basilius3 (basilius3) wrote in lovers_of_art,
basilius3
basilius3
lovers_of_art

Categories:

Что это - "Калевала"?

Калевала" —собранный в XIX веке среди карел и финнов Э. Лённротом фольклорный материал и скомпонованный им в единую книгу.
Они свято хранили древние руны, уходящие своими истоками в глубины времён, поэтому "Калевала" считается одним из древнейших эпических произведений человечества. Установить точную дату большинства её сюжетов затруднительна.
image.jpg
[далее]
"Калевала" — языческая книга, как указывал финский ученый M. Хаавио, "культурная традиция, в которой жили ранние поэты, создавшие песни о Вяйнямейнене, была культурой шаманов. Те, кто творил поэмы о Вяйнямейнене, жили во времена когда шаман, мудрый человек, волшебник и колдун, играл важную роль в религиозной и социальной жизни древних корел и финнов. Благодаря его знаниям, он был посредником между человеком и миром духов, он владел также и другими сверхъестественными способностями".
image.jpg
Хорошо известно, что у многих народов древности, в том числе у финнов и корел, были группы людей, члены которых владели исключительными знаниями, недоступными для "непосвященных", впоследствии же, эти знания постепенно утрачивались, а колдовство сделалось собственно суеверием.
Об этом говорится и в "Калевале":
"Старый, верный Вяйнямейнен…
Пел дела времен минувших,
Пел вещей происхожденье,
Что теперь ни малым детям.
Ни героям непонятно.
… Распевал свои он песни,
Песни мудрости великой."
image.jpg
Древние герои "Калевалы" были героями песни и мудрости. Первые между ними - отец рун Вяйнямейнен и кузнец Ильмаринен. Вяйнямейнен был сильнейшим из героев, так как он был мудрейший из людей. В этом-то именно и лежит основная черта, отличающая карело-финское миросозерцание, от скандинавского, геройство которого всегда заключалось в воинских подвигах. У финнов и корелов геройская сила духовного свойства: дух владычествует над миром, сила есть только следствие мудрости, и сила без мудрости становится или смешной, или злополучной.
image.jpg
Суть содержания эпоса "Калевала" заключается в описании взаимоотношений, иногда враждебных, между двумя народами, один из которых живет в стране Калевы, а другой — в Похьеле.
image.jpg
Калева — имя родоначальника богов (героев), действующих в эпосе, поэтому край, где они совершают свои подвиги, и называется Калевалою.
Калева являлся отцом Вяйнямейнена и Леммикяйнена, а также родоначальником целого народа это же слово употребляется и в собирательном смысле для жителей Калевалы вообще. Калева был идеалом и началом богатырской доблести.
image.jpg
Похьела, по мнению ряда исследователей, подразумевается крайний север — Лапландия. В эпосе нередко используется и другое название Похьелы- Сариола (от финского "саари" — остров). Многие события карело-финского эпоса происходят в этой далекой и таинственной северной стране, расположенной на острове. Она одновременно и враждебна героям и является средоточием всех культурных и материальных благ. Яблоком раздора между финнами и лапландцами является какое-то сокровище под названием Сампо. Оно наделено огромной благодетельной силой, с его помощью можно получать хлеб, вот почему оба народа оспаривают друг у друга эту "драгоценность".
image.jpg
Известные карельские исследователи эпоса Э. Киуру и А. Мишин в своей книге "Фольклорные истоки "Калевалы", изданной в Петрозаводске в 2001 году, писали: "В "Калевалу" Э. Леннрот постарался включить все разнообразнейшие признаки и черты Сампо, известные ему по имевшимся в то время полевым записям. Основным признаком Сампо в "Калевале - является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю Вяйнямейнена".
"Сампо" толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Академик Б. А. Рыбаков высказал оригинальную идею, что Сампо — древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие.
Объяснение загадке "Сампо" дал профессор В.Н. Демин, он исходил из дошедшего до наших дней мифе о Золотом веке человечества. Золотой век — эпоха справедливости и благоденствия, которую античные авторы однозначно связывали с северной Гипербореей . Эта удивительная страна в глубокой древности располагалась на обширных пространствах европейского Севера, включающих в себя и территорию современной Карелии.
image.jpg
По мнению Демина, в памяти северных народов остались смутные воспоминания о Золотом веке. У карело-финских народов, оно запечатлелось в виде образа-символа волшебной мельницы Сампо. У древних саамов она называлась Сайво и представляла собой страну изобилия, существующей в потустороннем мире.
В русском фольклоре также имеются воспоминания о чудесной мельнице — символе вечного изобилия и счастья. Это — известный сюжет о волшебных жерновках. Герой добывает их на небе, взобравшись туда по стволу огромного дуба.
image.jpg
В исландских и норвежских преданиях герой по имени Амлоди является владельцем сказочной мельницы, которая некогда исторгала из себя золото, мир и изобилие. Вращать это гигантское сооружение призваны были две великанши, Фенья и Менья, так как обыкновенных человеческих сил было абсолютно недостаточно, чтобы сдвинуть его с места. Затем мельницу похитил морской царь Мизингер и погрузил на свой корабль. Мельница продолжала молоть, даже когда корабль начал тонуть, она вращалась и на дне морском, перемалывая камни и песок, одновременно с этим создавая огромный водоворот Мальстрим.
Подобно мельнице Феньи и Меньи, Сампо также, в конце концов, крадут и грузят на корабль. После чего она разлетается на куски.
Согласно преданиям индейцев чероки, "у людей Юга была кукурузная мельница, однако люди с Севера, завидовавшие их процветанию, разрушили мельницу и украли кукурузную муку. Возвращаясь обратно, они просыпали муку, оставляя позади себя белый след. Теперь на этом месте находится Млечный путь."
image.jpg
В одном из сохранившихся мифов племени атцеков говорится, что "Когда мельница перемолола кости людей, погибших во время всемирного потопа, в муку, а боги напустили в нее крови, то получилась плоть нынешних людей".
Американский исследователь Г. Хэнкок, изучив все известные фольклорные источники, в которых присутствует образ "мельницы", пришел к удивительному выводу, что за этим образом скрывается знание описывающее некое глобальное событие космического масштаба и известное многочисленным культурам древности. Он пришел к выводу, что образ "мельницы" — символическое изображение разрушительных космических процессов, свидетелями которых являлись древние народы.
Именно поэтому "мельница" всегда ломается. Это символическое изображение смены эпох, глобальных космических изменений, отражающихся на Земле в виде потопов и оледенений. Наряду с "мельницей", множество мифов со всех концов древнего мира живописует геологические катастрофы с яркими подробностями. Реальные события, происходившие на Земле, стали источником нескончаемых преданий о наводнениях и оледенениях, вулканических извержениях и опустошительных землетрясениях.
image.jpg
То же самое было, как гласит Библия, в мире перед Потопом: "Ибо, как во дни перед Потопом, ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел Потоп и не истребил всех".
Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments