burnevil_8 (burnevil_8) wrote in lovers_of_art,
burnevil_8
burnevil_8
lovers_of_art

Category:

История одной картины - "Розы Гелиогабала" Лоуренса Альма-Тадемы

Альма-Тадема Лоуренс - Розы Гелиогабала.jpg

Альма-Тадема Лоуренс - Розы Гелиогабала


Сэр Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema), (1836-1912), - британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художников викторианской эпохи.


"Розы Гелиогабала" (The Roses of Heliogabalus) - картина Лоуренса Альма-Тадемы, написанная в 1888 году.

Художник взял за основу картины рассказ из "Истории Августов" о том, что во время пира римский император Гелиогабал приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что приглашенные на пир его недруги задохнулись.

Примечание. "Авторы жизнеописаний Августов" (Scriptores Historiae Augustae), или "История Августов" (Historia Augusta) - условное название, обозначающее и авторов, и текст римского историографического памятника предположительно IV века. Сочинение представляет собой сборник биографий римских императоров от Адриана до Карина, то есть охватывает период со 117 по 285 годы (с хронологической лакуной между 238 и 253 годом). Достоверность сведений, изложенных в этом тексте, и датировка сочинения весьма дискуссионны.

На первом плане картины изображены гости, накрытые лепестками роз. На заднем плане видны сам Гелиогабал в золотой диадеме и его мать Юлия Соэмия. Справа за Гелиогабалом стоит женщина, играющая на авлосе, а вдалеке видна статуя Диониса, написанная художником с оригинала, который хранится в музеях Ватикана.



Марк Аврелий Антонин Гелиогабал - бюст из Капитолийского музея.jpg

Марк Аврелий Антонин Гелиогабал - бюст из Капитолийского музея



Марк Аврелий Антонин Гелиогабал или Элагабал (Marcus Aurelius Antoninus Heliogabalus), (204-222), - римский император из династии Северов, правивший с 8 июня 218 по 11 марта 222 года.

Антонин Гелиогабал по отцу принадлежал к сирийскому аристократическому роду Вариев и от рождения именовался Бассианом Варием Авитом. Его прадед, дед и отец, сенатор Секст Варий Марцелл, были жрецами финикийского бога солнца Элагабала, считавшегося покровителем города Эмесы. С материнской же стороны Бассиан состоял в родстве с императорской фамилией: его бабка, Юлия Меса, была родной сестрой Юлии Домны, супруги императора Септимия Севера и матери императора Каракаллы.

После гибели Каракаллы, когда на престол вступил Макрин, Соэмия с матерью и сестрой, поселились в Эмесе. Здесь сын Соэмии был посвящён в главные жрецы Элагабала. Под именем этого бога (где "эл" - семитское "бог" - из-за ложной этимологии часто заменялось на греческое "гелиос" - солнце) стал известен и сам император, хотя официально не носил такого имени.

Красивый юноша в пышном жреческом одеянии нравился сирийским легионам, и, благодаря золоту и интригам своей бабки Юлии Месы, Гелиогабал был ими провозглашён императором под именем Цезарь Марк Аврелий Антонин Август в четырнадцатилетнем возрасте. После победы над полководцем Макрина Юлианом, а затем и над самим Макрином Гелиогабал направился в Рим. По дороге к столице он уже проявил своё самовластие - результат воспитания в духе восточного деспотизма: не ожидая сенатского решения, он принял титулы Pius Felix Proconsul tribunicia potestate (Безгрешный Счастливый Проконсул контролёр трибунов).

В период правления Гелиогабала произошло много восстаний - Селевка, Квартина и Таврина. Сенат при Гелиогабале был совершенно унижен включением в его состав массы выходцев из Азии. Магистратура сделалась достоянием актёров, вольноотпущенников и слуг.

Официальной римской религии был нанесён сильный удар введением культа сирийского солнечного бога, в честь которого был выстроен храм на Палатине. Здесь были собраны самые священные для римлян предметы: палладиум, анцилии (щиты Салиев), огонь Весты, которым теперь пришлось отступить на второй план перед изображением чёрного камня, обозначавшего солнечного бога. Здесь император каждый день совершал богослужение в сирийском костюме, с подведёнными глазами и бровями, с набелёнными и нарумяненными щеками, в присутствии всех должностных лиц Рима. В заключение император исполнял священный танец под аккомпанемент инструментов и пение хоров девушек, сопровождавших гимны оргиастическими телодвижениями и верчением вокруг алтарей. Не довольствуясь обыкновенными религиозными церемониями, Гелиогабал устроил торжественное венчание своего бога с привезённой из Карфагена богиней Танит. Тем не менее самым страшным аспектом правления Гелиогабала были человеческие жертвы, которые приносили по всей Италии.

Личная жизнь императора была наполнена развратом: он хвалился, что ни одна продажная женщина не имела столько любовников, сколько он. Из любовников Гелиогабала римские историки особо отмечают оказывавших на него сильное влияние Гиерокла и Зотика.

Безумства юного императора заставили Юлию Месу задуматься о передаче престола второму внуку, Алексиану Бассиану, сыну её второй дочери Юлии Мамеи, который благодаря греко-римскому воспитанию и высокому уровню образованности был полной противоположностью Гелиогабалу.

Усилиями Юлии Месы Бассиан стал цезарем и соправителем под именем Александр Север. Когда Гелиогабал попытался уничтожить двоюродного брата, солдаты подняли мятеж против императора и убили его вместе с его матерью. Труп Гелиогабала выбросили в Тибр (один источник добавляет, что перед этим его кидали в Большую Клоаку), запретив кому-либо ещё принимать имя Антонин, которое он обесчестил. Его религиозные декреты были отменены, а чёрный камень бога Элагабала возвращён в Эмесу.


Как всегда в случаях официального осуждения, дошедшие до нас источники пестрят разнообразными обвинениями в адрес Гелиогабала. Есть основания считать, что многие из них преувеличены, особенно содержащиеся в "Истории Августов" (Historia Augusta).


В XIX и XX веках Гелиогабал вызывал большой интерес у деятелей искусства. Русский художник Павел Александрович Сведомский (1849-1904) написал картну на тот же сюжет, что и Лоуренс Альма-Тадема под названием "Погребение в цветах".



Сведомский - Погребение в цветах.jpg

Павел Александрович Сведомский - Погребение в цветах



И в XXI веке интерес к теме императора Гелиогабала тоже не угас. Молодой российский композитор Андрей Рубцов (родился в 1986 году) написал инструментальный концерт под названием "Розы Гелиогабала", в котором присутствуют восточные мотивы.





Андрей Рубцов - Инструментальный концерт "Розы Гелиогабала"




Tags: Великобритания, Древний Рим, Россия, живопись, история, музыка, художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments