Успенский Алексей Александрович (1892-1941) - Ленинград Мойка
Алексей Александрович Успенский погиб во время артиллерийского обстрела Ленинграда 8 ноября 1941 года.
Ленинградская пейзажная школа, - группа живописцев, работавшая в 1930-х-1940-х (некоторые исследователи расширяют временные рамки её существования - 1920-е-1950-е годы).
Художников этой школы объединяло, в первую очередь, типологическое родство их пейзажного творчества. Объединяет большинство этих художников и общая их трагическая судьба.
Художники ленинградской пейзажной школы - это ряд мастеров, которые сказали новое слово в теме городского пейзажа, раскрыв живописную красоту Ленинграда, как до них "Мир искусства" открыл его "графическую" красоту.
Основным критерием включения в "ленинградскую пейзажную школу" можно считать наличие определенных закономерностей, как в выборе сюжетов - преимущественно городской пейзаж, виды Ленинграда, так и в их воплощении, характерных для их творчества: культ индивидуального переживания, созерцательность, приглушенная цветовая гамма, туманная атмосфера. Они отличают школу от других работавших тогда в Ленинграде художников различных направлений: от устойчивой для Ленинграда традиции "Мира искусства", авангардистов, соцреалистов, неоакадемистов-пейзажистов.
Большинство художников, входящих в ленинградскую школу, объединяли, кроме творческого метода и ряда общих принципов, обучение у педагогов К. П. Петрова-Водкина, А. И. Савинова, О. Э. Браза, с 1910-х годов находившегося под влиянием новейшей французской живописи.
Но говорить о ленинградской пейзажной школе, как о цельном явлении, не следует - это, скорее, наметившаяся общая тенденция или, как теперь говорят, тренд.
Искусствовед Л. Мочалов называет следующих художников, творчество которых повлияло на ленинградских пейзажистов: Матисс (отчасти), Марке, Дюфи, Боннар, Вюйар, а сам их метод - "творческой переработкой импрессионистических и постимпрессионистических традиций".
Л. Мочалов отмечает, что художников, вполне оправданно ориентировавшихся "на более сильного соперника" (французских мастеров), "иногда шутя, иногда с оттенком завистливого недоброжелательства, ... называли "ленинградскими парижанами", или "маркистами" (от Марке). Они не обижались, не протестовали".
В довоенном Ленинграде бытовало выражение "художник французит", - пишет в блокадном дневнике Остроумова-Лебедева.
В адрес приверженцев французской живописи звучали упрёки в "мельчании", в использовании форм и традиций взятых напрокат и в приспособленчестве.
Как бы то ни было, но работы художников, которых условно можно отнести к ленинградской пейзажной школе, разнообразны и интересны.
Ниже приведены некоторые работы наиболее ярких представителей ленинградской пейзажной школы.
Карев Алексей Еремеевич (1879-1942) - Городской пейзаж - Андреевский рынок - 1927
Алексей Еремеевич Карев умер от голода в блокадном Ленинграде 5 декабря 1942 года.
Карев Алексей Еремеевич (1879-1942) - Нева - 1934
Лапшин Николай Фёдорович (1891-1942) - Нева. Первый снег - 1934
Николай Фёдорович Лапшин умер от голода в блокадном Ленинграде 24 февраля 1942 года. В последние месяцы жизни написал воспоминания, изданные в 2005 году.
Лапшин Николай Фёдорович (1891-1942) - Зима. Адмиралтейство
Гринберг Владимир Ариевич (1896-1942) - Набережная Невы зимой - 1936
Владимир Ариевич Гринберг умер от голода в блокадном Ленинграде 29 февраля 1942 года.
Владимир Ариевич Гринберг (1896-1942) - Городской пейзаж Ленинград - 1937
Тырса Николай Андреевич (1887-1942)- Интерьер церкви Николы Мокрого в Ярославле
29 января 1942 года тяжело больной художник был эвакуирован из блокадного Ленинграда. Николай Андреевич Тырса умер 10 февраля 1942 года в Вологде.
Ленинград в живописи 1930-1990 (первая часть)
Ленинград в живописи 1930-1990 (вторая часть)
Community Info