mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote in lovers_of_art,
mizantrop_1943
mizantrop_1943
lovers_of_art

Category:

Маленький художник эпохи Возрождения - Пинтуриккио (первая часть)



Автопортрет - около 1501 (деталь фрески в капелле Бальони в Спелло)

Пинтури́ккьо (вариант написания - Пинтури́ккио), (Pinturicchio), собственно Бернардино ди Бетто (или ди Бенедетто) ди Бьяджо (Bernardino di Betto di Biagio), 1454, Перуджа - 1513, Сиена), - итальянский живописец эпохи Возрождения.





Святой Бартоломей


Довольно интересный, своеобразный художник, но на нем видно, на чем ломается гармония Возрождения. Бернардино ди Бетто, или Бенедето ди Бьяджо родился в Перудже, и он один из ярких представителей умбрийской школы.




Палаццо колонна, апартаменты принцессы Изабель, зал фонтана, фрески Пинтуриккьо и мастерская


Как и у многих художников Возрождения, Пинтуриккио - это не имя, это прозвище, что значит "маленький художник". Так прозвали его из-за маленького роста. Но по другим версиям, это имя можно перевести как "маляр" или "плохой художник, мазила". Он получил признание, преимущественно как мастер монументальной живописи и как человек, которого щедро оплачивали богатые заказчики. Он пользовался любовью очень богатых представительных людей. Для папы Александра VI он сделал расписал апартаменты Борджиа, для папы Пия II, Энея Пикколомини, - его библиотеку. Он вошел в круг церковной элиты.




Мадонна с Младенцем и ангелами - 1488-1490
Фреска - Дворец приоров - Перуджа


О ранних годах жизни Пинтуриккио ничего не известно. Даже дата его рождения определяется очень приблизительно. В большинстве источников указывается 1454 год или около того. Первые документальные свидетельства - это запись в реестре гильдии живописцев Перуджи 1481 года.




Базилика Санта Мария дель Пополо








В содружестве c другими мастерами он получает плату за роспись Дворца приоров в Перудже. Это первое упоминание о нем, и довольно, так сказать, скромное упоминание, потому что он сначала помогал и Перуджино, и другим художникам. И надо сказать, что слава Пинтуриккио своеобразна, потому что многие исследователи, особенно в начале XX века, когда стали по-настоящему раскрылся Ренессанс, относились к нему довольно прохладно, если не сказать хуже.




Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)


Например, Александр Бенуа в своем монументальном труде "История живописи" пишет так:

"Если мы обратимся к сохранившемуся творению Пинтуриккио, то мы убедимся, что оно не что иное, как парафраз искусства Перуджино".

Главу о Пинтуриккио он даже назвал "Талантливый маляр", играя на его прозвище. Бенуа утверждал, что художник был маленьким, глуховатым, невзрачным человеком, и все это, вероятно, держало его на известном расстоянии от жизни, которая могла казаться ему тем более радостной и завидной.




Апофеоз Святого Бернардина Сиенского - 1484-1486
Фрагмент фрески - Капелла Буфалини, церковь Санта-Мария-ин-Арачели, Рим











Получается, по Бенуа, что он был в стороне от жизни, но, исследуя его творчество, мы видим, что он не только не был в стороне от жизни — может, он и имел маленький рост и даже, может быть, был невзрачным, - но богатство его заказчиков и великолепно исполненные им фрески и росписи дворцов, апартаментов и храмов говорят о том, что он был в самой гуще событий. Так что такая характеристика не совсем соответствует действительности.




Похороны Святого Бернардина - 1484-1486
Фреска - Капелла Буфалини, церковь Санта-Мария-ин-Арачели, Рим




Капелла Буфалини


Впервые Пинтуриккио попадает в Рим в качестве помощника Перуджино в росписи Сикстинской капеллы и работает здесь вместе с Рафаэлем, Боттичелли, Лукой Синьорелли, то есть сразу, хотя и на вторых ролях, но он входит в круг первых художников эпохи. И надо сказать, что несмотря на то, что его роль была достаточно скромна, скорее всего, ему давали здесь как подмастерью орнаменты, какие-то детали, но все-таки его замечает папа, и он в Риме становится желанным гостем.





Но сначала он пишет фрески, уже как самостоятельный художник пишет фрески в базилике Санта Мария ин Арачели и пять лет расписывает капеллу Буфалини в этой базилике на Капитолийском холме. Это цикл фресок, связанный с жизнью святого Бернардина Сиенского, покровителя семьи Буфалини, заказчиков этой капеллы. Святого Бернардина очень любят в Италии до сих пор. Он прославился как борец с чумой, а уж тогда его любили именно потому, что чума была таким бедствием, и, конечно, многие молились именно этому святому.




Санта Мария ин Аракоэли (Рим), алтарь Сан Джакомо делла Марка


И интересно, что в одной из сцен видно - это прощание со святым Бернардином, успение его - видно как раз влияние Перуджино. То есть он делает второй план, городской пейзаж, очень похожим на ту фреску, о которой мы говорили. "Передача ключей" в Сикстинской капелле. То есть он здесь выступает как такой истинный продолжатель Перуджино. И в пейзаже он тоже старается подражать Перуджино. Ну вот капелла делла Ровере в церкви Санта Мария дель Пополо, тоже в римской церкви и тоже достаточно интересно им расписана.




Роспись Зала святых - 1492-1494
Апартаменты Борджиа, Апостольский дворец, Ватикан


Но самая известная его работа - это апартаменты Борджиа. В 1492 году Пинтуриккио приступает к росписи комнат в Ватиканском дворце. Названы они так в честь папы Александра VI, Родриго Борджиа. Благодаря протекции папы и его сына Чезаре Борджиа Пинтуриккио получил этот заказ.



Роспись потолка Зала сивилл. 1492&-1494
Апартаменты Борджиа, Апостольский дворец, Ватикан


Будучи еще достаточно молодым, он действительно входит в этот круг и исполняет то, что хотели эти люди. Поэтому то, что часто ему ставят в вину как художнику, что он очень декоративен, что он перегружает свои фрески, свои росписи большим количеством орнаментов, золота, он часто вводил лепнину, даже мозаику в свои произведения, но я думаю, что это роль заказа. Вообще роль заказа очень велика в искусстве и средневековом, и Возрождения, да и сегодня тоже, особенно в церковном. Мы знаем, что роль заказа - просто 90% того, что получается в результате.




Благовещение - 1492-1494
Фреска - Зал таинств веры. Апартаменты Борджиа, Апостольский дворец, Ватикан


И действительно, то, за что не поощряли и до сих пор критикуют Пинтуриккио, я думаю, идет от его заказчиков, которым хотелось, конечно, в своих капеллах, в своих апартаментах показать вот это богатство, богатство и власть, поэтому Пинтуриккио как хороший исполнитель все это умел сделать. Но если вглядываться в его композиции, в лики, в то, как написаны фигуры, видно, что это неплохой мастер. Хотя, может быть, он не мастер уровня Перуджино и Рафаэля, но это все равно очень интересный мастер.


Маленький художник Возрождения - Пинтуриккио



Tags: Италия, живопись, художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Наше вам с кисточкой..

    Художник Грабарь Игорь Эммануилович на автопортретах рисовал себя с палитрой в руках и кистями. Так что неудивительно, что скульптор Баранов Л.М.…

  • Поль Антуан Луи Бушар .

    Поль Антуан Луи Бушар (Paul Louis Bouchard), 1853-1937. Франция Автор

  • Найди 10 отличий, или Франция против всех

    Франция оказалась первой страной цивилизованного мира, куда мне довелось попасть после падения «железного занавеса». Перед этим…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments