По городам и весям (suomilarissa) wrote in lovers_of_art,
По городам и весям
suomilarissa
lovers_of_art

Categories:

СИЦИЛИЯ. Домский собор Чефалу.

Домский собор Чефалу - Duomo di Cefalù - важнейший памятник арабо-норманнского стиля на Сицилии, сохранивший в основном свой внешний и внутренний вид XII-XIII веков. В соборе известные византийские мозаики XII века. Строительство собора было начато при основателе и первом короле Сицилийского государства Рожере II и велось с 1131 по 1267 год. Строго говоря, строительство собора так и не было завершено.
01.
Cefalu. Il Duomo. (25).jpgБлагодаря незначительным перестройкам, собор Чефалу внешне сохранил свой норманнский облик гораздо в большей степени, чем другие сицилийские церкви того же периода (Марторана, соборы в Мессине, Монреале). Кроме того, в отличие от собора Монреале, фасад собора Чефалу оказался более завершённым (возведены полностью обе башни, присутствуют оба шпиля).
Место для строительства собора было тщательно выбрано. Сразу за зданием собора над Чефалу резко поднимается огромная по сравнению с окружающим пейзажем скала, особая форма (голова) которой дала название городу. Благодаря такому расположению, собор оказывается связующим звеном между скалой и городом и визуально кажется неизмеримо выше соседних зданий.
02.


Это впечатление усиливается тем, что главный западный фасад собора расположен выше Соборной площади, и к входу ведёт высокая лестница.
03.




04.

Высокая кованая ограда террасы собора. Справа, за оградой, виднеется здание старинной церкви - оратории 1688 г.
05.



Западный фасад собора ограничен в пространстве двумя мощными норманнскими башнями со стрельчатыми окнами. Эти башни, хотя и кажутся одинаковыми, не являются симметричными. Юго-западная (правая) башня завершается шпилем, квадратным в горизонтальном сечении, и зубцами, напоминающими по форме митру. Северо-западная (левая) башня имеет шпиль, восьмиугольный в горизонтальном сечении, и так называемые гибеллинские зубцы. По мнению исследователей, строители Чефалу таким образом отразили сложный статус Сицилийского королевства: с одной стороны, Сицилия была вассальной территорией Папы, с другой — управлялась Фридрихом II, всё царствование которого прошло под знаменем борьбы за преимущество императорской власти над папской.
06.

Il Duomo.



Различаются между собой и самые верхние окна башен: в правой башне они имеют типичную для норманнской Сицилии двустворчатую форму с узкой колонной посередине, а в левой — простую одностворчатую.
07.
Чефалу. Домский собор.


Верхняя площадка лестницы соединена с обширной террасой, предваряющей вход в собор. Эта терраса первоначально была кладбищем и, согласно традиции, насыпана землёй, привезённой из Иерусалима.
08.



Колоннада и вход в собор.
09.



Верхняя часть фасада украшена типичным для арабского искусства двойным узором из переплетающихся ложных арок и инкрустаций из рыжей лавы.
10.



Первоначальную нижнюю часть фасада закрывает трёхчастный портик, пристроенный в XV веке и приписываемый Амброджо да Комо. В отличие от собора Монреале, портик Чефалу, хоть и пристроенный спустя три столетия, органично вписался в фасад собора.
11.11.


12.



13.
Портал собора.



Находящиеся за портиком врата собора обрамлены богато украшенным мраморным порталом. (Верхняя часть портала закрыта предохраняющей от птиц сеткой.)
14.



Главный неф отделен от боковых приделов двумя рядами античных колонн (14 - из гранита, 2 - из мрамора), завершающихся резными капителями римского и коринфского стилей. Колонны датируются II веком новой эры. На колоннах покоятся стрельчатые арки, имеющие арабское происхождение. Капители двух последних от входа колонн, поддерживающих триумфальную арку, имеют более позднее происхождение (предположительно, работа апулийских мастеров середины XII века).
15.
Sicilia-2011 349 (2).jpg


В XVII-XVIII веках интерьер собора был переделан в стиле барокко, а в ходе реставрации в XX веке барочные наслоения были почти полностью удалены.
Боковой (левый) неф собора.
16.
Cefalu. Il Duomo. (32).jpg



Алтарь бокового нефа.
17.
Алтарь бокового нефа.


Боковой неф.
18.



В правом (южном) приделе достопримечательность собора - крестильная купель XII века, вырубленная из цельного камня и декорированная четырьмя скульптурными львами.
19.
-----



Алтарь.  Распятие работы Гульельмо да Пезаро (1468 г.).
20.



Скульптуры алтарной части собора.
21.


Скульптуры алтарной части собора.
22.



Алтарная часть - деталь.
23.



Мозаика алтарной части.
24.



Главная достопримечательность собора Чефалу - мозаики, покрывающие стены алтарной части. Большая часть из них выполнена византийскими мастерами, приглашёнными Рожером II в 1145 году. Как свидетельствует надпись в апсиде, мозаики верхней части апсиды были завершены в 1148 году. Мозаики нижней части стен апсиды и боковых стен пресбитерия были завершены позднее, некоторые изображения датируются XVII веком. Мозаики XII века — византийские по одежде, построению (типичная иерархическая система изображений) и надписям (все подписи на образах - греческие, а не латинские).
25.
Византийская мозаика.


На снимке сверху: Христос Вседержитель, Богородица с архангелами. Верхний Апостольский ряд (слева направо): Марк, Матфей, Пётр, Павел, Иоанн Богослов, Лука. Нижний Апостольский ряд (слева направо): Филипп, Иаков Зеведеев, Андрей Первозванный, Симон Зилот, Варфоломей, Фома.
26.



Над образом Христа мозаичисты изобразили четырёх Херувимов и четырёх Серафимов.
27.


Потолочная роспись апсиды.
28.



29.



Конху апсиды занимает огромная мозаика Христа Пантократора (Вседержителя). Пальцы правой руки Спасителя сложены для благословения, в левой руке Он держит Евангелие, открытое на стихе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12), написанном на латинском и греческом языках. Образ Христа Пантократора широко распространён на православном Востоке и был перенят норманнской архитектурой: соборы в Монреале, Мессине, Палатинская капелла. Отличие Пантократора из Чефалу от подобных ему образов - две сбившиеся пряди на лбу Спасителя (впоследствии эта особенность повторена сицилийскими мозаичистами в куполе Палатинской капеллы). Специалист по норманнской Сицилии Джон Норвич так описал Христа Пантократора из Чефалу: "Он (автор мозаики) создал самое великое изображение Вседержителя — возможно, самое великое из всех изображений Христа — в христианском искусстве. Только одно изображение в Дафни около Афин может с ним сравниться; но хотя они и относятся почти к одному времени, контраст между ними поразителен. Христос из Дафни тёмен, тяжёл, угрожающ; Христос из Чефалу, при всей Своей силе и величии, не забыл, что Его миссия — искупление. В Нём нет ничего мягкого и слащавого; однако печаль в Его глазах, открытость Его объятий и даже два отдельных локона, спадающие на лоб, говорят о Его милосердии и сострадании."
30.
Христос Пантократор.


Общий вид интерьера собора.
31.
Cefalu. Il Duomo. (31).jpg


Барочное надгробие.
32.
Надгробие


Мадонна.
33.
Sicilia-2011 033 (2).jpg


Собор открыт для посещения весь день. Плата за вход не берётся. Фотографировать можно свободно. Как и во всех католических храмах, в соборе свежие цветы: здесь были огромные икебаны из белых роз.
33.
Икебаны собора в буднее время.


Эти икебаны остались в соборе после церемонии венчания.
35.
Икебаны цветов для церемонии венчания.


36.
Икебаны цветов для церемонии венчания.


Все фотоснимки мои - suomilarissa июнь 2011 г.

Tags: Италия, архитектура
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments