Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Венская фарфоровая мануфактура Аугартен.

Porzellanmanufaktur Augarten




Венская мануфактура Аугартен, расположенная в бывшем дворце эпохи барокко.





С именем Венской фарфоровой мануфактуры связано много интересных историй. Здесь и шпионские страсти, и предательство, и банкротства, и взлеты. Наверное, в Европе нет больше предприятия со столь насыщенной событиями историей. Как и большинство фарфоровых мануфактур Европы, за исключением английских и немецких,





Венская фарфоровая мануфактура была под патронажем императорского дома, создавалась на его средства и для раскрытия тайны фарфорового рецепта работали не химики-технологи, а императорские шпионы, банально утащившие рецепт фарфора с Мейсенской мануфактуры.



 

Венский фарфоровый завод (Императорская привилегированная фарфоровая мануфактура) был основан в 1718 году в Альзергрунде, неподалеку от Вены (район вошел в состав Вены в 1862 году). 





Технология производства мейсенского фарфора была полностью засекречена. Фарфор в Европе в те годы был дороже золота, его так и называли «драгоценное белое золото». Секретами его производства владели немногие, их называли «арканисты» — чародеи — от латинского слова arcanum «тайна». Это были химики-технологи и все они работали в Мейсене.





Тем не менее, Клавдий дю Покье —  курфюст в Саксонии, разузнал рецепт состава мейсенского фарфора и технологию его производства. Он смог по своим дипломатическим каналам с помощью императорского посла и секретного агента барона Дамиана Гуго фон Вирмонта переманить ремесленников из Мейсена в Вену и в 1718 году создать с их помощью второй в Европе фарфоровый завод.





Первоначально расположение завода было за пределами города для сохранения тайны. Императорский двор в Вене питал особый интерес в создании фарфоровой мануфактуры, поскольку хотел составить конкуренцию китайскому фарфору, пользовавшемуся бешеным спросом в Европе и получить мощный прилив денег в свою казну.





Поэтому, когда мануфактура была создана, император Карл VI подписал указ о персональной защите мануфактуры на 25 лет и монополию на производство фарфора на землях Габсбургов.





Однако, несмотря на столь мощные преференции, предприятие Покье было по уши в долгах и в 1744 году было выкуплено императрицей Марией Терезией Австрийской.

С этого периода изделия клеймились национальным гербом Австрии.





Изделия тех лет были кремового цвета и имели мягкий блеск и яркую окраску глазурями, по причине отсутствия необходимых запасов каолина. Этим они отличались от ослепительно-белых изделий Мейсенской мануфактуры.





Тогда же предприятие переходит на производство мелкой скульптуры. Мануфактура делает  продукцию в модном в то время стиле игривого рококо, под влиянием работ французского художника Антуана Ватто. Период 1744-1784 годов называется "пластический период".







Это время расцвета скульптурного рококо в искусстве фарфора. Директором предприятия в этот период была Франц Иосиф Вольф Розенфельд. Выдающимися художниками этой эпохи были скульптор Иоганн Йозеф Нидермайер и Георг Рафаэль Доннер, который работал в качестве модельщика на заводе с 1747 по 1784 год.





Керамическая скульптура тех лет отличалась сюжетами и формами. Если в Мейсене делали в основном ослепительно-белые скульптурки на библейские сюжеты, то Венская мануфактура предпочитала жанровые бытовые сценки. Тут и девушки в платьях с букетами в руках, и дети — пухлые пупсы, но вполне реальные, с игрушками и конфетами.





Мастера венской мануфактуры очень внимательны к деталям. Одежды героев проработаны с особой тщательностью, платья украшены кружевом, туфли бантами, точен каждый локон на прическе, каждая складка накидки, каждый цветок в руке. Движения и позы оживлены, лица улыбаются — это типичная венская пластика.





С 1784 года, в период директорства на предприятии Конрада Зоргеля из Зоргенталя начинается живописный период, который и дал название фарфору того времени «зоргенталь-фарфор». Предприятие всегда было убыточным и император Иосиф II мечтал избавиться от него.





Но поскольку желающих приобрести предприятие не было, император был вынужден принять решение найти нормального управляющего, который мог бы вывести предприятие на безубыточность и отделить его от императорского двора.





Назначив Конрада Зоргеля управляющим император поступил вполне дальновидно, поскольку Зоргель был не только успешным предпринимателем, вытащившим уже два императорских предприятия из убыточности, но и обладал прекрасным художественным вкусом.





Именно Зоргель понял, что предприятие должно противопоставить что-то особенное Мейсену и Севру, которые в тот период были главными его конкурентами.



И он смог придумать. Главной «фишкой» Вены стала сложная живопись по фарфору. На мануфактуре стали копировать пейзажи и античные сюжеты, обратились к классицизму в пластических работах. На завод стали принимать только живописцев, блестяще закончивших Венскую Академию Искусств.





Во главе мастерских были поставлены выдающиеся художники того времени. Только так можно было превратить предприятие в равное Севру и Мейсену. И предпритие стало высоко-рентабельным, приносящим императору солидный доход.



 

Но пожалуй, самым выдающимся периодом в истории Венской фарфоровой мануфактуры, создавшим целое направление в мировом искусстве был Бидермейер, продолжавшийся с 1805 по 1864 год, вплоть до самого закрытия завода.





Этот стиль появился как реализация чаяний нового буржуазного класса. С одной стороны он несет в себе богатство и пышность ампира, предшествующего ему. С другой стороны, он является продолжением романтизма и идеализма, и отражает потребность в камерности и сентиментальности.







Несмотря на обилие позолоты и сложный рельеф, главным в изделиях периода Бидермейера всегда будет мягкая интимность, выраженная в тонкой и очень мастерской живописи по керамике.

 



Бидермейер является логичным продолжением ампира, но одновременно с этим становится родным отцом модерна, продолжившим стремление в искусстве к интимности и естественности.





 

В 1864 году Венская фарфоровая мануфактура не выдерживает конкуренции с дешевыми чешскими изделиями и закрывается. Чтобы в 1923 году опять быть воссозданной в Аугартенском фарфоровом заводе, продолжающим традиции Венской фарфоровой мануфактуры до наших дней.

 





Фарфоровая мануфактура Аугартен   — первая в империи Габсбургов фарфоровая мануфактура, располагавшаяся в предместьях Вены.





Фактически фарфоровая мануфактура в Вене стала второй в Европе после Мейсенской.













Мануфактура разместилась в пригороде столицы. Прежнее расположение мануфактуры отразилось в современной названии улицы — Porzellangasse. Изделия «периода дю Пакье» имели черты позднего барокко.





 Вена была одним из европейских центров стиля рококо, что и отображалось на стилистике изделий.









Вена долго придерживалась стилистики барокко и рококо, поэтому классицизм имел ограниченное влияние. Стилистику классицизма в фарфоре воспроизводил Конрад Зоргель фон Зоргенталь. Наполеоновские войны в Европе поставили Венскую мануфактуру на грань исчезновения. Однако некоторе возрождение производство наметилось после 1814 года, когда именно в Вене собрались монархи европейских держав-победителей для решения судьб континента (Венский конгресс).









Конгрес длился долго, и монархи охотно приезжали на фарфоровую мануфактуру. Австрийское правительство дарило изделия мануфактуры знатным гостям, а производство получило мощный толчок для развития.







Мануфактура была вновь открыта в 1923 году.





«Супница с псевдоарабским декором», Венская мануфактура Аугартен. Так называемый «Перюод дю Пакье»





«Семья эрцгерцога Леопольда», работа Антонио Грасси.





Венский фарфор в стиле в стиле шинуазри, 1799 год





Фарфор с пейзажами, Вена.





Фарфор в стиле шинуазри, Вена, 1799 год.











«Венская роза» – известный узор эпохи бидермейер





«Дынный сервиз» Йозефа Хоффманна был создан в 1929 году.











































https://www.facebook.com/pg/Augartenporzellan/photos/?ref=page_internal/


http://newsland.com/community/88/content/farforovaia-manufaktura-augarten-porzellanmanufaktur-augarten/6340560/


Tags: Австрия, фарфор
Subscribe

  • Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов

    Аполлинарий Васнецов - мастер пейзажа. Хотя о творчестве младшего брата прославленного художника Виктора Васнецова известно не…

  • АКВАРЕЛИ MASATO WATANABE

    АКВАРЕЛИ MASATO WATANABE Масато Watanabe живет в Японии. Занимался иллюстрацией и черчением перспективы в течение 26 лет, в 2009 году Масато…

  • Генри Коллен (Henry Collen)

    Генри Коллен (Henry Collen), 1797-1879. Англия. Принцесса Виктория Виктория, герцогиня Кентская (1786–1861 гг.)…

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments