koshkin_ogorod (koshkin_ogorod) wrote in lovers_of_art,
koshkin_ogorod
koshkin_ogorod
lovers_of_art

Categories:

Женский образ в живописи художника Николая Фешина

dama-v-chernom-portret-a.n.feshinoj-1924 (626x700, 567Kb)

Дама в сером (Портрет А.Н. Фешиной). 1924


Николай Иванович Фешин (1881, Казань - 1955, Санта-Моника, Калифорния), в 1976 перезахоронен в Казани, - русский и американский художник. Живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна.



feshin (169x218, 9Kb) Фешин Николай Иванович (1881-1955) - один из самых выдающихся рисовальщиков первой половины ХХ века, академик живописи, действительный член Петербургской Академии Художеств (1916), член Товарищества передвижных художественных выставок (1916).
Родился Николай Иванович в Казани в семье, причастной к художественному мастерству. Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И.Е. Репина.





missis-kreg-1923 (654x626, 577Kb)

Миссис Крэг. 1923



Портрет Веры Фокиной. 1926 (651x664, 325Kb)

Портрет Веры Фокиной. 1926



dama-za-manikyurom-portret-m-lle-zhirmond-1917 (623x700, 672Kb)

Дама за маникюром (Портрет м-ль Жирмонд). 1917



- (626x700, 250Kb)

Миссис Фешина с дочерью. 1922




В Казань он вернулся преподавателем. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Здесь он стал действительным членом Академии художеств. Но Казань, город, хотя и являвшийся в то время культурным и административным центром Поволжья, все же не был городом столичным.



portret-ii-1923 (656x640, 641Kb)

Портрет Ии. 1923



portret-lilian-gish-v-roli-romoly-1925 (639x700, 597Kb)

Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы. 1925



Вот что пишет сам Фешин в своей автобиографии: "В Казани мы, студенты, варились все время в собственном соку, никогда не видя ни последних выставок, ни картин, которые заслуживали того, чтобы их посмотреть. Нетрудно представить, каким чудодейственным городом представлялся мне Петербург с его первоклассными музеями, театрами и другими ценностями".



portret-m.v.evlampievoj-1914 (652x598, 480Kb)

Портрет М.В. Евлампиевой. 1914



portret-n.m.sapozhnikovoj.-etyud-1915 (653x679, 622Kb)

Портрет Н.М. Сапожниковой. Этюд, 1915



Но странно то, что, учась в Петербургской Академии художеств, он не выполнил ни одной работы, связанной с этим прекрасным и величественным городом. Будучи посланным Академией художеств за границу, он не был очарован ни Парижем, ни Германией, ни Италией. Дочь художника Ия вспоминала: "Не было ничего такого особенного, чем бы отец был восхищен. Ему не нравился Париж. Там не было ничего, что впечатлило бы его. Он был в Италии, и только в Неаполе рыбный базар заинтересовал его".



portret-t.a.popovoj-1917 (653x500, 543Kb)

Портрет Т.А. Поповой. 1917



portret-zheny-arhitektora-sidorchenko-1915 (642x700, 591Kb)

Портрет жены архитектора Сидорченко. 1915



Фешин во время учебы в Академии почти в каждом году его пребывания в ней брал отпуск для поездок по России "с целью художественных работ с натуры". За исключением 1903 года, когда он побывал в Сибири, основные места его поездок - все то же, родное ему, среднее Поволжье и Нижегородский край.



vesna-v-stepi-portret-a.n.feshinoj-1913 (618x700, 710Kb)

Весна в степи (Портрет А.Н. Фешиной). 1913



zolotye-volosy-1914 (652x690, 678Kb)

Золотые волосы. 1914



Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: "Дама в лиловом", "Портрет Н.М. Сапожниковой", "Черемисская свадьба". В 1909 году была написана конкурсная "Капустница", давшая ему право пенсионерской поездки за границу. В этих картинах определился не только язык, но и главная тема творчества Фешина - человек в его разных ипостасях: создание природы и творение культуры.



За самоваром. Портрет О.М.Ясеневой. 1913 (654x513, 484Kb)

За самоваром. Портрет О.М.Ясеневой. 1913



+Портрет мадемуазель Подбельской. (655x679, 687Kb)

Портрет мадемуазель Подбельской



Фешин - художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читается и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции. Все трансформировано в единую систему... Процесс важнее результата, поэтому работы часто не закончены, либо "как бы" не закончены; создание произведения не останавливается во времени и свершается на наших глазах.



Портрет жены с дочерью. 1920-е (655x672, 683Kb)

Портрет жены с дочерью. 1920-е



Портрет Н.М.Сапожниковой. 1916 (656x622, 615Kb)

Портрет Н.М. Сапожниковой. 1916



С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе и после Европы возвращается в родной город. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. В это время созданы два больших жанра: "Обливание" и "Бойня", великолепные работы 1910-1918 годов: "Портрет архитектора П. Абрамычева", портреты Вари Адоратской, отца.



Портрет Вари Адоратской (1914). (652x616, 473Kb)

Портрет Вари Адоратской. 1914



portret-ulyany-kitaevoj-1912 (614x700, 562Kb)

Портрет Ульяны Китаевой. 1912



Революция повлияла на смену тем. Фешин пишет серию исторических портретов по заказам советских учреждений: деятели революции и великие музыканты. Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность.



russkaya-devushka-portret-ariadny-mikeshinoj-19231926 (610x700, 676Kb)

Русская девушка (Портрет Ариадны Микешиной). 1923-1926



+Portrait of Mary Kiker, 1931 (611x700, 534Kb)

Портрет Мари Кикер. 1931



Следующий период творчества Фешина связан с США. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923-1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы - Фешин даже вел специальный мастер-класс.



aleksandra-na-volge-1912 (549x700, 545Kb)
Александра на Волге. 1912



dama-v-sinem-19231926 (559x700, 440Kb)

Дама в синем. 1923-1926



Он участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные показы в крупнейших галереях. Работы покупали чуть ли не с мольберта. Его моделями хотели быть кинозвезда Лилиан Гиш, популярная романистка Уилла Катер и многие другие. Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, - портрет Давида Бурлюка, "Ия с дыней", "Мать и дочь".



obnazhennaya-so-spiny-ok.-1915 (571x700, 657Kb)

Обнаженная со спины. Около 1915



portret-aleksandry (572x700, 564Kb)


Портрет Александры. 1927-1933



Но все же главным местом в Америке и наиболее продуктивным периодом творчества для художника стал Таос, где им выполнены самые великолепные произведения - портреты местных жителей. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Семья Фешиных объездила половину Америки в поисках подходящего варианта, но все было не то. Друг - художник Янг-Хантер попросил Мэйбл Додж Люхан - богатую даму, покровительницу искусств, пригласить Фешиных в Нью-Мексико, в Таос.



portret-izabel-1923-1927 (573x700, 614Kb)

Портрет Изабель. 1923-1927



portret-m.g.medvedevoj-1912 (599x700, 646Kb)

Портрет М.Г. Медведевой. 1912



Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. Это происходит почти со всеми, кто оказывается в Таосе, небольшом поселении, окруженном горной цепью Сангри де Кристо, от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде. Мощь природы, индейская культура, испанские поселения - все смешалось в особый коктейль.



portret-n.m.sapozhnikovoj-u-royalya-1916 (607x700, 562Kb)

Портрет Н.М. Сапожниковой у рояля. 1916



princessa-1940-e (585x700, 563Kb)

Принцесса. 1940-е



Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. Решая проблему идентификации американского искусства, они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев, испанскую архитектуру. К моменту приезда Фешиных это была цветущая художественная колония, которая, благодаря Мэйбл Додж, превратилась в международную и стала одним из центров американского модернизма.



Девочка с острова Бали (1938) (559x700, 502Kb)

Девочка с острова Бали. 1938



+Nude Woman, 1923 (569x700, 479Kb)

Обнаженная женщина. 1923



Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Его рисунки индейцев Таоса - одни из самых романтических, возвышенных образов "людей земли". Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. Интенсивнее работать просто невозможно.



+Portrait of Duane, 1926 (561x700, 485Kb)

Портрет Дианы. 1926



+iya-v-kimono-kon.1930-h (527x700, 521Kb)


Ия в кимоно. Конец 1930-х



Все кончилось в 1934 году, когда жена Александра подала на развод, устав жить в тени мужа и терпеть его вспыльчивый импульсивный характер. Впоследствии художник с дочерью переедут в Нью-Йорк и Лос-Анджелес, а Александра Фешина до конца жизни проживет в их таосском доме.



+Дама в лиловом(Портрет_неизвестной). 1908 (532x700, 483Kb)

Дама в лиловом (Портрет неизвестной). 1908



+portret-devushki-1940-enach.-1950-h (579x700, 454Kb)

Портрет девушки. 1940-е - начало 1950-х



Оставив дом и мастерскую, они с дочерью, которая предпочла быть с отцом, оказались ни с чем. Все опять нужно было начинать заново. Фешина вновь спасло искусство. И он будет еще двадцать лет жить в Лос-Анжелесе, будут новые работы, поездки и увлечение Востоком. К концу жизни художник остался без сбережений и зарабатывал на жизнь частными уроками рисования.




+iya-ser.1930-h (572x700, 301Kb)


Ия. Середина 1930-х



+devochka-s-ostrova-bali-posle-1938-2 (590x700, 153Kb)

Девочка с острова Бали. После 1938


Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Фешин тихо умер во сне в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955, за месяц до своего 75-летнего юбилея. Исполняя волю отца, его дочь художник Ия Николаевна Фешина-Бренхам в 1976 году привезла прах отца в Казань и захоронила на Арском кладбище. В 1981 в его доме в Таосе был основан Институт Фешина - с музеем и образовательным центром.



Женский образ в живописи художника Николая Фешина



Tags: Россия, США, живопись, портрет, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments