basilius3 (basilius3) wrote in lovers_of_art,
basilius3
basilius3
lovers_of_art

Category:

"Несите мне доспехи, седлайте мне коня"

В XV веке появился новый вид транспорта,-карета (от лат. carrus - повозка) - закрытая пассажирская повозка с рессорами.
Это была повозка, кузов которой ремнями прикреплялся к изогнутой раме. Такое приспособление помогало смягчить толчки колес, но экипаж становился очень укачивающим. Кареты были дорогие и принадлежали только знати и титулованным особам.
В XVI-XVII столетиях развивалось внутренне удобство кареты. Появились кареты с кожаными боковыми тентами, жесткой крышей, а также застекленные (которые стали называться "берлинами"). Так как экипажи тех времен двигались медленно и путешествия занимали очень много времени, появились кареты с раскладными постелями. Они получили название "дормезы" – от французского "дормир" – "спать".
image.jpg
[далее]
На Руси наиболее древним из колесных экипажей была колымага (колымажка). Словарь русского языка XI–XVII вв. определяет колымагу как "закрытый экипаж шатрового типа с кожаными пологами, закрывающими оконные отверстия". Эта ранняя форма колымаги свидетельствует о её происхождении от колесных повозок кочевых народов. В более позднее время колымаги по внешнему виду мало отличались от карет. Наиболее ранние упоминания о колымагах относятся к XVI веку.
image.jpg
Слово "карета" пришло в Россию вместе с немецкими каретами (нем karette), когда, с середины XVII века, они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились все популярнее среди московской знати.
image.jpg
В 1681 году был прописан указ, полагающий боярам ездить в карете, запряженной двумя лошадьми, по праздникам - четырьмя, а на свадьбу можно было позволить себе даже шесть коней! Все прочие должны летом ездить верхом, а зимой в санях, запряженных одной лошадкой.
image.jpg
В XVIII веке кареты из удобного транспортного средства превратились в элемент престижа, способ подчеркнуть свое положение в обществе. Среди знатных людей было принято именно "выезжать" в свет. Предпочтение пеших прогулок граничило с непристойным поведением и всячески порицалось. Подобное следование правилам света вскоре было доведено до абсурда. Ведь даже до соседнего дома полагалось ехать в полностью запряженном экипаже.
image.jpg
Наличие собственного выезда было "визитной карточкой" состоятельного человека. Это был целый ритуал, отличающийся необыкновенной роскошью и помпезностью. Лица с чином полковника и выше должны были выезжать в карете в четыре или шесть лошадей, при этом с длиннобородым кучером и с двумя форейторами ( кучер, сидящий верхом на одной из передних лошадей). Самые знатные бояре обивали кареты внутри красным бархатом, особой роскошью считались застекленные окна.
image.jpg
Жены знати (бояр и дворян) круглый год ездили в закрытых каретах (экипажах), летом это были колымаги, зимой - каптаны. Эти экипажи бывали очень богато отделаны, внутри обиты соболями, а колеса кованы серебром. В колымагу (летнюю карету) обычно запрягали одну лошадь, хотя знатные дамы запрягали по несколько гуськом. Карета императора Петра I была весьма скромна на вид - черного цвета, с четырьмя оконцами. Зато кареты Екатерины II и Павла I поражали роскошью! Снаружи позолоченные, украшенные росписью. В карету Павла I влезало до двенадцати человек!
image.jpg
В XVIII веке Петр I учредил регулярную почту. Появилась сеть станций, в распоряжении смотрителей были лошади, почтовые кареты, ямщики. Путешественники, приезжая на станцию, оставляли уставших лошадей и брали свежих, проплачивая их стоимость. Чиновники брали по статусу от двух до двенадцати лошадей, а помещики и вовсе использовали своих лошадей и кареты - пусть медленнее, зато дешевле.
image.jpg
Александр I ездил по Петербургу в карете с одной лошадью. В те времена две столицы соединяла грунтовка протяженностью 750 километров. В 1820 году стали ездить кареты-дилижансы. Места внутри такой кареты стоили 100 рублей, снаружи 75. Вскоре появились дешевые аналоги дилижансов - "сидейки". В такую карету помещалось пять человек: трое внутри, двое снаружи. Запрягалась всего одна лошадь. Поездка из Петербурга в Москву в такой карете длилась неделю (в дилижансе 4-5 суток).
image.jpg
Во времена Онегина главным городским транспортом были кареты извозчиков. В Петербурге их было много, но стоил проезд в таких пролетках дорого.
image.jpg
В 1830 году появились омнибусы, это большие кареты типа нынешних автобусов. В них помещалось шестеро человек и столько же ехало на крыше кареты.
image.jpg
Люди побогаче могли себе позволить личные кареты и щеголяли в основном качеством и грациозностью лошадей. Ездили быстро и лихо. У столичных богачей были свои парки карет, от легких дрожек до больших дорожных карет. Также к каретам относились домрезы, - это большие спальные кареты оптимальные для путешествий на большие расстояния. Но большинство горожан предпочитали брички, дрожки, возки и кибитки.
image.jpg
Все это легкие открытые или полуоткрытые экипажи, которые не могут по сути называться каретами, так как карета по определению - это закрытый экипаж (повозка) на рессорном ходу, с дверцами и окнами. Возок по сути почти карета, это закрытый экипаж с дверцами и окнами. Кибиткой называли простые экипажи на колесном или санном ходу. Бричка это легкий, полуоткрытый экипаж, а дрожки - рессорная коляска, порой весьма щегольского вида.
image.jpg
Начало же XX века было ознаменовано массовым производством автомобилей и позолоченные кареты, быстрые экипажи остались в прошлом.
image.jpg
Но уже в наше время вновь появился спрос на конные экипажи, существуют целые фабрики, создающие кареты по оригинальным чертежам прошлых лет...
image.jpg
Tags: Царское село
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Чехов, Ярошенко, Солженицын

    Солженицын родился в Кисловодске 19 декабря 1918 года. И к 100-летию со дня его рождения в 2018 году в Кисловодске открыли памятник Солженицыну…

  • Якоб Кристиан Поэн де Вийс.

    Нидерландский художник Якоб Кристиан Поэн де Вийс (Jacob Christian Poen de Wijs (1948-2014)). Peacock Butterfly Goddess of Sleep…

  • Алмазы и бриллианты )...

    "Мужик пошел к гадалке. Она у него интересуется , по какому поводу он к ней пришел. Он стал рассказывать: - Кажется, мне моя жена изменяет с соседом!…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments