальном сайте Скуолы ди Сан Рокко
Источник информации: проспект Скуола ди Сан Рокко, Путеводитель Скуола ди Сан Рокко
Продолжение I
Продолжение II
Community Info