КОРОЛЕВА КРИСТИНА (koroleva_kristi) wrote in lovers_of_art,
КОРОЛЕВА КРИСТИНА
koroleva_kristi
lovers_of_art

Categories:

Как вы раму подберете - так картина "запоет"

1-Работы Виктора Васнецова в раме.jpg

Виктор Васнецов


"Полотно без рамы, затертое среди обиходных вещей, теряет красоту и силу. Нам не по себе, когда реальная стена вдруг обрывается, и мы без предупреждения, с маху попадаем в нереальное пространство картины. Не хватает шлагбаума. Это и есть рамка."

Хосе Ортега-и-Гассет, испанский философ


Теме обрамления произведения искусства всегда уделяли большое внимание мастера и владельцы работ. Если рама подобрана хорошо, то картина просто "запоет". Или же ее послание будет заглушаться слишком вычурным или недостаточно выразительным обрамлением. Ниже приведена краткая история и эволюция вопроса.


Прообразы современной картинной рамы использовались художниками Египта и древней Греции для того, чтобы разделить настенные изображения на отдельные секции. Для выделения фресок или мозаики на общей плоскости стены использовали нарисованную узорную или однотонную рамку; часто картины помещали в ниши. Самым старым рамам, найденным археологами при раскопках гробниц Египта - более 4 тысяч лет. Картины рисовали чаще всего на дереве, рама и основа картины представляли собой единое неделимое целое.



2-Портрет неизвестной (в авторской раме) - Иван Кузьмич Макаров - 1860.jpg

Иван Кузьмич Макаров - Портрет неизвестной (в авторской раме) - 1860



Считается, что автором первой отделенной от изображения рамы стал художник Джентиле да Фабриано. Его алтарная панель "Поклонение волхвов", обрамленная резной архитектурной рамой сложной островерхой конструкции, была создана в 1423 году. Несколько позже в оформлении рам появились драгоценные и полудрагоценные камни, багет инкрустировали жемчугом, перламутром и слоновой костью.

Примечание. Багетом называют бруски, имеющие гладкий или резной профиль, из которых изготавливают рамы для оформления картин, фотографий, вышивки и других плоскостных объектов изобразительного и прикладного искусства. Термин "багет" родом из Франции 9 от слова baguette, в буквальном переводе означает "палочка".



3-Поклонение волхвов - Джентиле да Фабриано.jpg

Джентиле да Фабриано - Поклонение волхвов



С развитием портретной живописи художникам понадобились новые недорогие варианты оформления своих работ - так родились кассетные рамы, иначе называемые "коробочка". Их элементы конструктивно соединялись под различными углами - 45 градусов (т.н. митровое соединение), и 90 градусов, и имели одинаковый несложный узор по всей длине багета.

В середине XVI века главный архитектор Венеции, скульптор Якопо Сансовино, создал собственный тип рамы, включив в украшение багета резные элементы в виде симметричных крупных завитков, перемежавшихся изображением человеческих фигур и животных. Этот тип рамы получил имя создателя - "рама Сансовино". Во времена Ренессанса изготовление рам для картин стало отдельным искусством, живописцы создавали изысканные эскизы для резного багета и часто выполняли рамы самостоятельно.



4-Эль Греко -  Христос несущий крест - в раме Сансовино.jpg

Эль Греко - Христос, несущий крест (в "раме Сансовино")
Фото: metmuseum.org



В 2015 году в лондонской Национальной Галерее проходила специальная выставка, посвященная рамам Сансовино. Среди жемчужин - картины Тициана, обрамление которых прекрасно сохранилось.





Frames in Focus: Sansovino Frames - The National Gallery, London



С изобретением и распространением масляной живописи художники Ренессанса стали использовать в качестве основы картины загрунтованный холст, натянутый на подрамник. Для оформления таких работ нужны были новые профили багета, учитывающие толщину подрамника, которая варьировалась от мастера к мастеру. Барокко принесло с собой моду на овальные, богато украшенные рамы - это во многом было связано с овальной же формой портретов, создаваемых художниками того времени. Вошли в моду резные украшения в виде гирлянд из фруктов и цветов.

С учетом вкуса заказчика менялся фасон рамы, она становилась все более пышной - так появился еще один тип рамы, называемый "галерейной". Такая рама могла иметь симметричные вертикальные стороны, а верхняя и нижняя планки были различной ширины и имели отличия в узоре. Среди элементов украшений появились раскрашенные гербы и картуши, знамена и оружие.



5-В мастерской художника (в авторской раме) - Константин Егорович Маковский.jpg

Константин Егорович Маковский - В мастерской художника (в авторской раме)



Рококо подчинило стилистику рамы общей архитектурной отделке интерьеров, привнеся в багетные узоры сложные завитки и венки, вензеля и гирлянды. А вот ампир , напротив, придал рамам строгости и привнес в обрамление картин античную стилистику и симметрию. Классицизм лишил картинные рамы причудливости и резьбы - багет стал гладким, а на первое место выступила природная красота дерева ценных пород.

Материал для багета всегда имел большое значение: для простых профилей использовали тополь, для более мелких сложных узоров - липу. Готовые рамы покрывали позолотой. Дорогая древесина грецкого ореха использовалась для незолоченых или частично золоченых рам - так подчеркивалась изысканная структура самого материала. Цвет древесины грецкого ореха считался настолько красивым, что мастера научились его имитации в багетах из других пород дерева. Высоко ценились рамы из черного дерева — так называемые «эбеновые», а также красного и розового дерева.



6-Вермеер - Дама в голубом читающая письмо.jpg

Вермеер - Дама в голубом читающая письмо
Рама имеет значение: сравните позолоту, дуб, черное дерево



Картина Вермеера "Дама в голубом, читающая письмо" за время пребывания в Рейксмузеуме несколько раз меняла рамы. После реставрации, предваряющей японские гастроли работы, завершившиеся в 2012 году, картине примерили современную раму под черное дерево: видимо, учли предпочтения самого Вермеера. Большей частью там, где он изображал интерьеры с картинами на стенах (к слову, это были работы из коллекции тещи), рамы довольно просты с виду, по-видимому - как раз эбеновые. Но музейщикам такой вариант не понравился: картина стала смотреться тускловато. Так что они пока в поисках идеала: достойной рамы черного дерева XVII века. В настоящее время используется позолоченный вариант времен французского Регентства" (XVIII век).



7-Владимир Боровиковский - Лизынька и Дашинька - 1794.jpg

Владимир Боровиковский - Лизынька и Дашинька - 1794
Рама к картине выполнена во второй половине XIX-го века, вероятно, из липы.



8-Василий Пукирев - Неравный брак.jpg

Василий Пукирев - Неравный брак
На раме к "Неравному браку" мы видим флердоранж - цветки апельсинового дерева. Ими принято украшать и голову невесты.



Раньше изготовление резного багета было исключительно ручным трудом, секреты золочения, грунтовки и резьбы передавались из поколения в поколение. Только в начале ХХ века багет стал изготавливаться фабричным способом. Современный багет делают из дерева, пластика или металла.



12-Работа Игоря Гусева.jpg

Игорь Гусев
На выставке современного художника Игоря Гусева в Одесском художественном музее: "новоделы" внедрены в традиционную экспозицию.



Для деревянного багета в настоящее время используют как твердые, так и мягкие породы древесины. Материал для багета должен иметь однородную структуру, быть сухим и выстоянным, чтобы дерево впоследствии не "повело". В процессе производства багет обрабатывают специальными пропитками и лаками, многократно шлифуют. Для получения узорчатых рельефов используются специальные пастозные материалы или фрезерный станок. Для того, чтобы получить красивое и гармоничное обрамление, мастера-багетчики подбирают узор и рельеф багета так, чтобы он идеально совпадал в местах соединения. Цвет багета также играет большую роль в обрамлении картины и подбирается как под цветовую гамму изображения, так и под основные цвета интерьера, в котором ее поместят.

Истинные мастера обрамления картин нарабатывают опыт годами, владеют множеством сопутствующих знаний и умений, прекрасно разбираются как в искусстве, так и в дизайне интерьеров.



14.jpg


13.jpg

Фон, интерьер - все играет свою роль и создает различное впечатление от одной и той же работы в раме. Посмотрите, как по-разному представляют картину Вермеера музейщики разных стран.


Помимо направленности на визуальную гармонию, создание "правильной" рамы для конкретного произведения искусства влечет за собой расчет самых разных технических параметров.

Рама - это не только художественное обрамление, но еще и несущая конструкция для картины, место которой - на стене. Следовательно, система подвеса и удержания картины - еще одна составляющая качественно сделанной рамы, за которую отвечает мастер-багетчик.

Сегодня картины часто помещают под стекло - значит, багет конструктивно должен быть предназначен для картин с остеклением, а сама рама сделана настолько прочно, чтобы выдержать общий вес оформленного произведения, которое годами будет висеть на стене и радовать глаз владельца.



15-Кадр из фильма Лучшее предложение.jpg

Кадр из фильма "Лучшее предложение" - Италия - 2013



Как вы раму подберете - так картина "запоет"



Tags: декоративно-прикладное искусство, живопись, история
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Лермонтов и Нина, или Возможная встреча...

    Нина – это Нина Александровна Грибоедова, в девичестве Чавчавадзе, жена Александра Сергеевича Грибоедова с 22 августа 1828 года по 30 января…

  • Изабелла Каролевич/художница .

    Скажи, мне где тебя найти, Какие приведут пути, Я в ветре слышу голос твой, Как будто ты рядом со мной, Ты сердце моё и душа, Я…

  • На кресте. И с крестом...

    Чтобы закончить тему Реалистических скульптур и Натуралистических надгробий - тема Христа. Вот такое распятие в храме св. Сальвадора…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments