
Мария Марковна Джагупова (?) - Портрет Елизаветы Яковлевой
Портрет дамы с красной "супрематической" сумочкой, представленный как вновь открытый шедевр Казимира Малевича на выставке в Германии, Нидерландах и Великобритании пять лет назад, на самом деле - работа ученицы художника. Судя по всему, ошибка в атрибуции произошла в 1930-е годы, во время становления соцреализма.
Согласно документам, которые собрал россиянин Андрей Васильев, портрет сценографа Елизаветы Яковлевой, вероятно, - работа женщины, с которой она когда-то проживала в Ленинграде, бывшей ученицы Малевича по имени Мария Джагупова. Она также придумала модную супрематическую сумочку, которую держит Яковлева.
Во время показа в галерее Тейт в 2014 году Николас Каллинан, ныне директор Национальной портретной галереи в Лондоне, расхвалил портрет как произведение Малевича, но сейчас он не прокомментировал сомнения исследователя относительно его атрибуции.
Андрей Васильев, психиатр на пенсии, обнаружил в советских архивах документ, в котором перечислены все картины Джагуповой, принадлежавшие государству. К тому времени соцреализм был единственным творческим стилем, санкционированным в СССР, и работы Малевича и его учеников были в опале. В реестре под номером первым значится "Портрет Яковлевой", оценённый в 30 рублей. Присвоенный ему инвентарный номер 434 208 ещё виден на обороте холста.
По словам Васильева, Мария Джагупова, "потрясающий, одарённый художник", гордилась портретом.
"Она включила его в список своих значительных творений, поставленный для энциклопедии советских художников. Портрет был важен для неё не только потому, что это была одна из лучших её картин, но и потому, что Яковлева была её другом и партнёром", - сказал исследователь.

"Портрет Елизаветы Яковлевой" на выставке "Не только "Чёрный квадрат""
Фото: finparty.ru
На выставке, которая демонстрировалась в Лондоне, Бонне и Амстердаме, "Портрет Яковлевой" был представлен с таким размахом, что музей Стеделейк даже хотел купить его у владельца, голландского коллекционера Филиппа ван ден Хюрка. Однако цена в более чем 20 миллионов евро, запрошенная тем, положила конец переговорам.
Портрет был также экспонатом на ретроспективе Малевича "Не только "Чёрный квадрат"" в 2017 году в России. Тогда у Андрея Васильева возникло чувство дежавю: по его словам, картину предлагали ему в 1980-х годах как работу неизвестного художника. Он решил разгадать загадку дамы с красной сумочкой и обратился к архивам.

Мария Марковна Джагупова - Рыбацкая лодка в бухте - 1930

Мария Марковна Джагупова - Испытание комбайна (Хуторок) - 1930-е годы

Мария Марковна Джагупова - Натюрморт с овощами - 1930-е годы

Мария Марковна Джагупова - Горный пейзаж - 1939

Мария Марковна Джагупова - Купальщицы - 1940

Мария Марковна Джагупова - Тир - 1962
Картина "Портрет Елизаветы Яковлевой" была продана в 1977 году за 14 рублей 40 копеек. В конце 1980-х годов она всплыла как работа неизвестного художника. К 1990-м годам, когда её купил ван ден Хюрк, на ней уже стояла подпись Малевича. Позже французский искусствовед Андрей Наков, выразил сомнения по поводу подписи художника. Он сказал:
"У меня возникли определённые сомнения относительно портрета, особенно после того, как я увидел его рентгеновский снимок. Я полагаю, что его начал Малевич, а закончил другой художник. В будущем, когда я опубликую новое дополнение к каталогу-резоне, я решу эту проблему".
Не видя оригинала, Шарлотта Дуглас - известный американский эксперт по Малевичу - восприняла его как работу основателя супрематизма и упомянула в своём эссе в издании Art Journal от 1995 года.

Мария Джагупова - 1910-е годы
Фото: Guardian
Сама Елизавета Яковлева умерла во время осады Ленинграда в 1942 году, а Мария Джагупова скончалась в 1975 году, не оставив семьи.
Андрей Васильев считает историю портрета знаковой. Он отмечает, что "с одной стороны, искусствоведы и кураторы подняли картину, созданную неизвестным учеником Малевича, до уровня шедевра", не имея возможности проверить её происхождение. "С другой стороны, история о художнице, чья подпись была заменена именем великого авангардиста, прекрасно вписывается в современный феминистский дискурс", - подчёркивает психиатр.
Однако Васильев подозревает, что Джагупову, скорее всего, обрадовала бы ошибка в атрибуции.
"Как преданная ученица Малевича, которая боготворила своего учителя, она могла гордиться тем, что её картину называют лучшей работой его позднего периода", - считает исследователь-любитель.
The Guardian
Community Info