
Джон Сингер Сарджент - Игра в шахматы
Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent), (1856, Флоренция - 1925, Лондон), - американский художник, двоюродный брат известного ботаника Чарльза Сарджента, один из наиболее успешных живописцев периода Belle Époque.
Общепринятая датировка картины - 1907 год, однако авторитетная монография Чарлза Меррилла Маунта приводит в качестве даты 1908 год. Картина была вкладом Сарджента в Большую лотерею Центральной галереи искусств в 1924 году.
Хотя действие картины Сарджента происходит на Востоке, она была создана во время его летней поездки в Casa Purtud на севере Италии в области Валле-д’Аоста. Действие картины происходит у небольшого ручья на горном массиве Peuterey вблизи Casa Purtud, где Сарджент со своими близкими отдыхал летом с 1904 по 1907 годы. Ничем не примечательный ручей является притоком небольшой реки Дора-ди-Вени, которая течёт от Лак-де-Комбаль до Валь Вени. Это место приобрело большое значение для художника, неоднократно рисовавшего его маслом и акварелью, восхищаясь причудливыми рельефами и световыми эффектами. Покидая Лондон, Сарджент захватил собственный реквизит для будущих картин, он включал восточные костюмы, а ручей и его луга превратились в сценические декорации. Белая шёлковая одежда с зелёными пятнами, присутствующая на картине, также появляется на полотнах Сарджента "Ручей" ("The Brook", 1907, Частная коллекция), "Зулейка" (1907, Бруклинский музей искусств) и на портрете Альмины Вертхаймер (1908).

Джон Сингер Сарджент - Ручей (Турецкая женщина у ручья) - 1907

Джон Сингер Сарджент - Зулейка (1907)

Джон Сингер Сарджент - Альмина дочь Ашера Вертхаймера - 1908
Сарджент был холостяком с широким кругом друзей. Современники воспринимали его как уравновешенного и даже скрытного человека, возможно, скрывавшего свой сложный и страстный внутренний мир и предполагаемую многими его знакомыми гомосексуальную ориентацию. Современники также отмечали и его интерес к женскому полу. Между 1905 и 1914 годами наиболее близкими друзьями Сарджента была супружеская пара художников Уилфрид де Глен и Джейн Эммет де Глен (Wilfrid и Jane de Glehn). Вместе они проводили лето во Франции, Испании или Италии, изображали друг друга на своих картинах во время путешествий. Уилфрид и Джейн де Глен сопровождали Сарджента и в 1907 году во время пребывания в Casa Purtud. 13 августа Джейн писала своей матери:
"Вчера я провела целый день, позируя с утра в турецком костюме для Сарджента на мшистых берегах ручья. Я и Роза-Мари, одна из самых маленьких Ормондов. Он создаёт настоящий гарем для себя на берегу ручья. У него есть прекрасные восточные одежды и платья, любого он может изобразить в них".
В "Игре в шахматы" две фигуры поглощены игрой в шахматы. Женская фигура не может быть идентифицирована (греческий искусствовед Νικόλας Σφήκας предполагает, что это может быть одна из племянниц художника), но мужчина легко отождествлён искусствоведами. Это лакей Сарджента - Николя Д’Инверно (Nicola d'Inverno), который часто ездил за границу со своим господином. Николя Д’Инверно запечатлён на нескольких других картинах художника.
Картина изображает прекрасный мир красоты, фантазии и чистого искусства, в котором пребывает на отдыхе художник вместе со своими близкими друзьями.
Восточный колорит картины не случаен. Он не является уникальным в творчестве художника. Воображение Сарджента часто подпитывали восточные сюжеты и образы, возможно, их стимулировал его второй визит на Ближний Восток в 1905-1906 годах. Он, как известно, "поглощал" в большом количестве сказки "Тысячи и одной ночи" и европейские стилизации под них. Одной из любимых книг Сарджента был "Ватек" Уильяма Бекфорда.
В картине "Игра в шахматы" заметно влияние творчества Антуана Ватто, Жана Оноре Фрагонара, но с налётом таинственности и неоднозначности. Прослеживаются связи с творчеством французских художников-ориенталистов XIX века.
Искусствоведы высказывали предположение о близких отношениях изображённых персонажей, подчёркиваемых композицией картины. Это необычная вертикальная композиция, сжимающая пространство холста. Изображение близко духу стиля рококо: динамические кривые и причудливые складки драпировок устанавливают прочные внутренние ритмы композиции. Техника Сарджента виртуозна, он наносит на поверхность энергичные широкие мазки густым слоем и создаёт сочную по цвету и шероховатую на ощупь поверхность холста.
Джон Сингер Сарджент был заядлым шахматистом, хотя и любителем, а не профессионалом. В свои длительные поездки он всегда брал комплект шахмат. Существует датированный 1917 годом рисунок Раймонда Кросби (Raymond Moreau Crosby) наклонившегося Сарджента, предположительно размышляющего над шахматной партией (или по другой версии - над книгой).

Раймонд Кросби - Портрет Джона Сингера Сарджента - (возможно, склонившегося над шахматной доской) - 1917
В настоящее время картина "Игра в шахматы" находится в Гарвардском клубе Нью-Йорка (Harvard Club of New York), она оценивается в 12,5 миллионов долларов.

Гарвардский клуб Нью-Йорка, где хранится картина
Community Info