КОРОЛЕВА КРИСТИНА (koroleva_kristi) wrote in lovers_of_art,
КОРОЛЕВА КРИСТИНА
koroleva_kristi
lovers_of_art

Categories:

Скульптор Паоло Трубецкой и его главная работа

1.jpg

Паоло Трубецкой - Памятник Александру III - 1899-1909


Памятник императору Александру III, созданный скульптором Паоло Трубецким, находится в Санкт-Петербурге у входа в Мраморный дворец. Первоначально памятник был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала. Монумент посвящался "Державному основателю Великого Сибирского пути", то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, - строительство магистрали было начато при Александре III.

Заказчиками памятника были император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора Павла Петровича (Паоло) Трубецкого, работавшего в России в 1897-1906 годах. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III - в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня - на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля (1859-1926). На лицевой стороне постамента была выбита надпись:

"ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".



Paolo Trubetskoy.jpg

Паоло Трубецкой


Паоло Трубецкой был уникальным продолжателем знаменитой династии Трубецких: родился в Италии, но много лет прожил в России, оказав заметное влияние на отечественное искусство, не получил никакого системного художественного образования, но преподавал в Московском училище живописи, не читал "Войну и мир" и других книг Льва Толстого, но был его другом. Его критиковали за карикатурность образов, но доверили создание памятника императору, что привело к скандалу. И это далеко ещё не все...

Отец Паоло, князь Петр Трубецкой, состоял при российском царском дворе. В 1863 году его направили в Италию в качестве дипломата русского посольства во Флоренции. В России у него осталась жена, но за границей он встретил другую женщину, с которой захотел связать свою судьбу, - американскую пианистку Аду Винанс, приехавшую в Италию учиться пению. Чтобы спасти от огласки свой незаконный брак, князь Трубецкой переехал со своей избранницей на север Италии, где они представились супругами Шталь. Вскоре у них родилось трое сыновей: Пьер (Петр), Паоло (Павел) и Луиджи (Людвиг). 




П. Трубецкой. Госпожа Хернхеймер, 1897


П. Трубецкой. Московский извозчик, 1898 


П. Трубецкой. Портрет матери, 1912



Мать Паоло увлекалась не только музыкой, но и скульптурой и живописью, в их доме часто бывал художник Даниеле Ранцони, что оказало большое влияние на формирование интересов всех сыновей. Старший брат Петр стал художником, а Паоло с 8 лет увлекся скульптурой. Законченного профессионального образования он так и не получил, хотя занимался в студиях Джузеппе Гранди и Эрнесто Баццаро.




П. Трубецкой. Портрет князя А. Мещерского, 1895 



В 1885 году Паоло Трубецкой приобрел собственную студию в Милане, а еще через год участвовал там же в выставке, где представил свои работы, и посетил США, где провел персональную выставку. После этого он начал получать заказы от богатых итальянских клиентов. Но первые успехи вскоре сменились чередой неудач: его семья разорилась, продала виллу, и Паоло пришлось переезжать с места на место и даже работать на фермах, чтобы обеспечить семью. Но к тому моменту его имя уже стало известным в Италии, и вскоре дополнительным источником дохода стали заказные портреты. 




П. Трубецкой. Слева - Портрет Исаака Левитана, 1899. Справа - Портрет Ф. Шаляпина, 1899-1900



В 1890 году скульптор получил первую премию за проект памятника Гарибальди для Милана, еще через год - премию за проект памятника Данте для Тренто. Он участвовал в европейских выставках и международных биеннале в Венеции, его работы экспонировались и в России. В 1897 году Паоло Трубецкой получил предложение преподавать скульптуру в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и в течение следующих 8 лет занимался преподавательской деятельностью, оказав влияние на формирование целого ряда русских мастеров.




Слева – В. Серов. Портрет П. Трубецкого, 1898. Справа – П. Трубецкой. Портрет Л.Толстого, 1899


П. Трубецкой лепит портрет Льва Толстого, 1898 



Паоло Трубецкой часто эпатировал публику своими привычками и заявлениями: так, он утверждал, что "ради полной самостоятельности мысли и отношения к жизни никогда ничего не читал и не читает". При этом Лев Толстой испытывал к нему искреннюю симпатию и интерес, позировал ему, когда тот работал над его бюстом, и вел с ним долгие беседы. Секретарь Льва Толстого В. Булгаков писал:

"Скульптор Паоло Трубецкой ... принадлежал к любимцам Льва Николаевича... Он любил его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условностям, любовь к животным, вегетарианство... Удивительный человек: необыкновенно талантливый, но совершенно первобытный. Ничего не читал, даже "Войны и мира" не знает, нигде не учился, наивный, грубоватый и весь поглощенный своим искусством. Завтра придет лепить Льва Николаевича и будет у нас обедать".




П. Трубецкой лепит портрет Льва Толстого, 1898 


Лев Толстой и Паоло Трубецкой на верховой прогулке



Приверженцы консервативных взглядов из петербургской Академии обвиняли скульптора в несоблюдении классических канонов, а передовые живописцы того времени – поддерживали. Трубецкой сблизился с Репиным и Левитаном, его портрет написал Серов. Скульптор почти не говорил по-русски, но при этом оказал существенное влияние на русскую культуру. 




М. Тенишева позирует скульптору П. Трубецкому, 1898



В 1900 году Паоло Трубецкой среди множества претендентов выиграл конкурс на создание памятника Александру III. Изначально предполагалось, что император должен быть изображен сидящим на троне, но скульптор предложил свой вариант эскиза с другой идеей - царь верхом на коне, и его макет привел в восхищение вдову императора. К своей работе Трубецкой отнесся как к исторической миссии и был очень удивлен шквалом критики, обрушившейся в его адрес:

"В памятнике нет ничего классического - это совершенно идейный памятник. Отрицательное отношение ко мне со стороны публики я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизной... Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моём памятнике воплощает мою основную мысль". 




Открытие памятника Александру III в Санкт-Петербурге, 1909 



Однако замысла автора никто не понял: многие члены императорской семьи посчитали скульптуру карикатурной и выступили против установки памятника. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, "отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз". Критики искали подтексты и скрытые смыслы: мол, Трубецкой на самом деле представил царя в образе самодура - уже слишком массивно и тяжеловесно выглядели и конь, и всадник. Кроме того, скульптору приписывали фразу, якобы однажды им сказанную:

"Моя цель - изобразить одно животное на другом".

Как бы то ни было, вдовствующую императрицу впечатлило портретное сходство скульптурного изображения императора, и в мае 1909 года состоялось открытие монумента.




Первоначальный вариант скульптуры и П. Трубецкой у памятника Александру III в Санкт-Петербурге, 1909 


Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца



После этого в Петербурге разразился скандал: газетные статьи пестрели громкими заголовками: "Опальный памятник", "Величие и вульгарность". Поэт А. Рославлев написал на работу Трубецкого эпиграмму:

"Стоит комод, на комоде - бегемот, на бегемоте - обормот".

А Илья Репин восклицал:

"Браво, браво, Трубецкой! Очаровательно! Поздравляю Россию!.. Какая смелость, широта!"

При этом замысел автора он трактовал так: "Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад". Репин устроил в честь Трубецкого банкет в ресторане, но из 200 приглашенных явились только 20.

В 1937 году памятник под предлогом реконструкции сняли с площади Восстания и переместили на хранение во двор Русского музея, а в 1994 оду. установили во дворе Мраморного дворца.




П. Трубецкой. Слева - Портрет жены. Справа - Портрет Огюста Родена 



Именно российский период творчества называют самым плодотворным в жизни Трубецкого - здесь он создал около 50 станковых работ. Попав в немилость к властям, он был вынужден уехать из России. Но его скандальная слава преследовала его и за рубежом, где его начали называть "скульптором аристократической знати". 12 февраля 1938 года Паоло Трубецкой ушел из жизни.




П. Трубецкой. Слева - Сидящая дама. Справа - Балерина


П. Трубецкой лепит портрет Бернарда Шоу, 1926



2.jpg


Скульптор Паоло Трубецкой и его главная работа




Tags: Италия, Россия, история, скульптура, художники
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments