Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Сергей Сергеевич Соломко (часть-1).

Противоречивый художник с русской душой...




Сергей Сергеевич Соломко (Russian, 1867-1928)



Аукционно-Акварельно-Иллюстрированное (часть-1)





Portrait of a Princes in a Kokoshnik



p7 (250x324, 33Kb)Сергей Сергеевич Соломко (1867 — 1928) — русский художник, акварелист, график. Член ТРА и Петербургского товарищества художников.

Сергей Сергеевич Соломко родился 10 (22) августа 1867 г. в Санкт-Петербурге и был крещен 12 (24) сентября в Исаакиевском соборе. Происходил из потомственных дворян Черниговской губернии. Сын полковника Сергея Афанасьевича Соломко (1835—1897), состоявшего на службе при великом князе Константине Николаевиче и Ольги Фаустовны Занадворовой.

Детство художника прошло в Константиновском дворце в пригороде Санкт-Петербурга — Стрельне. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в 1883–1887 годах, затем в 1887–1888 гг. вольнослушатель Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.



Пара в зимнем пейзаже , 1912

2005_CKS_07167_0001_000() (479x567, 88Kb) Творчество Соломко дошло до нас главным образом благодаря дореволюционным открытым письмам (открыткам). Пожалуй, во всей истории русского искусства не найдется ни одного такого художника, взгляды на творчество которого у специалистов были бы столь полярны. Его работы вызывали крайнюю антипатию как у современных ему художественных критиков, так и у искусствоведов советских времен. И те, и другие обвиняли его в «галантерейном реализме», в упадничестве, вульгарности, стремлении «потрафить вкусам толпы».

Однако было немало и горячих поклонников его неповторимой творческой манеры. Мир образов, созданных художником может нравиться или не нравиться, но было бы несправедливо отказывать художнику в его индивидуальности. Как профессиональный художник Соломко начинал в сложную, переломную эпоху развития русского искусства.



21392303 (300x523, 47Kb)Авторитет передвижников был еще непререкаем, но широкой общественности стал надоедать их мелкий бытовизм в жанровой живописи.

Подобная ситуация не могла не привести к возникновению художественных объединений, отстаивающих принципиально новые идеалы. Представителей новых тенденций в русском искусстве стали называть декадентами, и очень скоро само слово декадент стало почти ругательным.</h2>

Декаденты считали, что только в полном отходе от иллюстрирования политических или социальных сторон жизни заключается та свобода творчества, к которой они стремились. Видный художник и историк искусства того времени Грабарь называл Соломко «генералом декадентства, упадничества и мистицизма».

Буря негодования, охватившая художественную среду, однако, не повлияла ни на творчество Соломко, ни на его восприятие публикой. Когда в конце 19 века в России начали выходить многочисленные иллюстрированные журналы, Сергей Соломко и Елизавета Бём стали наиболее известными представителями нового жанра изобразительного искусства — журнальной иллюстрации.



Их рисунки и акварели особенно часто публиковались в «Ниве» — журнале для семейного чтения. Большинство этих работ позднее тиражировались на почтовых открытках, покупателями которых были отнюдь не специалисты, а самые обычные люди, воспринимавшие сюжеты Соломко как красивые и понятные «картинки».



Вероятно, поэтому Соломко и рисовал сценки из старорусского быта с былинно-сказочной архитектурой, яркими, красочными костюмами. Художник, по сути, исполнял социальный заказ, умело пользуясь сложившейся конъюнктурой. Такие его сюжеты «В ожидании ответа», «Объяснение в любви», «У забора», «Шутник» и многие другие отражали переживания, знакомые каждому, навевали ностальгические воспоминания, затрагивали потаенные струнки души. Рассматривая их, люди забывали о тяготах жизни и погружались в теплый романтический мир.



Красивый боярин



Красивый боярин (деталь)

Другой стороной творчества Соломко были символические аллегории. Если для западноевропейской культуры символизм был естественным путем развития искусства, то в русской живописи идеалом всегда считался реализм. Поэтому уход «в мир грез» находил в России больше критиков, чем сторонников. Символические аллегории Соломко посвящены главным образом различным эпизодам царствования династии Романовых. Много и плодотворно работал Соломко над иллюстрациями к русским сказкам, произведениям Пушкина и Лермонтова, мифологическим сюжетам, делал рекламные плакаты.



Но критика с упорным постоянством не хотела признавать за художником выдающихся способностей. Общественные потрясения — революция 1905 г., октябрьский переворот, первая мировая война — не позволили общественности достойно оценить художника, не отразившего в своем творчестве этих событий. Художественное наследие Соломко никогда подробно не исследовалось. При огромном интересе к его рисункам и акварелям, Соломко продолжает оставаться малоизученным художником.



Александра Данилова (1903-1997), около 1924-1928

Иллюстрации Соломко сохранились только в дореволюционных изданиях и на старых почтовых открытках, известных лишь тем, кто их собирает. Однако, каким бы вульгарным на представлялся специалистам художественный почерк Соломко, его творчество неотделимо от художественного наследия дореволюционной России.



1900-е годы стали пиком популярности и востребованности художника. Популярность принесли не только исторические акварели и книжная графика, но и работы в области ювелирного искусства и костюма: художник создавал модели для Императорского фарфорового завода, сотрудничал с ювелирной фирмой К. Фаберже.



(Серебряная позолоченная и заштрихованная перегородчатая эмалевая живописная шкатулка. Эстимейт работы составляет 150,000 - 200,000 фунтов стерлингов. Откидная крышка с эмалевым мемориальным налетом изображает сцену свадьбы, напоминающую картины Константина Маковского и Сергея Соломко. Летние Русские торги на аукционе Bonhams.)



(крышка)

В 1903 году исполнил эскизы древнерусских костюмов для костюмированного бала в Зимнем дворце.



В 1910 году С. Соломко получил богатое наследство и поселился в Париже, на улице Донфер Рошеро, 75-77. Продолжал писать акварели, иллюстрировал книги издательства А. Ферру и других парижских издательств. Создавал серии открыток на темы русской старины для издательства Лапина.

В 1916 году работал по заказам Комиссии для сбора и хранения трофеев настоящей войны и увековечивания её в памяти потомства, занимавшейся созданием музея Первой мировой войны. По просьбе Комиссии, писал портреты кавалеров ордена Русского экспедиционного корпуса во Франции. Находясь во Франции, Соломко стал обращаться к новому для себя виду искусства — театральному костюму. Известны два примера его работ для крупнейших балерин начала XX века — Матильды Кшесинской и Анны Павловой.



Costume Picture (аукцион Bukowskis, Helsinki)



В 1921 году участвовал в выставке художников Императорской Академии художеств Петрограда, открытой в парижской галерее Магеллан. В 1925 году принимал участие в создании Русского художественно-промышленного института в Париже.

Последней работой стали иллюстрации к книге «Трофеи» Х.-М. Эредиа (1927). Был членом Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже (Общество им. И.С. Тургенева).

В 1927 году, в связи с его тяжелым заболеванием, общество провело несколько благотворительных вечеров в его пользу.

Умер Сергей Сергеевич Соломко в Русском старческом доме в 1928 году, похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа.



«Молитва», I четверть ХХ в.

Работы Сергея Сергеевича Соломко были предложены на аукционах несколько раз, по цене от 557 до 18 208 долларов США. С 2002 года рекордная цена для этого художника на аукционе составляет 18 208 долларов США за "ШЕСТЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ДЛЯ НАРОДНЫХ СКАЗОВ"/"A GROUP OF SIX ILLUSTRATIONS FOR FOLK TALES" (ниже), проданных на Sotheby's London в 2013 году.









(деталь)





















ПРОИСХОЖДЕНИЕ "ГРУППА ШЕСТЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ДЛЯ НАРОДНЫХ СКАЗОВ"

(Приобретено у художника Нино Мдивани (ум. В 1987 году). Подарок от настоящего владельца в середине 1980-х годов.

Семья Мдивани покинула Грузию и отправилась во Францию ​​вскоре после вторжения Красной Армии в 1920 году. Одна из пяти братьев и сестер, принцесса Нина Мдивани, встретилась с Соломко в Париже, и они оба планировали совместную работу над книгой народных сказок. Книга никогда не была написана, но шесть иллюстраций, написанных Соломко, оставались в коллекции принцессы Мдивани, пока она не подарила их в середине 1980-х годов.)



























Портрет Ивана Мазепы 














































































текст: https://rus-gal.ru/artists/solomko-sergey-sergeevich//

Tags: иллюстрации, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments