jolly_roger_73 (jolly_roger_73) wrote in lovers_of_art,
jolly_roger_73
jolly_roger_73
lovers_of_art

Categories:

Идиллия...

Андерс Цорн - Идилия в мастерской - 1918.jpg

Андерс Цорн (1860-1920) - Идиллия в мастерской - 1918


Идиллией первоначально назывался литературный жанр. Античность подарила нам огромное количество литературных жанров, некоторые из которых, впрочем, уже не являются актуальными. Но их элементы используются в искусстве и до сих пор. К таким жанрам можно отнести и идиллию.
Изначально идиллией назывались небольшие простые стихотворения на тему сельской жизни.


Первые дошедшие до нас письменные образцы подобных стихов относятся к III веку до н.э. Именно так - "Идиллии" - был озаглавлен сборник произведений древне-греческого поэта Феокрита (около 300 - около 260 до н. э.), распространившийся в списках уже спустя примерно полтора века после его смерти. Это стихотворения на пастушескую (буколическую) тему, в основе которых - встреча и поэтическое состязание двух пастухов. Темой для состязания являлась любовь к прекрасной пастушке на лоне природы, описания были самые возвышенные. Несмотря на всю утонченность, такие стихи не были принадлежностью "высокой" поэзии и воспринимались как безделки. Одна из характерных особенностей идиллии тех времен, помимо содержания, - "облегченный" гекзаметр (с дополнительной цезурой после четвертой стопы), что позволяло и декламировать ее без особого напряжения.

Ниже приведен образчик идиллической лирики Феокрита.

. . .

Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
Плакали горько шакалы, и волки о нем горевали,
Лев из дремучего леса горючими плакал слезами.
Песню пастушью начните, начните, о Музы благие!
Стадо стояло в ногах, и волы, и бычки молодые,
Телки, коровы, телята его провожали рыданьем.
Песню пастушью, начните, начните, о Музы благие!
Спрашивал Гермес-отец, с облаков опустившись:
"О Дафнис,
Что же терзает тебя? И к кому ты пылаешь любовью?"

. . .

Состязание в поэтическом искусстве пастухов, под образами-масками которыми скрываются вполне реальные люди с их чувствами и переживаниями - один из излюбленных сюжетов Возрождения, классицизма и рококо. Однако еще в средние века, в эпоху расцвета куртуазной поэзии сюжет о любви на лоне природы (причем, не обязательно уже платонической) был довольно популярен. Пересмешники-ваганты (бродячие поэты-школяры) перепели на вульгарной латыни идиллию по-своему, вложив в уста персонажей довольно крепкие выражения, которые вполне могли бы произнести и настоящие пастухи.

После выхода в 1541 году романа "Аркадия" итальянского поэта Саннадзаро (1458-1530) и в 1610 - романа "Астрея" французского писателя Оноре д'Юрфе (1568-1625) в Европе наступил настоящий идиллический бум, а имя Селадона, пастуха, изнывающего от любви, и по совместительству главного героя "Астреи" стало нарицательным.

Практически до великой Французской революции образ влюбленных, держащих на руках или на привязи кротких овечек и беседующих о своих чувствах, был популярен в европейском придворном искусстве.Тем не менее, к XIX веку жанр идиллии в литературе практически сошел на нет, несмотря на то, что идиллическими картинами стали называться обычные описания (в стихах и в прозе) радостей мирной сельской жизни.

Естественно, что идиллические темы были не чужды и художникам.



Сэр Фредерик Лейтон - Идиллия - 1881.jpg

Сэр Фредерик Лейтон (1830-1896) - Идиллия - 1881



Уильям Холман Хант (1827-1910) - Наёмный пастух.jpg

Уильям Холман Хант (1827-1910) - Наёмный пастух



Висенте Гарсия де Пареде (1845-1903) - Идиллическая сцена.jpg

Висенте Гарсия де Пареде (1845-1903) - Идиллическая сцена




Встречаются и весьма спорные трактовки идиллического сюжета:



Анри Жерве - Ролла - 1884.jpg

Анри Жерве (1852-1929) - 1884


Есть такие, которые называют эту картину "Семейной идиллией", а другие добавляют:

"Семейная идиллия - муж смотрит на жену и думает: "Убил бы её, заразу! Но лень..."

Хотя на самом деле картина называется "Ролла". Жерве вдохновила одноимённая поэма Альфреда де Мюссе, написанная в 1833 году. Её герой, буржуа из богатой семьи Жак Ролла, решил провести последнюю ночь с куртизанкой Марион после того, как растратил своё состояние в кутежах. На картине изображено утро следующего дня: мужчина на мгновение замер в раздумьях перед тем, как покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна.
Полотно это было изъято с Салона 1878 года "по причине безнравственности". В течение трёх месяцев было выставлено на всеобщее обозрение в галерее парижского дилера, где очередь желающих увидеть его протянулась до самой Оперы.

Судя по всему, те, кто трактует эту картину как "Семейную идиллию", отталкивались от другого сюжета Жерве - "Возвращение с бала". Здесь, действительно, изображена та ещё семейная "идиллия".



Анри Жерве - Возвращение с бала.jpg

Анри Жерве - Возвращение с бала



Короче, каждый понимает идиллию по-своему. Как сказали незабвенные Ильф и Петров: "Кому и кобыла невеста".






Вот и у рэпера St тоже своя идиллия:





St - Идиллия



Tags: Древняя Греция, Европа, живопись, музыка, поэзия, юмор
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments