burnevil_8 (burnevil_8) wrote in lovers_of_art,
burnevil_8
burnevil_8
lovers_of_art

Category:

Несколько женских портретов Густава Климта

1-Портрет Сони Книпс - 1898.jpg

Густав Климт - Портрет Сони Книпс - 1898 - Галерея Бельведер (Вена, Австрия)


Густав Климт (Gustav Klimt), (1862, Баумгартен, Австрийская империя - 1918, Вена, Австро-Венгрия), - широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.


Внутренний мир Климта, тщательно оберегаемый им от постороннего вторжения, находился под двойной нагрузкой, ведь его жизнь и творчество совпали с переломной эпохой, и ее новыми, быстро меняющимися формами изобразительного искусства. Во все века актуальный в живописи образ женщины ринулся на свободу, избавляясь от затхлых устоев традиционности, и теперь для Климта пришло время выставить на суд общества идеал своей женщины - настоящей, когда чарующей, но иногда и бросающей в дрожь, и все же, сохраняющей загадочность и глубину.

Время роковых соблазнительниц, окруженных символами, и заставляющих зрителя испытывать широчайшую гамму чувств, постепенно приближалось, пока же художник создавал портреты дам из верхушки венской знати, в основном той, которая щедро финансировала "Сецессион".

Примечание: Венский сецессион (Wiener Secession/Sezession) - объединение венских художников в эпоху конца века (ар нуво). Благодаря ему венский вариант югендстиля также называют Венским сецессионом.


В 1898 Климт написал "Портрет Сони Книпс", первую работу из этой серии, запечатлев на полотне жену одного из самых богатых австрийских промышленников - Книпса, мецената, покровительствовавшего модерну. Глубоко индивидуальное произведение, в котором объединились нескольких стилей, на первый взгляд может показаться даже шаблонным.

Дама, знающая себе цену, смотрит гордо, и со сдержанностью аристократки, но обратив внимание на ее пальцы, судорожно вцепившиеся в подлокотник кресла, зритель тут же ощутит исходящую от героини волну внутреннего напряжения, даже дрожи. Почувствовав это несоответствие внешнего и внутреннего состояний, молодая женщина уже перестает ассоциироваться с воздушной бабочкой, готовой вот-вот вспорхнуть. На портрете нет лишних деталей. Кроме красивого лица Сони, внимание привлекают две детали - роскошное пышное, словно воздушное кремово-розовое платье и изящные утонченные линии вьющегося растения с цветами на заднем плане. Если платье - это дань импрессионизму, то причудливые цветы отсылают нас к другим работам Климта - необыкновенно декоративным, запоминающимся и ярким.
Ассиметричное положение фигуры говорит о приверженности Климта дальневосточному стилю. Также этот прием позволил добиться максимальной четкости и выразительности портретируемой. Использование глубокого темного фона, на котором светлая фигура женщины словно бы светится, характерно для портретов старых мастеров. Но, в отличие от большинства художников, Климт не выписывает тщательно все детали фигуры, уподобляясь импрессионистам в передаче впечатления от общего образа.



2-Портрет Серены Ледере - 1899.jpg

Густав Климт - Портрет Серены Ледерер - 1899 - Художественный музей (Базель, Швейцария)



В 1899 году Климт написал "Портрет Серены Ледерер". Серена Ледерер была супругой индустриального магната Августа Ледерера, близкого друга Густава Климта, она способствовала созданию коллекции произведений искусства художника.

Композиция работы проста: холст узкого вертикального формата почти полностью занят фигурой. Нейтральный фон не привязывает даму к какой-либо обстановке и тем самым рождает впечатление вневременности ее бытия. Легкое белое платье из струящейся ткани дополняет этот мечтательный образ. В общей пастельной гамме резко выделяется черноволосая голова молодой женщины с яркими чертами лица.
Удивительная сила портрета Климта заключается отчасти в сочетании реализма в трактовке лица и особой манеры передачи ткани, которая перестает быть материально-фактурной и становится подобной некой эфемерной субстанции. Тончайшая материя обнимает ноги героини, словно легкая волна. И кажется, что Серена не стоит на земле, а будто рождается или воплощается из шелковых струй - созданию такого впечатления способствует и отсутствие свободного пространства между ее фигурой и нижним краем картины.



3-Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн - 1905.jpg

Густав Климт - Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн - 1905 - Мюнхенская пинакотека (Мюнхен, Германия)



Тонкий знаток женской психологии Климт, легко предугадывал, в каком ракурсе желает себя видеть очередная представительница венского высшего общества, заказывающая у художника портрет. В реальной жизни дамы не всегда блистали совершенством, но кисть живописца творила чудеса, и женщины на полотнах хоть и имели слегка надменный вид, зато не были лишены очарования.

Бывали случаи, когда Климт не справлялся с заданием, и модель не получала желаемого, что и произошло в случае с картиной "Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн". Маргарет была дочерью стального магната Карла Витгенштейна. Отец девушки заказал её портрет в качестве свадебного подарка. По слухам, Маргарет, отличавшейся современными взглядами на жизнь, не понравилось то, что ее портретный двойник кажется робким, а от облика веет девической невинностью.
Возможно, недовольство Маргарет своим портретом, могло быть вызвано завышенным уровнем ее требований, ведь девушка отличалась образованностью и недюжинным природным умом. Кроме этого, среди увлечений Маргарет значилась и психология, и она была дружна с Зигмундом Фрейдом, а известный философ Витгенштейн приходился ей родным братом.

Допускают, что позировать Климту, Маргарет могла и без одежды, накинув лишь палантин, такой же по оттенку, как и свадебное платье; по свидетельству современников художника, он часто рисовал моделей обнаженными.
Совершенство композиции достигнуто тем, что автор отказался от традиционного использования золота, что переместило внимание зрителя на лицо героини и ее платье.



4-Портрет Фрицы Ридлер - 1906.jpg

Густав Климт - Портрет Фрицы Ридлер - 1906 - Галерея Бельведер (Вена, Австрия)



Позволяя кисти Климта увековечивать своих жен, заказчики, а это, в основном, сановитые чиновники или представители богатых семей, вряд ли интересовались, что означали замысловатые орнаменты, или символы, которыми автор обильно нашпиговывал портреты.
Слава Климта в Вене не ограничивалась его оригинальным творчеством, она касалась и его страсти к женщинам, может быть, поэтому художник, тонко чувствовавший внутренний мир модели, дополнял обычные женские образы символами эротического характера, с виду казавшимися обычным орнаментом.

На картине "Портрет Фрицы Ридлер", зритель встречается не с женой государственного чиновника, коей на самом деле была эта женщина, а скорее, со жрицей любви. Голова модели находится на уровне орнаментального окошка и только самые внимательные обнаружат, что сексуальная символика - "павлиньи глаза", образуют кресло, на котором восседает героиня и с трансформацией этого предмета в орнамент исчезает его глубина и форма. Акцент золота, исчезнувший было из картин, проявился с новой силой.
Сложно определить, что эротического нашел художник в этой немолодой, несколько разочарованного вида даме, да и искал ли он его вообще, но зрителя как бы зовут подсмотреть за героиней с помощью этих таинственных глаз. Может быть, психолог Климт разглядел во фрау Ридлер не столько спутницу важного чиновника, игравшую в его жизни роль "декора", а всего лишь женщину, истосковавшуюся по романтическим отношениям.
В этот период творчества, Климт смещал акценты в сторону крупных орнаментальных вставок, причем иногда они выглядели главнее самого облика портретируемого.




Tags: Австрия, живопись, портрет
Subscribe

  • Любовная трансформация

    23 июля — всемирный день защиты китов и дельфинов Как-то раз купалась где-то В море барышня одна: Мариэтта, Мариэтта, Называлась так она. Ах,…

  • Шрихарша Кулкарни/живопись.

    В этих сари и покрывалах, свой застенчивый пряча взгляд, Сразу ты недоступней стала и таинственнее стократ... Шрихарша Кулкарни…

  • Жамет Альберт Данилович

    Жамет Альберт Данилович (Albertas Žametas),1821-1877гг. Россия. Каскад и храм Сивиллы в Тиволи Итальянский пейзаж (1853)…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments