Ровена (rowena1971) wrote in lovers_of_art,
Ровена
rowena1971
lovers_of_art

Categories:

Самая желанная актриса золотого века Голливуда - Рита Хейворт

1.jpg


Рита Хейворт (Rita Hayworth), (1918-1987), - американская киноактриса и танцовщица, одна из наиболее знаменитых звёзд Голливуда 1940-х годов, ставшая легендой и секс-символом своей эпохи.


Рита Хейворт, настоящее имя - Маргарита Кармен Кансино (Margarita Carmen Cansino) родилась в семье известного исполнителя испанских танцев фламенко, выходца из Севильи Эдуардо Кансино и полуирландки-полуангличанки Волги Хейворт, хористки из шоу Флоренза Зигфельда.
Отец привел Риту в танцкласс в 1921 году трехлетней крошкой, и эта школа составила все ее образование. Рита оказалась настолько способной ученицей, что в 1926 году попала на съемочную площадку фильма "La Fiesta". В жизни она была застенчива, зато в танце преображалась совершенно.
Отец перевез семью в Голливуд и открыл школу танцев для амбициозных хористок, мечтающих выдвинуться из массовки. На первых порах семейный бизнес процветал, однако началась великая депрессия. Школу пришлось закрыть, а отцу - выступать дуэтом с дочерью. Ей было всего 12, но она выглядела старше.
В ту пору импресарио всячески стремились подчеркнуть ее "латинские" черты - заставляли вычернить каштановые от природы волосы и уложить их в тугой пучок. Рита настолько вошла в этот образ, что многие были убеждены в ее мексиканском происхождении и удивлялись отсутствию акцента в ее речи.



1-1.jpg



Рите едва исполнилось 17, когда ее заметил представитель компании "Фокс", и помог ей получить контракт. Указанная в титрах как Рита Кансино, она в трех картинах сыграла бессловестных экзотических танцовщиц, а в четвертой - впервые заговорила. Прогресс был налицо, но тут на студии сменилось все - руководство, методы работы и даже название. Глава новоиспеченной кинокомпании "ХХ век Фокс" Дэррил Занук, просмотрев только что смонтированный фильм "Письмо Гарсиа" (1936), потребовал вырезать все сцены с Кансино и тут же выгнал Риту с приговором-диагнозом "безнадежна".

Год спустя Рита вышла замуж за Эдварда Чарлза Джадсона, весьма необычного субъекта, имевшего репутацию голливудского Монте-Кристо. Его знали все, но никто не знал, откуда у него деньги (поговаривали, что его бизнес по продаже автомобилей — лишь прикрытие). Риту подобные толки не смущали — темные личности были ей не в диковинку со времен выступлений в голливудских ночных клубах. Возобладал трезвый расчет: Эд Джадсон обещал открыть перед ней двери киностудии "Коламбиа Пикчерз".



Рита Хейворт и ее первый муж Эдди Джадсон.jpg

Рита Хейворт и ее первый муж Эдди Джадсон



Муж сдержал слово, но потребовал от жены очень серьезных жертв. Именно он предложил ей назваться Хейворт, чуть изменив девичью фамилию ее матери, и брать уроки сценической речи. Именно он заставил ее перекрасить волосы в рыжий цвет, высветленный на лбу и становящийся более темным на затылке. Но главное - именно Эд настоял на решительной метаморфозе, которой должно было подвергнуться лицо Риты Кансино, чтобы полностью оправдать новые имя и образ.
На это ушло больше года. Еженедельно Рита посещала мучительные сеансы электролиза, чтобы поднять линию волос на три четверти дюйма и облагородить линию лба. Ежедневно она увлажняла непослушные жесткие кудри, дедушкино наследство, специальными маслами, промывала лучшими шампунями и красила, чтобы вытравить все следы испанского происхождения. Наконец, ей пришлось изменить форму носа у знаменитого пластического хирурга Джоэла Прессмана. Так родилась златокудрая Рита Хейворт.



Рита Хейворд до пластики и после.jpg

Рита Хейворд до процедур по изменению внешности и после



Впервые представленная как Хейворт в титрах скромного детектива "Тень" (1937), Рита истово училась актерскому ремеслу, три-четыре раза в год появляясь в сделанных на скорую руку малобюджетных фильмах. Президент "Коламбия пикчерз" Гарри Кон поверил в Хейворт и посоветовал режиссеру Говарду Хоксу взять ее на роль "другой женщины" в картине "Только у ангелов есть крылья" (1939). Она показала себя восхитительно, и год спустя Кон решил перевести ее в фильмы категории "А". Рита появилась сначала на "Метро-Голдвин-Майер»"в картине "Сюзан и бог" (1940), играя роль второго плана.

В 1941 году на киностудии "ХХ век Фокс" решили переснять в цвете полюбившуюся зрителям картину "Кровь и песок". Продюсером фильма "Кровь и песок" был небезызвестный Дэррил Занук. Изначально он берег роль Доки Соль для красотки Кэрол Лэндис, однако ту не устраивала перспектива показаться на экране с копной рыжих волос, как требовалось по сценарию. Зануку не оставалось ничего, как арендовать у "Коламбии" горячо ненавидимую им Риту Хейворт. Та, разумеется, согласилась - не часто выпадает такой случай отомстить "заклятому другу". Месть удалась, образ Доки Соль стал одним из лучших в послужном списке актрисы.






Кровь и песок, США (1941)



Фред Астер, недавно ушедший со студии RKO и расставшийся с давней партнершей Джинджер Роджерс, выбрал ее для совместной работы в фильмах "Разбогатеть не суждено" (1941) и "Нет тебя очаровательней" (1942), приятных мюзиклах, которые показали Хейворт на пике возможностей. Рано или поздно эти люди должны были встретиться. Астер называл Риту одной из своих любимых партнерш. Танцевала она бесподобно, но голосом Риту создатель обделил - за нее пели другие актрисы.



Рита Хейворт и Фред Астер 2.jpg

Рита Хейворт и Фред Астер



На "ХХ век Фокс" Хейворт вернулась не просто кинозвездой, а национальной любимицей. 11 августа 1941 года ее фото в купальнике - смелость по тем временам неслыханная! - появилось на обложке солидного журнала Life. Отныне снимок полуобнаженной красавицы перестал считаться в США скандальным - он приравнивался к произведениям искусства эпохи Возрождения. Но всё же, по тем временам это было очень откровенно и произвело эффект разорвавшейся бомбы. А через несколько лет Соединенные Штаты производили ядерные испытания на острове Бикини и сбросили бомбу с изображением Риты Хейворт. Так появилось выражение "секс-бомба" и вошло в обиход название раздельного купальника "бикини".



9.jpg



"Фокс" спешно ставит для Хейворт костюмный мюзикл "Моя девушка Сэл" (1942) и в эпическую драму "Легенды Манхеттена" (1942). Столь напряженная работа не могла не сказаться на личной жизни актрисы. В том же году Хейворт развелась с Джадсоном, чтобы выйти замуж за Виктора Мэтьюра, с которым играла в "Моей девушке Сэл".

Актер и режиссер Орсон Уэллс, будучи в Южной Америке на съемках очередной картины, однажды решил скрасить досуг просмотром какой-нибудь незатейливой мелодрамы. Выбор пал на "Кровь и песок". Когда фильм закончился, режиссер встал и, ни слова не говоря, направился к выходу. Встревоженные друзья нагнали его на лестнице: "Неужели такое плохое кино?" - "Причем тут кино! - закричал Уэллс. — Завтра же улетаю в Штаты. Нет, сегодня!" - "Зачем?" - "Жениться на Рите Хейворт".
Орсон пять недель кряду звонил ей по телефону, пока наконец она сама не сняла трубку. Вскоре Рита расстроила помолвку с актером Виктором Мэтьюз и в 1943 году стала миссис Уэллс. Эта любовь походила на ураган, яростный и быстротечный. Он, к своему удивлению, обнаружил, что эта женщина, о которой мечтали все молодые мужчины Америки, не так уж и сексуальна. Зато она умела быть нежной и доброй. Однако Орсону Уэллсу, известному своими романами, скоро стало этого мало.



Рита Хейворт и ее второй муж Орсон Уэллс.jpg

Рита Хейворт и ее второй муж Орсон Уэллс



Через год на экраны вышел второй цветной фильм с Ритой Хейворт - роскошный мюзикл "Девушка с обложки". Партнером красавицы выступал главный конкурент Фреда Астера на титул лучшего голливудского танцора всех времен - Джин Келли. Он вывел Риту Хейворт на высшую звездную орбиту, хотя ее следующая картина "Сегодня и ежевечерне", история Лондонского мюзик-холла, который не закрывался даже на время гитлеровских бомбежек, была значительнее.






Девушка с обложки, США (1944)




Когда вторая мировая война закончилась, американцам потребовались символы мирной жизни.
"Гильда" - новая мелодрама с Ритой Хейворт. Ажиотаж картина создала неимоверный.

"Хейворт показывает стриптиз перед камерой!" - возмущались цензоры. Ревнивые жены руками закрывали глаза мужьям, лишь бы они не видели, как эта длинноволосая длинноногая Хейворт снимает - о, ужас! - перчатку на глазах у изумленной публики.



8.jpg

Кадр из кинофильма "Гильда"



Действительно, Рите Хейворт достаточно было снять перчатку, чтобы покорить миллионы мужчин разного возраста, семейного положения и политических взглядов. Впрочем, один из критиков метко назвал фильм "первоклассным мусором". И все же историю не перепишешь - именно этот эпизод принес Рите официальный титул богини любви.

"Все мужчины, которых я знала, - говорила она, - влюблялись в Гильду, а просыпались со мной".

Но Рита вновь погрузилась в меланхолию, страдала приступами ревности, стоило только Орсону покинуть супружеское ложе - у нее были на это основания. Ей доносили о его романе с Джуди Гарланд, о мимолетных связях со "звездочками", парикмахершами. Вскоре, не получив новых контрактов в Голливуде, страдавший астмой и плоскостопием, искривлением позвоночника (из-за чего он был вынужден носить корсет), Орсон Уэллс ушел в политику и принял участие в избирательной кампании Рузвельта. Рита сопровождала его в поездках по стране. Но присутствие ее на митингах отвлекало внимание мужа, и это злило его.
А тут еще объявился Эдди Джадсон. Он грозит опубликовать интимные письма Риты, если она не возобновит выплату его "пенсии", выторгованной при разрыве. Вмешательство адвокатов ничего не дало. И, как это часто бывает в Америке, выпущенный шантажистом яд начал действовать даже на Орсона Уэллса. Он стал много пить. Его здоровье ухудшилось. Не помогал корсет. Мучил гепатит. Рита увезла его подлечиться во Флориду.
Орсон без восторга встретил известие, что жена ждет ребенка. Проходя мимо дивана, на котором тот был зачат, он часто бросал злую фразу: "Вот место, где я потерял над собой контроль". Щадя беременную жену, он стал меньше пить, но все равно только и ждал удобного случая, чтобы убежать из дома, от жены, от дочери, названной Ребеккой. Но ни брак, ни тем более творческий союз "Уэллс–Хейворт" не просуществовали долго. 10 сентября 1947 года они развелись.



Рита Хейвортт с дочерью Ребеккой.jpg

Рита Хейвортт с дочерью Ребеккой



Они прожили вместе пять лет без шести дней, и по иронии судьбы предстали на экране вместе лишь после развода, в картине "Леди из Шанхая" (1948). Тем не менее Рита доверилась ему, как всегда доверялась мужчинам, и решилась для этого фильма сменить облик вновь. К ужасу боссов "Коламбии" Хейворт обрезала свои роскошные локоны (а они, между прочим, считались важнейшим коммерческим достоянием киностудии!) и перекрасилась в платиновую блондинку. Консервативная публика не могла с этим примириться, и картина провалилась в прокате. Рядовым зрителям было наплевать на изумительно снятые сцены, когда Хэйворт отражается во множестве зеркал. Теперь их называют волшебными, в них ясно читается: Уэллс любил свою бывшую супругу и после развода.



10.jpg






Леди из Шанхая, США (1947)



Провал картины, в которой Рита страстно желала показать себя не "девушкой с обложки", а серьезной актрисой, привел к глубокому творческому кризису. В том же 1948 году она впервые побывала в Европе и на французской Ривьере встретила Али Хана - сына всемирно известного исламского духовного лидера, а по совместительству пакистанского принца, миллионера и плейбоя. Вспыхнула новая любовь, а вместе с ней желание последовать примеру Греты Гарбо - уволиться с "фабрики грез" по собственному желанию.



Рита Хейворт с принцем Али Ханом.jpg

Рита Хейворт и принц Али Хан.jpg

Рита Хейворт и ее третий муж пакистанский принц Али Хан.jpg

Рита Хейворт и ее третий муж пакистанский принц Али Хан



Влюбленная пара объехала всю Европу, появилась на Каннском фестивале, заполонила обложки модных журналов и вызвала скандал в среде моралистов, поскольку Али Хан не был разведен с прежней женой. В Голливуд Рита Хейворт вернулась только для того, чтобы расторгнуть контракт с Коламбией, выплатить неустойку в четверть миллиона долларов и, по слухам, плюнуть в лицо главе киностудии Гэрри Кону, тирану и интригану, всегда стремившемуся контролировать и карьеру, и личную жизнь актрисы.

Орсон Уэллс в своих воспоминаниях так отзывался о ее роковом решении: "Она занимала положение, о котором многие не могли и мечтать, но которое не приносило ей никакой радости. Она ненавидела своих героинь. Ей не нравилось быть Ритой Хейворт".

И вот она получила титул принцессы, осуществила мечту каждой маленькой американки. Но принцесса-то была не сказочная, а вполне реальная, к тому же восточная. На несколько лет Рита как бы выключилась из жизни. Увы, ореол романтического побега из Голливуда быстро потускнел.



7.jpg



Некогда самая яркая звезда Голливуда сидела в четырех стенах: ни работы, ни друзей, ни, по большому счету, семьи - даже дочь принцесса Ясмин Хан, родившаяся в этом браке, не повлияла на Али Хана. Рита развелась с ним в 1951 году и через год, практически без гроша в кармане, пошла на поклон к ненавистному ей Кону. Тот согласился забыть былые обиды и немедленно свел ее с Гленном Фордом для картины "Любовь в Тринидаде". Однако попытка повторить успех "Гильды" не удалась.



Рита Хейворт с дочерьми.jpg

Рита Хейворт с дочерьми



Звездный поезд Риты уже ушел, и догнать его было сложно. В отчаянии она прибегла к опыту великой Аллы Назимовой, трагической красавицы немого кино. Та пыталась спасти свою карьеру, сыграв Саломею. Расчет, казалось был верным - Хейворт самой природой была предназначена для роли библейской искусительницы. Но в фильме 1953 года заглавная героиня превратилась во второстепенную, ее история шла вразрез с основным действием.
После "Саломеи" Рита впала в тяжелейшую депрессию. Обеспокоенная тем, что не может повторить успех середины 1940-х, Рита в очередной раз поссорилась с Коном и покинула "Коламбию". Она вышла замуж за певца Дика Хэймса, исполнителя слащавых песенок, которого в Голливуде называли "мистер Грех". Он проматывал ее деньги и ставил ей синяки под глазами. Их союз распался через два года.



Рита Хейворт и её четвёртый муж Дик Хэймс.jpg

Рита Хейворт и её четвёртый муж Дик Хэймс



Последним мужем Риты в 1958-1961 годах был продюсер Джеймс Хилл.



Рита Хейворт и её пятый муж  Джеймс Хилл.jpg

Рита Хейворт и её пятый муж Джеймс Хилл



Смирив гордыню, она вернулась на киностудию и сыграла в отличной картине "Приятель Джоуи" всесте с Фрэнком Синатрой и Ким Новак. Но это был, по сути, ее последний успех. Хейворт зачастила к психоаналитику и стала пить. Все решили, что эта хандра - только блажь стареющей кинозвезды. На самом деле все оказалось гораздо серьезнее. То были первые симптомы болезни Альцгеймера, которую врачи не сумели вовремя определить. Роковая халатность эскулапов, и в результате богиня любви медленно ветшала, даже не подозревая, что с ней происходит.
К началу 1970-х она практически не могла работать - на съемках ее "лебединой песни", картины "Гнев господний" (1972) ей подсказывали каждую реплику. В июле 1981 года состояние Хейворт заметно ухудшилось, и Верховный суд Лос-Анджелеса, посчитав, что актриса уже не может сама о себе заботиться, определил её под опеку дочери Ясмин, которая ухаживала за ней в последние годы жизни, а в мае 1987 года Рита Хейворт скончалась в своей квартире на Манхэттене.



Рита Хейворд и её дочь Ясмин.jpg

Рита Хейворд и её дочь принцесса Ясмин



12.jpg



Американским киноинститутом Рита Хейворт включена в список "Величайших звёзд всех времён" (Greatest Stars of All Time).



11.jpg


2.jpg


3.jpg


5.jpg


4.jpg


6.jpg




Tags: США, актёры, история, кино
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments