Густав Климт - Портрет Сони Книпс - 1898 - Галерея Бельведер (Вена, Австрия)
Густав Климт (Gustav Klimt), (1862, Баумгартен, Австрийская империя - 1918, Вена, Австро-Венгрия), - широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.
Внутренний мир Климта, тщательно оберегаемый им от постороннего вторжения, находился под двойной нагрузкой, ведь его жизнь и творчество совпали с переломной эпохой, и ее новыми, быстро меняющимися формами изобразительного искусства. Во все века актуальный в живописи образ женщины ринулся на свободу, избавляясь от затхлых устоев традиционности, и теперь для Климта пришло время выставить на суд общества идеал своей женщины - настоящей, когда чарующей, но иногда и бросающей в дрожь, и все же, сохраняющей загадочность и глубину.
Время роковых соблазнительниц, окруженных символами, и заставляющих зрителя испытывать широчайшую гамму чувств, постепенно приближалось, пока же художник создавал портреты дам из верхушки венской знати, в основном той, которая щедро финансировала "Сецессион".
Примечание: Венский сецессион (Wiener Secession/Sezession) - объединение венских художников в эпоху конца века (ар нуво). Благодаря ему венский вариант югендстиля также называют Венским сецессионом.
В 1898 Климт написал "Портрет Сони Книпс", первую работу из этой серии, запечатлев на полотне жену одного из самых богатых австрийских промышленников - Книпса, мецената, покровительствовавшего модерну. Глубоко индивидуальное произведение, в котором объединились нескольких стилей, на первый взгляд может показаться даже шаблонным.
Дама, знающая себе цену, смотрит гордо, и со сдержанностью аристократки, но обратив внимание на ее пальцы, судорожно вцепившиеся в подлокотник кресла, зритель тут же ощутит исходящую от героини волну внутреннего напряжения, даже дрожи. Почувствовав это несоответствие внешнего и внутреннего состояний, молодая женщина уже перестает ассоциироваться с воздушной бабочкой, готовой вот-вот вспорхнуть. На портрете нет лишних деталей. Кроме красивого лица Сони, внимание привлекают две детали - роскошное пышное, словно воздушное кремово-розовое платье и изящные утонченные линии вьющегося растения с цветами на заднем плане. Если платье - это дань импрессионизму, то причудливые цветы отсылают нас к другим работам Климта - необыкновенно декоративным, запоминающимся и ярким.
Ассиметричное положение фигуры говорит о приверженности Климта дальневосточному стилю. Также этот прием позволил добиться максимальной четкости и выразительности портретируемой. Использование глубокого темного фона, на котором светлая фигура женщины словно бы светится, характерно для портретов старых мастеров. Но, в отличие от большинства художников, Климт не выписывает тщательно все детали фигуры, уподобляясь импрессионистам в передаче впечатления от общего образа.
Густав Климт - Портрет Серены Ледерер - 1899 - Художественный музей (Базель, Швейцария)
В 1899 году Климт написал "Портрет Серены Ледерер". Серена Ледерер была супругой индустриального магната Августа Ледерера, близкого друга Густава Климта, она способствовала созданию коллекции произведений искусства художника.
Композиция работы проста: холст узкого вертикального формата почти полностью занят фигурой. Нейтральный фон не привязывает даму к какой-либо обстановке и тем самым рождает впечатление вневременности ее бытия. Легкое белое платье из струящейся ткани дополняет этот мечтательный образ. В общей пастельной гамме резко выделяется черноволосая голова молодой женщины с яркими чертами лица.
Удивительная сила портрета Климта заключается отчасти в сочетании реализма в трактовке лица и особой манеры передачи ткани, которая перестает быть материально-фактурной и становится подобной некой эфемерной субстанции. Тончайшая материя обнимает ноги героини, словно легкая волна. И кажется, что Серена не стоит на земле, а будто рождается или воплощается из шелковых струй - созданию такого впечатления способствует и отсутствие свободного пространства между ее фигурой и нижним краем картины.
Густав Климт - Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн - 1905 - Мюнхенская пинакотека (Мюнхен, Германия)
Тонкий знаток женской психологии Климт, легко предугадывал, в каком ракурсе желает себя видеть очередная представительница венского высшего общества, заказывающая у художника портрет. В реальной жизни дамы не всегда блистали совершенством, но кисть живописца творила чудеса, и женщины на полотнах хоть и имели слегка надменный вид, зато не были лишены очарования.
Бывали случаи, когда Климт не справлялся с заданием, и модель не получала желаемого, что и произошло в случае с картиной "Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн". Маргарет была дочерью стального магната Карла Витгенштейна. Отец девушки заказал её портрет в качестве свадебного подарка. По слухам, Маргарет, отличавшейся современными взглядами на жизнь, не понравилось то, что ее портретный двойник кажется робким, а от облика веет девической невинностью.
Возможно, недовольство Маргарет своим портретом, могло быть вызвано завышенным уровнем ее требований, ведь девушка отличалась образованностью и недюжинным природным умом. Кроме этого, среди увлечений Маргарет значилась и психология, и она была дружна с Зигмундом Фрейдом, а известный философ Витгенштейн приходился ей родным братом.
Допускают, что позировать Климту, Маргарет могла и без одежды, накинув лишь палантин, такой же по оттенку, как и свадебное платье; по свидетельству современников художника, он часто рисовал моделей обнаженными.
Совершенство композиции достигнуто тем, что автор отказался от традиционного использования золота, что переместило внимание зрителя на лицо героини и ее платье.
Густав Климт - Портрет Фрицы Ридлер - 1906 - Галерея Бельведер (Вена, Австрия)
Позволяя кисти Климта увековечивать своих жен, заказчики, а это, в основном, сановитые чиновники или представители богатых семей, вряд ли интересовались, что означали замысловатые орнаменты, или символы, которыми автор обильно нашпиговывал портреты.
Слава Климта в Вене не ограничивалась его оригинальным творчеством, она касалась и его страсти к женщинам, может быть, поэтому художник, тонко чувствовавший внутренний мир модели, дополнял обычные женские образы символами эротического характера, с виду казавшимися обычным орнаментом.
На картине "Портрет Фрицы Ридлер", зритель встречается не с женой государственного чиновника, коей на самом деле была эта женщина, а скорее, со жрицей любви. Голова модели находится на уровне орнаментального окошка и только самые внимательные обнаружат, что сексуальная символика - "павлиньи глаза", образуют кресло, на котором восседает героиня и с трансформацией этого предмета в орнамент исчезает его глубина и форма. Акцент золота, исчезнувший было из картин, проявился с новой силой.
Сложно определить, что эротического нашел художник в этой немолодой, несколько разочарованного вида даме, да и искал ли он его вообще, но зрителя как бы зовут подсмотреть за героиней с помощью этих таинственных глаз. Может быть, психолог Климт разглядел во фрау Ридлер не столько спутницу важного чиновника, игравшую в его жизни роль "декора", а всего лишь женщину, истосковавшуюся по романтическим отношениям.
В этот период творчества, Климт смещал акценты в сторону крупных орнаментальных вставок, причем иногда они выглядели главнее самого облика портретируемого.
Community Info