mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote in lovers_of_art,
mizantrop_1943
mizantrop_1943
lovers_of_art

Categories:

Музеи Ватикана




Папа Юлий II (1503-1513) был во главе фонда музеев, которые сейчас называют музеи Ватикана. Он был подлинным знатоком искусства и спонсором, и, как и его предшественники, пригласил известных современных художников в Риме. Рафаэль создал фрески в залах дворца. Микеланджело нарисовал первый свод Сикстинской капеллы и создал "Судный день" на алтарной стене. Тем не менее, начало систематического сбора коллекции и создания музеев в Ватикане, в современном понимании, было при папе Клименте XIV и папе Пие VI во второй половине XVIII века.
Дворец Бельведер был реконструирован - так был создан музей античного искусства). Он назван в честь его основателей "Пий-Клемент". Коллекция картин Пия VI, состоящая более чем из ста полотен, стала основой для картинной галереи Ватикана. По просьбе папы Пия VII Кьярамонти, Антонио Канова организовал музей римской скульптуры. Эта экспозиция была открыта в 1822 году в специально построенном сооружении и была названа музеем Кьярамонти. Григорианский этрусский музей был основан и назван в честь папы Григория XVI. Два года спустя был создан Григорианский музей египетского искусства. Существует также галерея древних географических карт. В XX веке были открыты некоторые новые музеи, в том числе современный религиозный художественный музей (несмотря на название музея, в своей коллекции он имеет работы Ван Гога, Дали, Матисса, Родена, Пикассо).



 Одна из трех Главных Галерей Папского Дворца - Галерея Канделябров 






Галерея длинной в 80 метров и разделенная колоннами на 6 частей, была основана в 1761 году. Сейчас она является частью Музея Профано-светского искусства. По обе стороны от шести внушительных арок, поддерживаемых дорическими колоннами из разноцветного мрамора и разделяющих Галерею, расположились огромные мраморные канделябры обнаруженные в городе Отриколи. Все они датируются II веком н.э. Эта Галерея, была выбрана Папой Римским Львом XIII, чтобы увековечить ряд важных событий своего Понтификата. Потолочная фреска сразу у входа изображает фамильный герб Папы и его Папскую эмблему в виде двух перекрещенных ключей под Папской короной.









Серия фресок была выполнена в 1883-1887 годах, итальянским художником, немецкого происхождения, Людовиком Зайцем. Цикл фресок включает картину Фомы Аквинского - учителя философии христианства, отражающую средневековые взгляды Папы Льва XIII на роль церкви.






Далее расположились Аллегории на тему согласия между Наукой и Церковью, единство между Язычеством и Христианством и другие фрески.







Римские мозаики, саркофаги, алтари, урны и статуи, копии греческих оригиналов эллинистического периода ( III-I веков до н.э.), выстроились у стен Галереи.






Статуя "Пан, тянущий шип из ноги Сатира" (II в.н.э.)






Cтатуя "Артемида Эфесская" (II в.н.э.) и мраморный саркофаг, украшенный барельефом, изображающий миф об Орестесе.




Богиня плодородия (Кибела/Cybele) - мать богов. В V веке до н.э. культ Кибелы пришел в Грецию и Рим из малой Азии (Фригия и Лидия). Кибела была богиней природы и отвечала за поддержание и воспроизводство зверей, населявших землю. Каждый год весной устраивали фестиваль в честь ежегодного умирания и воскрешения её любимца Аттиса - бога растительного мира.



Статуя "Ребенок и гусь" (копия бронзового оригинала III века до н.э.), статуя "Римский рыбак", статуя "Ганимед и орел"








Статуя "Персидский воин" (III век до н.э.)









Галерея - Галерея Гобеленов.



Галерея длинной в 100 метров, была оформлена в 1790 году при Папе Пие VII. Главные экспонаты - гобелены Брюссельской мануфактуры Питера Кук ван Альста, вытканные в XVI веке при Папе Клименте VII и попали в Галерее намного позже в 1838 году. До этого момента они украшали стены знаменитой Сикстинской капеллы.





Правильнее было бы назвать тканные картины на стенах этой Галерее - арраци, по названию французского города Арраса, где начиная с XIV века производились яркие безворсовые ковры с использованием золотой или серебряной нити. С конца XV века, главную роль в производстве арраци, стала играть Фландрия. Слово "гобелен", появилось во Франции уже в XVII веке, по продукции выпускаемой мануфактурой братьев Гобеленов. Именно мастера Фландрии стали производить гобелены по картинам великих художников.






Располагая скромной палитрой из шести цветов, местные ткачи добивались удивительных, художественных результатов, при помощи специальных приемов протравки и штриховки. В механическом отношении техника производства гобелена очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите и светотени как художник, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного ткачества и свойств материалов. Довольно часто бывает невозможно подобрать нити разных оттенков одного цвета, поэтому ткачу приходится в процессе работы подкрашивать нити.








Из демонстрируемых в Галерее гобеленов, девять были изготовлены в Брюсселе по картонам учеников Рафаэля, а остальные представляют менее известные школы ткачества. Восемь гобеленов Римской мануфактуры были вытканы в XVII веке, они занимают проемы между окнами справа, два гобелена Ломбардской мануфактуры были вытканы в XVI веке.












Галерея Статуй и Бюстов




Галерея расположена в старинной крытой галерее Дворца Бельведера. Стены были расписаны художником Пинтуриккио и его учениками, из которых сохранились только несколько фрагментов на внутренних стенах галереи. Здесь находятся римские статуи, а также копии греческих оригиналов классического периода (V-IV веков), более ста бюстов античных богов и богинь, римских патрициев и простых граждан, а также мраморные портреты римских императоров: Нервы в образе Юпитера (I век), Адриана (II век), Каракаллы (III век), юного Августа, Марка Аврелия, Клавдия. В противоположных концах зала, у торцевых стен, установлены две знаменитые статуи: Спящая Ариадна и Юпитера на Троне. 





Блуждая по ходам лабиринта, он разматывал клубок и смог найти обратную дорогу благодаря путеводной нити. Ариадна убежала от гнева отца вместе с Тесеем, но так и не добралась никогда до Афин. Остановившись для отдыха на острове Наксос, Тесей дождался, пока Ариадна уснет, и бросил ее спящую на берегу. Именно в этой позе ее изображают древние мастера. Скульптура римская копия II в.н.э. с эллинистического оригинала II века до н.э. - эпохи, когда сюжет покинутой влюбленной вдохновлял многих мастеров, стремившихся запечатлеть в камне все возможные виды чувств и состояния человеческой души.





В Зале Бюстов хранится погребальный горельеф Катона и Порции (I в.до н.э.). Эти два портрета, являются фрагментом оформления погребального памятника. В соответствии с этическими нормами и священным римским правом позволялось захоронение усопших только вне стен города: таким образом вдоль дорог вырастали целые некрополи. На одном из этих кладбищ и был сооружен склеп, фронтон которого украшали эти два портрета, как бы приглашая остановиться мимо проходящего путника.












погребальные урны





Галерея Географических Карт




Здесь можно полюбоваться циклом стенных фресок с Географическими Картами. Идея проекта принадлежит Папе Григорию XIII (Бонкомпаньи,1572-1585), пожелавшему воспроизвести карту всей Италии. Галерея представляет собой коридор длиной 120 м. и шириной 6 м. Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII.





Координировал проект, автор эскизов всех карт Игнацио Данти из города Перуджа. Одновременно, художник Джироламо Муциано и его помощник Чезаре Неббиа, руководили маленькой армией художников и мастеров - лепщиков для создания этой Галереи.  </span></span>










Географические карты были расположены таким образом, что была создана самая настоящая трехмерная модель полуострова. Центральная ось Галереи соответствует линии Апеннинского хребта, а стены представляют собой италийские области, омываемые слева Адриатическим морем и справа Тирренским морем.







Каждая карта обрамлена бело - золотой рамкой с простым географическим фризом, включающую еще одну внутреннюю рамку с отметками широты и долготы; вверху над рамкой помещена табличка с латинским названием карты. Их изготовление заняло 3 года (1580—1583 года). На карты нанесены не только географические данные, но также исторические события, памятники и особенности изображённых мест, моря украшены кораблями, морскими чудовищами и мифологическими персонажами. </span></span>






















Причудливое переплетение географии и истории в картинах на стенах Галереи достигает своего апофеоза в фресках, украшающих ее бочарный свод. Потолок украшен изображениями из жизни апостолов, Иоанна Крестителя, Св. Бенедикта, Св. Бернара, Петра Дамиани, Пап Сильвестра I, Целестина V, а также 24 сценами из Ветхого Завета и пейзажами, аллегориями и арабесками. Центральные панели были расписаны несколькими мастерами, среди которых отметим мастера Чезаре Неббиа.




Зал Муз




В ходе раскопок на одной из римских вилл в зоне Тиволи - так называемой вилле Кассия - были извлечены из земли статуи Муз и Аполлона, играющего на кифаре (II в.н.э.), скорее всего украшавшие зал библиотеки виллы. Вокруг этой скульптурной группы был создан по проекту Симонетти - Зал Муз. Восьмиугольный зал окружен колоннами с коринфскими капителями, привезенные с виллы Адриана. Потолок расписан фресками кисти Томмазо Конка, изображающими Аполлона и Муз в компании величайших поэтов древности - Гомера, Эсхила, Пиндара, Виргилия, Тассо и Ариосто, которые фрески продолжают сюжетную линию классических скульптур, расставленных вдоль стен Зала.





Декорация Зала Муз имела громкий успех: Густав III - король Швеции, осмотревший Музей Пия-Климента в сопровождении Пия VI, сразу же пожелал создать Зал Муз в Королевском дворце Стокгольма по образцу и подобию римскому.  </span></span>





Каллиопа, Муза эпической поэзии и Клио, Муза истории  





Эрато, Муза элегии и Талия, Муза комедии  





Полигимния, Муза священного пения и Терпсихора, Муза танца  





Урания, Муза астрономии и Мельпомена, Муза трагедии  




В центре зала находится Бельведерский торс. Высказывалось много предположений о том, кто именно из небожителей, царей и героев Древней Греции, послужил прототипом для создания скульптуры. В частности, изваяние отождествлялось с Геркулесом - одним из самых прославленных героев греческого мира. Однако же, последнее время исследователи склоняются к другому мнению, что прототипом для ваятеля послужил Аякс Теламонид </span></span></p>







Аякс был признан самым сильным из греческих героев и, естественно, именно он имел право наследовать доспехи Ахилла, но благодаря интригам Одиссей сумел завладеть ими. Работа подписана автором "Аполлоний, сын Нестора, афинян - сделал". Была создана в I веке до н.э. по заказу кого-то из придворных императора Августа и является мраморной копией знаменитого греческого оригинала в бронзе II века до н.э.
Античное искусство скульптуры служило мастерам XV и XVI веков источником вдохновения и неисчерпаемым кладезем знаний. Микеланджело часто любовался Бельведерским Торсом и называл себя "учеником Торса".





Среди Муз установлены гермы - портреты самых известных деятелей Древней Греции. Во время раскопок на вилле "Пизони" в окрестностях Тиволи была найдена герма великого афинского стратега Перикла (495-429 годы до н.э.). На фронтальной части гермы видна надпись "Перикл, сын Ксантиппа, афинянин". Работа II века н.э.





Аполлон изображен выходящим вперед,чтобы сыграть на кифаре. В античной мифологии Аполлон фигурирует, как властитель волшебной горы Парнас, бог музыки и поэзии, окруженный музами и считается покровителем прорицателей и поэтов. Скульптура представляет собой копию времен эпохи императора Адриана (II в.н.э.) с греческого оригинала IV века до н.э.




Зал Ротонда. Архитектура великолепной Ротонды сразу же вызывает ассоциацию с римскими термами. 






Ниши в стенах заняты великолепными статуями, старинные мозаики поражают своей красотой, и можно полюбоваться античной чашей из красного порфира-непременным аксессуаром римских бань в древности. Чаша (13 м в диаметре) из Золотого Дома императора Нерона.  </span></span></p>







Пол украшает римская мозаика (III век н.э.) из терм Отриколи (в Умбрии), изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.





Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы. Крайне редко встречаются античные изваяния из бронзы, так как все они были отправлены на переплавку в те времена, когда ощущалась острая нехватка металлов. Эта статуя,была поражена прямым попаданием молнии и видимо, удар был сочтен дурным знаком и была захоронена в том же месте, где прежде была установлена. Изваяние было частью монументального комплекса Театра Помпея на Марсовом поле-самого первого театра с каменными стенами, построенного в Древнем Риме в I веке до н.э.. Позолоченная бронза, римское произведение II-ого века н.э.





В зале выставлена статуя императора Клавдия в облике небожителя Юпитера, около 50 г.н.э. Скульптура была найдена в центре Ланувио, и по всей видимости была одной из множества статуй, которые изготавливались для прославления императора и устанавливались обычно в публичных местах -таких, как суды, портики, театры.





В сущности, Юпитер - это самое важное божество в римском пантеоне, и официальные изображения императора в образе Громовержца должны были передавать народу ясное и краткое послание власти: Как Юпитер правит Олимпом, так император управляет Империей.





В зале можно увидеть колоссальную статую Антиноя, любимца императора Адриана в облике бога Диониса.(II в.н.э.) Антиной(110-130гг.) - греческий юноша, уроженец малоазийской провинции Вифиния, любовник римского императора Адриана, обожествленный после смерти. В Египте Антиноя отождествляли с Осирисом. Предположительно,Адриан познакомился с Антиноем в 124 г., когда следовал через Вифинию. С 128 г. юноша неотступно находился при императоре. Антиной погиб в октябре 130 года в водах Канопского Нила при невыясненных обстоятельствах.




бюсты императора Адриана и Антиноя  






Зал Греческого Креста, реализованный по проекту архитектора Симонетти по заказу папы Пия VI. Имеет вид равностороннего греческого креста, что отразилось в названии Зала. Входной портал охраняют две гигантские фигуры атлантов, выполненные в египетском стиле и украшавшие прежде виллу Адриана; император совершил множество путешествий по восточным владениям и проникся любовью к культуре великих цивилизаций.





Мозаика у входа в зал была найдена при раскопках одной из римских вилл, где она украшала триклиний (обеденный зал), и отреставрирована в XVIII веке; в центре мозаичного круга помещено изображение Афины - богини - воительницы, облаченной в шлем с султаном и эгидой - своего рода кирасу из козлиной шкуры,в центре которой, прямо на груди, прикреплен медальон с головой Горгоны (Gorgoneia). Согласно поверьям ее изображение на полу зала ограждало хозяев от влияния злых сил, а заодно служило отличным предостережением для особо агрессивных гостей. Вокруг богини изображение фазы Луны.(III век н.э.).





В Зале греческого креста находятся порфировые саркофаги Констанции (из мавзолея Констанции, 350-360 года) и Елены (из мавзолея Елены, IV век), дочери и матери императора Константина. Первый украшен рельефом с изображением амуров, собирающих виноград (как символ радостей Диониса, бога виноделия, и христианства: вино как кровь Христа).  </span></span></p>





На втором изображены римские всадники, торжествующие над варварами. Предположительно саркофаг предназначался для самого императора Константина.





Круглый Зал Биги. Зал был построен по проекту архитектора Джузеппе Кампорезе по заказу папы Пия VI (1786-1795гг.) В нем стоит бига - римская колесница, запряженная двумя лошадьми, статуя «Дискобол» (II век н.э.), и другие статуи и саркофаги.



Музеи Ватикана



Tags: Италия, живопись, история, музеи, скульптура
Subscribe

promo antisovetchina7 january 24, 2023 21:16 26
Buy for 20 tokens
1993 год. Киев. Великолепный Владимирский собор. Вечерняя служба ещё не скоро. Я – хоть и ношу с собой Библию постоянно, и читаю Её, – пока ещё не воцерковлена и почти не отличаюсь от зевак-туристов. Иллюстрация; источник: «Владимирский собор в Киеве, расписанный Виктором…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments