mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote in lovers_of_art,
mizantrop_1943
mizantrop_1943
lovers_of_art

Categories:

Немецкий художник Адам Эльсхаймер



Адам Эльсхаймер - Отдых на пути в Египет


Адам Эльсхаймер (Adam Elsheimer), (1578, Франкфурт-на-Майне - 1610, Рим), - немецкий живописец.

Адам Эльсхаймер был учеником Филиппа Уффенбаха, однако же испытал в юности сильное влияние чужеземных мастеров, эмигрировавших из Нидерландов, Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха. Около 1600 года художник поселился в Риме, где был очень дружен с Питером Паулем Рубенсом и Паулем Брилем. Испытал влияние молодого Караваджо. Эльсхаймер писал мало и оставил немного картин, которые тем не менее высоко ценились ещё при его жизни художниками и коллекционерами, особенно за искуснейшее мастерство тончайшей разработки светотени.



Адам Эльсхаймер - одиг из первых художников, передавших очень точно небесную сферу. С очень большой вероятностью можно сказать, что он 16 июня 1609 года около 21.45 наблюдал в окрестностях Рима звёздное небо в подзорную трубу. Свои наблюдения он запечатлел на картине "Бегство в Египет", которая находится в мюнхенской пинакотеке. Это выяснили ученые Немецкого музея в 2005 году. Луна и звёзды млечного пути, изображенные на картине, соответствуют широте Рима.
В картине небольшого формата "Пожар Трои", написанной на медной доске, представлена сцена бегства Энея с семьёй из захваченной и пылающей огнём Трои. В ночной мгле, озарённой факелами в руках спасающихся беглецов, можно различить очертания крепости, храмов, деревянного коня греков.

Поразительный драматический эффект достигнут мерцанием, вспышками тревожного света в чёрной непроглядной тьме, охватившей землю. Особенностью пейзажей Эльсхаймера является иллюзия огромной протяжённости пространства, возникающая от тесного сопоставления ближнего и дальнего планов. Так, захватывает своей грандиозностью усеянное звёздами небо с пролетающей кометой, отразившееся в глади реки, бескрайнее, бездонное, раскинувшееся над уснувшей землёй, над маленькой группой греющихся у костра людей на берегу. Уютный мирный огонь, светящийся во тьме, и холодное свечение звёзд в вышине сопоставлены и прочувствованы в своей особенной красоте великого и малого, конечного и вечного.

Благодаря светотени Эльсхаймер достигает редкого живописного единства и поэтического настроения в своих произведениях. Умер художник в возрасте 32 лет в Риме 11 декабря 1610 года, проведя там 10 лет.



До нашего времени выжило всего 35 картин художника, да и успел он их написать, возможно, не намного больше, так как каждая картина имела небольшой размер, при этом художник использовал масляные краски на медной пластине. Его картины наполнены большим количеством сцен, превращая библейские, исторические и мифологические сцены в нечто по-настоящему интересное.





Отдых на пути в Египет (деталь) - 1599 - Staatliche Museen, Berlin





Бегство в Египет





Бегство в Египет





Пожар Трои



Адам Эльсхаймер известен главным образом поэтическими пейзажными композициями, включающими в себя античные или евангельские сцены и фигуры. Художника интересовали проблемы света и тени, и он обращался то к эффектам искусственного освещения ("Пожар Трои", ок. 1603, Мюнхен, Старая пинакотека), то к зрелищно-выразительным атмосферным явлениям природы ("Отдых на пути в Египет", 1609, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением лунной ночи; ("Пейзаж с храмом Весты в Тиволи", ок. 1600, Прага, Нац. галерея) с мотивом закатного неба, отражающегося в воде.

При помощи тонкой градации цвета и светотени мастер добивается ощущения необычайной пространственной глубины. Темный передний план, заполненный густыми купами деревьев, занимает обычно в его картинах один из углов композиции, открывая обширный просвет вдаль, увлекающий взгляд зрителя. На фоне затененной зелени часто размещены маленькие фигурки, подчеркнуто выявленные цветом или светом. Характерным для живописца было использование малого, "кабинетного" размера для своих картин, что оказало известное влияние на многих художников XVII века. Его обостренное внимание к светотеневым задачам нашло дальнейшее развитие в искусстве ряда крупнейших мастеров следующего поколения - Рембрандта, Клода Лоррена и других. Эльсхеймер также оказал влияние на некоторых итальянских живописцев XVII века, в частности на Доменико Фетти.



Пейзаж с храмом Весты в Тиволи.jpg

Пейзаж с храмом Весты в Тиволи





Бегство в Египет





Проповедь Иоанна Крестителя





Филемон и Бавкида



Филемон и Бавкида - герои античного мифа. Происходили из города Тианы во Фригии. Однажды Зевс и Гермес под видом обычных путников посетили Фригию и напрасно стучались в двери многих домов, ища приюта, - им всюду отказывали. Лишь в маленькой покрытой соломой хижине, где жили старые Филемон и Бавкида, им оказали радушный прием. Чтобы получше накормить гостей, старики решили пожертвовать даже своим единственным гусем; убегая от Бавкиды, птица бросилась к ногам Зевса, который не разрешил ее зарезать. К удивлению хозяев, количество еды на столе стало само по себе увеличиваться. В ответ на их испуг Зевс открыл старикам, кто он и его спутник, и приказал следовать за собой на вершину горы, поднявшись на которую они увидели, что местность вокруг их хижины покрылась водой, скрывшей все дома, а хижина их превратилась в величественный храм. Зевс позволил Филемону и Бавкиде высказать любое желание, пообещав его исполнить - старики пожелали до конца своих дней служить жрецом и жрицей в храме Зевса и умереть одновременно, чтобы ни одному из них не пришлось жить без другого. Громовержец исполнил их желание: после долгой жизни Филемон и Бавкида превратились в деревья, растущие из одного корня. Боги превратили их хижину в храм, а их сделали жрецами, а позднее они сами превратились в дуб и липу.





Филемон и Бавкида (2 вариант)





Филемон и Бавкида (деталь)





Нимфа, спасающаяся от сатира - Staatliche Museen, Berlin





Юдифь казнит Олоферна - Wellington Museum, Apsley House, London





Воздвижение Креста





Аврора





Святой Павел на Мальте





Святой Христофер



Святой Христофер.jpg

Святой Христофер





Иосиф у колодца





Тобиас и ангел





Бегство в Египет





Сон Иакова





Il contento





Церера и Стеллио - Museo del Prado, Madrid



Существует миф о парне по имени Стеллио, который высмеял Цереру, когда она путешествовала по свету. Он посмеялся над той быстротой, с которой богиня опустошила миску с овсяной кашей, предложенной ей одним из почитателей. Чтобы наказать юношу за грубость, Церера выплеснула остатки каши ему в лицо и превратила в ящерицу.





Аполлон и Коронис - Walker Art Gallery, Liverpool - 1607



Имя Коронис означает ворону или ворона. Миф, что скрывается за этим именем, таков: Аполлон влюбился в молодую женщину по имени Коронис, дочь короля Флегьяса. Однако Коронис изменяла Аполлону в то время, как уже была беременна от него. Белая птица, следящая за Коронис по приказу Аполлона, сообщила богу об измене, и в гневе Аполлон пожаловался своей сестре Артемиде, которая застрелила Коронис из лука. Слишком поздно, когда Коронис уже кремировали, Аполлон раскаялся. При помощи своего брата Гермеса он спас ребенка Коронис. В будущем тот стал знаменитым греческим целителем по имени Асклепий. Аполлон также застрелил возлюбленного Коронис, а белую птицу решил наказать за то, что она позволила всему этому случиться. Он опалил её перья и они стали черными. Зола застряла в горле птицы, что породило ужасный крик, который отличался от её обычной песни. С тех пор эту птицу стали называть вороной.





Аполлон и скот








Tags: Германия, живопись, художники
Subscribe

promo lengvizd 13:58, вчера 28
Buy for 20 tokens
Однажды у Аутлукова сломалась машина и он вызвал такси. Садясь в подъехавшую машину, он с ужасом увидел за рулём тойоты своего одноклассника. "Ёп, это же Несравненнов!" - подумал он и натянул повыше противоковидную маску. "Не узнал бы..., во позору то будет! Скажет, мол, до седых мудей дядя…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments