Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Categories:

Александр Петрович Апсит.

Один из основоположников искусства советского плаката.



 



Александр Петрович Апсит/Aleksandr Petrovich Apsit (Latvian/Russian, 1880-1944)



Работы преимущественно с аукционов







Снимок1 (335x383, 192Kb)Александр Петрович Апсит/Aleksandr Petrovich Apsit (1880-1944) (Апситис, латыш. Aleksandrs Apsītis; 25 марта (6 апреля) 1880, Рига — 1944, Людвигслюст) — российский, латвийский художник.

Родился в Риге в рабочей семье.

1898—1899 Обучение в студии Л. Дмитриева-Кавказского в Санкт-Петербурге. До 1920 в Санкт-Петербурге и Москве.



1902—1907 Иллюстрации для журналов Родина, «Звезда» и «Нива», к сочинениям русских классиков, карикатуры для сатирических журналов («Дух времени» и другие); рекламные плакаты.

1900—1910 — входил в московский художественный кружок «Среда».

Участвовал в выставках «Среды», в выставке «Blanc et Noir», в выставке картин русских художников в 1912 (Москва). (слева автопортрет с аукциона)




61LopIU2QvL._QL70_ (301x471, 94Kb)



 





1906—1917 Сотрудничество с московскими издателями И. Сытиным и А. Ступиным.

Исполнил серию пасхальных открыток, изданных Товариществом А. И. Абрикосова и С-вей, также рисовал открытки на темы Первой мировой войны, российской истории, делал рекламные и поздравительные открытки на заказ.



С 1918 один из основоположников и ведущих мастеров советского политического революционного плаката.



С 1921 в Латвии. Рисунки для рижских журналов.



Художник подписывал также свои работы: А-т, Аспид, А. Петров, Осинин, Скиф.



1944 Умер в Германии.

















Официальная биография А.П. Апсита



Один из основоположников искусства советского плаката, первым включился в дело политической агитации в революционной России. Рисовальщик по дарованию и профессиональному образованию, Апсит до революции сотрудничал в популярных петербургских журналах («Родина», «Нива»), в том числе сатирических. С 1904 года он связал свою творческую судьбу с издательством И. Сытина в Москве, которое специализировалось на выпуске изданий для народа. Художник делал книжные иллюстрации и обложки (в частности - к произведениям Л. Толстого, Максима Горького, А. Чехова, Н. Лескова), оформлял календари, рисовал лубки, рекламу, плакаты, ориентируясь на вкусы демократического покупателя.







Дореволюционные плакаты Апсита выполнены или в духе лубка (на тему Первой мировой войны) или в стиле модерн (киноплакаты).

А. Апсит принадлежал к творческому объединению «Среда» (1897 - 1924) и был одним из основателей Московского общества художников (1913 - 1917) .

Сразу после революции художник, хорошо знавший эстетические вкусы народа, причастный к политической (военной) пропаганде, был приглашен издательством ВЦИК, которое осенью 1918 года первым начало планомерную деятельность по выпуску революционных плакатов. По заказу издательства Апсит подготовил несколько плакатов-картин на тему народных восстаний на Руси. В них мастера интересовал прежде всего собирательный образ народа. К этому образу художник постоянно возвращался и в последующих плакатах, посвященных революции.







В композициях, торжественно-праздничных («Год пролетарской диктатуры») или обличающих («Интернационал»), многофигурных и порой перегруженных деталями, уже выделены обобщенные аллегорические образы, - революция в виде юноши с факелом на белом крылатом коне, капитализм как отвратительное чудовище, - уже найдены символы и метафоры, которые получат широкое распространение в революционном искусстве, например, земной шар, обвитый полотнищем красного знамени («1 Мая»). Особенно богат революционной символикой плакат «Год пролетарской диктатуры», этот важный исторический документ времени, этапное художественное произведение.





Первомай, 1919



В нем нашли воплощение важнейшие элементы образного языка и композиционной структуры революционного плаката: типы новых протагонистов - рабочего и крестьянина, атрибуты их труда и атрибуты поверженного царизма, картина светлого индустриального будущего, мотив шествия, мотив солнца, и, наконец, новые принципы временного и пространственного решения. При этом произведение несет следы влияния книжной графики и исполнено в реалистической манере рисунка.





Мама, Папа и Дочь. (кликабельно)





Оставаясь верным этой графической манере, Апсит варьировал средства выразительности в зависимости от задачи: растолковывая и объясняя события и факты он обращался к принципам многокадрового лубка или многофигурного и многодетального рисунка - именно такие художественные формы были наиболее понятны народу. Но в агитационных, призывных плакатах художник лаконичен и краток, вместо аллегорических образов он вводит реалистические, укрупняет фигуры, обобщает формы, добивается динамичности композиции.







Вершины лаконизма и агитационной силы мастер достиг в одной из лучших своих работ - «Грудью на защиту Петрограда!». Плакат был рожден тяжелой военной обстановкой осени 1919 года, когда войска Н. Юденича угрожали Петрограду. За короткий срок, всего за сутки, Апсит сделал оригинал, тиражированный литографией в одну краску.



 





 



Опасность ситуации и конкретность призыва потребовали не иносказательных, а предельно узнаваемых образов защитников столицы. Художник изобразил их крупным планом, что дало возможность усилить эмоциональное начало плаката, подчеркнуть суровость и отчаянную решимость людей. Этому же способствовал цветовой аскетизм композиции.





Военный совет в Дриссе



Плакат звал, отчаянный клич солдата материализовался в лозунге. Карандашная манера придавала изображению документальность, беглая зарисовка взволнованным штрихом казалась сделанной с натуры, а строй бойцов в целом уподоблен неодолимой стене.

Реалистическая убедительность образов, эмоциональная сила, действенность призыва выдвинули плакат Апсита в число классических произведений агитационного искусства.





Европейская кухня (Europäische Küche). 1914 (Плакатмузеум Вена, кликабельно)

97a3906b8d1411374b31e9b8d1280e92 (401x635, 140Kb)



Он оказал заметное влияние на творчество современных ему плакатистов и их продолжателей.

За 1918 - 1919 годы Апсит исполнил большое количество плакатов, подписанных разными псевдонимами: Аспид, А-т, А. Петров. Деятельность его оборвалась внезапно: в 1919 году во время наступления Деникина он уехал из Москвы и следы его потерялись. После завершения Гражданской войны они обнаружились в Латвии, на родине художника. Там он продолжал работать как иллюстратор и плакатист, но подняться до вершин творческого взлета 1918 - 1919 годов никогда уже не смог, и революционный плакат остался самой яркой страницей его творчества и существенным вкладом в историю советского искусства.

В 1939 году Апсит переселился в национал-социалистическую Германию, где умер в 1944 году. О последних годах его жизни ничего не известно.



Работы Александра Петровича Апсита были предложены на аукционах несколько раз, по цене от 217 до 193 584 долларов США. С 2013 года рекордная цена для этого художника на аукционе составляет 193 584 долларов США за 21 работу; Иллюстрации «Тысяча и одна ночь», проданные в MacDougall's в 2014 году.



 



Illustrations for One Thousand and One Nights































































 



Открытки















С Пасхой!



С Пасхой!



С Пасхой!



С Днем рождения!



С Рождеством!