mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote in lovers_of_art,
mizantrop_1943
mizantrop_1943
lovers_of_art

Categories:

Карл Павлович Брюллов - мужские портреты

Автопортрет, 1848 (586x700, 56Kb)

Автопортрет, 1848


Карл Павлович Брюллов, настоящая фамилия художника - Брюлло (Brulleau), родился 12 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика Академии художеств, резчика по дереву и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло и его супруги Марии Ивановны Шредер, имевшей немецкие корни. Такая фамилия была у них, когда еще прадед был приглашен императрицей на фарфоровый завод лепщиком глины, и когда от второго брака у Поля Брюлло родились сыновья, решение было одно - будут художниками!



Автопортрет, 1833 (532x700, 38Kb)

Автопортрет, 1833


Карлуша был старшим: рос он хилым ребенком, и когда светило неяркое петербургское солнышко его выносили на травку. Едва он подрос отец подарил ему карандаши и, будучи строгим человеком, ставил условие - пока не будут нарисованы 20 лошадок - завтрака не будет! Мальчик набрал силенок и уже скоро стал непоседой.


Портрет графа К.А.Поццо ди Борго, 1833-1835 (613x700, 58Kb)

Портрет графа К.А.Поццо ди Борго, 1833-1835


В.А. Мусин-Пушкин, 1838 (450x524, 140Kb)

Портрет В.А. Мусина-Пушкина, 1838


Рисовать не хотелось и однажды за невыполненное задание отец стукнул его по голове. Удар был настолько сильным, что с тех пор Карл больше не слышал одним ухом! Он постоянно наклонял голову и в автопортрете мы видим этот наклон, но со свойственным только Карлу шармом.


Завьялов Федор, 1844 (525x700, 72Kb)

Портрет Фёдора Завьялова, 1844


Вместе с братом Александром он был отдан в Академию живописи , где провел 9 лет обучения. Карл рисовал легко, и многие ученики просили поправить работы, чтоб получить пятерку. Ватрушка за рисунок - такова цена правки! Карла любили, но на все похвалы он отвечал: "Вон брат Сашка талант, а я что".


Портрет Александра Брюллова, 1823-1827 (544x700, 63Kb)

Портрет Александра Брюллова, 1823-1827


Портрет А.К.Толстого, 1836 (539x700, 56Kb)

Портрет А.К.Толстого, 1836


Время пролетело быстро и вот выпускная работа: Академики молча смотрят на "Нарцисса". Спору нет, Брюллов - гордость академии, будущая слава России! Брюллов закончил Академию с Первой золотой медалью, получив аттестат 1-й степени "со шпагою" и целую пригоршню медалей разного достоинства.


Портрет А.Н. Львова, 1824 (541x700, 42Kb)

Портрет А.Н. Львова, 1824


В августе 1822 года Карл вместе с братом Александром стали первыми пенсионерами незадолго до этого возникшего Общества поощрения художников. Единодушно решено было послать их на стажировку в Италию, но к фамилии прибавили букву "в" - чтобы была более русской.


Портрет А.Н.Демидова, 1831 (504x700, 58Kb)

Портрет А.Н.Демидова, 1831


В то время русские художники проводили значительную часть своей жизни за границей обыкновенно в Риме. Бруни и Басин уже три года работали в Риме, когда прибыл туда Брюллов. В 1822 году Карл Брюлов выехал в Рим, расчитывая там остаться только на 3 года, но стажировка его продлилась 12 лет. В Италии известность Карлу принесли его 2 первые картины "Утро" и "Полдень". А заказная работа "Всадница" принесла уже славу!


Портрет А.Н.Струговщикова, 1840 (566x700, 45Kb)

Портрет А.Н.Струговщикова, 1840


В конце 1820-х годов уже прославленный живописец Карл Брюллов перебрался из Рима в Милан. В те дни молодой художник переживал мучительный разлад с собой: тоска по России нарастала, но вернуться на родину он не мог. И причиной тому были не только творческие планы, но и глубокие личные переживания...


Портрет актера В.В.Самойлова, 1847 (637x700, 33Kb)

Портрет актера В.В.Самойлова, 1847


Мысль о большой исторической картине не покидала Брюллова. Еще в 1822 году художник приехал в Помпею и был поражен зрелищем раскопанного археологами мертвого города. У художника возник замысел изобразить трагедию последних минут гибнущего города. После тщательной подготовки, занявшей шесть лет, художник приступил к написанию картины.

Работая над "Помпеей", огромным полотном, размер которого достигал 30 квадратных метров, художник доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской. Дописав картину, Брюллов остался ею недоволен. По его расчету фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать.


Портрет Анджело Титтони, 1850-1852 (434x700, 47Kb)

Портрет Анджело Титтони, 1850-1852


"Целые две недели, - говорил Брюллов, - я каждый день ходил в мастерскую, чтобы понять, где мой расчет был неверен. Иногда я трогал одно место, иногда другое, но тотчас же бросал работу с убеждением, что части картины были в порядке и что дело было не в них. Наконец, мне показалось, что свет от молнии на мостовой был слишком слаб. Я осветил камни около ног воина, и воин выскочил из картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена".


Портрет архитектора А.М.Болотова, 1843 (573x700, 48Kb)

Портрет архитектора А.М.Болотова, 1843


Над грандиозным холстом "Последний день Помпеи" художник начал работать в 1830 году и в 1833 году закончил картину. Успех картины превзошел все ожидания. Ее экспонирование в Риме и Милане сделало Брюллова первым и одним из немногих русских художников, получившим мировое признание. В Петербург "Помпея" была привезена в 1834 году. Академия художеств признала ее лучшим созданием живописи XIX века.


Портрет архитектора И.А.Монигетти, 1840 (575x700, 38Kb)

Портрет архитектора И.А.Монигетти, 1840


Сегодня необычайно модно упрекать эту работу Брюллова в незавершенности, в огрехах композиции и колорита, в театральности и искусственности. Ее сравнивают с фильмами-катастрофами. Но "Помпея" - не только катастрофа, зашифрована здесь и романтическая история любви.


Портрет архитектора К. А. Тона, 1823-1827 (593x700, 55Kb)

Портрет архитектора К. А. Тона, 1823-1827


Осенью 1835 года Брюллов был вызван в Россию императором Николаем I для занятия профессорской должности в Академии художеств. После двенадцатилетнего перерыва живописец возвращается на родину, встретившую его как национального героя, знаменующего будущий расцвет национальной живописи.


Портрет В.А.Жуковского, 1837 (513x700, 37Kb)

Портрет В.А.Жуковского, 1837


По возвращении Карла Петровича в Петербург он был принят Николаем I, с позволения которого Брюллов начал работу над историческим полотном "Осада Пскова". Для этого, через две недели после торжеств в Академии художеств в его честь, состоявшихся 11 июня, он отбывает в Псков. Работа над картиной продолжалась почти восемь лет, но так и не была завершена. Мечта живописца - создать более значительное, чем "Последний день Помпеи" произведение - не сбылась, после чего он не обращался больше к историческим сюжетам.


Портрет В.А.Корнилова, 1835 (495x700, 62Kb)

Портрет В.А.Корнилова, 1835


Во второй половине 1830-х и в 1840-х годах живописец создал целую галерею портретов своих современников, которые поражают бесконечным разнообразием, правдой и многогранностью характеристик. В это время были написаны, например, портреты Е.П.Салтыковой, графа А.А.Перовского (Антона Погорельского), В.А.Жуковского, И.А.Крылова.


Портрет графа А.А.Перовского, 1836 (512x700, 51Kb)

Портрет графа А.А.Перовского, 1836


Нередко бывал Брюллов у Пушкина на Мойке, и поэт заглядывал в его мастерскую, рассматривал только что законченные работы, альбомные рисунки. Они тесно сошлись. Среди столичной публики даже ходил анекдот, что Пушкин будто стоял перед Брюлловым на коленях. А между тем - это достоверный факт. Известно, что в январе 1937 года Александр Сергеевич побывал в мастерской художника. Одна из акварелей привела Пушкина в восторг, и он попросил ее в подарок. Когда же Брюллов ответил, что работа уже продана, поэт в шутку опустился на колени, настаивая на своей просьбе. Чтобы как-то смягчить отказ, Брюллов предложил написать его портрет и назначил время первого сеанса. Увы, условленный день оказался следующим после роковой дуэли...


Портрет графа B.А.Перовского, 1837 (433x700, 40Kb)

Портрет графа B.А.Перовского, 1837


Он только что обвенчался с юной талантливой пианисткой Эмилией Тимм, и жизнь, казалось, сулит ему только хорошее. И вдруг удар: жена, которую он считал идеалом чистоты, была уличена в любовной связи, начавшейся еще до замужества. Карл почувствовал себя обманутым и оскорбленным. Судьба, совсем недавно осыпавшая его своими дарами, в одночасье отвернулась. Громкий скандал, унизительная молва не утихали.


Портрет И.А.Бека, 1839 (572x700, 35Kb)

Портрет И.А.Бека, 1839


Через два месяца после венчания по требованию Карла они с Эмилией расстались. Но неприятности, сыпавшиеся на художника как из рога изобилия, на этом не прекратились. Он потерял благосклонность друзей и приобрел неприязнь двора - ведь заказанный императором Николаем I портрет так и не был начат. В эти черные дни любовь всей его жизни графиня Юлия Самойлова не оставила его: она была среди немногих, кто открыто поддержал художника. Но на этот раз расстояние между ними было слишком велико и разлука слишком долгой...


Портрет К.А.Яниша, 1841 (573x698, 16Kb)

Портрет К.А.Яниша, 1841


В Петербурге Брюллов вел занятия в академии по классу исторической живописи. В это время достроили Исаакиевский собор. Карлу было поручено сделать и расписать своды храма. Огромный купол почти в 600 квадратных метров требовал огромного труда! Карл работал как одержимый! Но сквозняки и холод свалили его в постель. Шея его не двигалась, руки с трудом брали кисть. Врачи предупредили о необходимости немедленного лечения. И Карл Брюллов уехал на остров Мадейру. Оттуда он перебрался в Италию, где и провел последние годы жизни.


Портрет капитана А.М.Костинича, 1835 (565x700, 41Kb)

Портрет капитана А.М.Костинича, 1835


Брюллов остро переживал вынужденную разлуку с родиной. В "Автопортрете" (заглавная иллюстрация) он изобразил себя полулежащим с откинутой назад головой. Бледное худое лицо несет отпечаток болезни. Это своеобразная исповедь сына века, сочетание высочайшего творческого напряжения и огромной усталости, благородства и силы духа со смирением перед обстоятельствами. Свой автопортрет художник написал во время обострения болезни в течение нескольких часов. Болезнь оказалась смертельной.


Портрет Кикина Петра Андреевича, 1821-1822 (603x700, 64Kb)

Портрет Кикина Петра Андреевича, 1821-1822


Почти перед смертью он написал картину "Ночь над Римом", где с закрытыми глазами ткнул кистью в полотно и велел похоронить его в этом месте. Карл Брюллов умер 12 июня 1852 года в местечке Марчиано, близ Рима. Многочисленные почитатели покойного на руках пронесли до кладбища Монте Тестаччо.


Портрет князя Г.Г. Гагарина, 1829 (580x700, 41Kb)

Портрет князя Г.Г. Гагарина, 1829


Портрет М.Ланчи, 1851 (553x700, 37Kb)

Портрет М.Ланчи, 1851


Портрет музыканта М.Виельегорского, 1828 (520x700, 70Kb)

Портрет музыканта М.Виельегорского, 1828


Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского, 1837 (478x600, 71Kb)

Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского, 1837


Портрет Н.В.Кукольника, 1836 (480x700, 33Kb)

Портрет Н.В.Кукольника, 1836


Александр Рибопьер, 1829 (474x650, 61Kb)

Александр Рибопьер, 1829


Портрет баснописца И.А.Крылова, 1839 (581x700, 33Kb)

Портрет баснописца И.А.Крылова, 1839


Карл Павлович Брюллов - мужские портреты



Tags: Россия, живопись, портрет, художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Наше вам с кисточкой..

    Художник Грабарь Игорь Эммануилович на автопортретах рисовал себя с палитрой в руках и кистями. Так что неудивительно, что скульптор Баранов Л.М.…

  • Поль Антуан Луи Бушар .

    Поль Антуан Луи Бушар (Paul Louis Bouchard), 1853-1937. Франция Автор

  • Найди 10 отличий, или Франция против всех

    Франция оказалась первой страной цивилизованного мира, куда мне довелось попасть после падения «железного занавеса». Перед этим…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments