Ровена (rowena1971) wrote in lovers_of_art,
Ровена
rowena1971
lovers_of_art

Categories:

Французский итальянец Лино Вентура


Славу французского кино во многом составили выходцы из других стран или дети эмигрантов: австрийка Роми Шнайдер, грек Коста-Гаврас, бельгиец Жак Брель, испанцы Луис Бунюэль и Луи де Фюнес, итальянцы Ив Монтан и Лино Вентура.



Анжело Джузеппе Паскуале (Лино) Вентура (Angiolino Giuseppe Pasquale "Lino" Ve) родился 14 июля 1919 года в итальянском городе Парма в семье Жана Вентура и Луизы Боррини. В 9 лет, вместе с семьей, мальчик перебрался во Францию.





После школы Лино перепробовал немало профессий, пока всерьез не увлекся спортом. С той поры "кетч" – некая помесь бокса и борьбы на долгие годы стал его главным делом, пока Лино, чемпион страны и Европы, не был вынужден завершить карьеру из-за перелома ноги. 



Тут же, в спортзале, где Лино работал уже тренером, на него обратил внимание режиссер Жак Беккер и едва уговорил сыграть роль итальянского мафиози в фильме "Не трожь добычу", где героем был персонаж Жана Габена.









"Я сегодня видел одного типа, он просто создан для кино", – эти слова Габена определили дальнейшую судьбу 34-летнего дебютанта.

Настоящая известность пришла к Вентура в 1958 году, после роли секретного суперагента в картине "Горилла" приветствует вас". Уровень интеллекта героя определялся его прозвищем, но зрители приняли фильм "на ура". 









Лино не знал, радоваться или огорчаться по этому поводу. Спрос рождает предложение, и вот уже множество режиссеров приглашают его на "гориллообразные" роли, а журналисты стараются разыскать сходство между персонажем и актером.

"Я тихий отец семейства, не безобразничаю, в свободное время слушаю Моцарта и Вивальди, хожу в синематограф на Бастера Китона…" – пытался оправдываться Лино Вентура. Да кто тогда к этому прислушивался?









На протяжении нескольких лет актер пытался вырваться из малопривлекательного амплуа громилы и это заставило его искать спасения в жанровом разнообразии. "Мари-Октябрь" (1959) Ж. Дювилье, "Искатели приключений" (1967) Р. Энрико, "Армия теней" (1968) Ж.-П. Мелвиля,









"С Новым годом!" (1973) К. Лелуша, "Пощечина" (1974) и "Бабочка на плече" (1978) оба – К. Пиното принесли Лино Вентура славу настоящего профессионала. От души расквитавшись со своими не особо сообразительными но хорошо вооруженными  героями смехом (как в блистательной комедии Э. Молинаро "Зануда"), Лино решил, что наконец настал его черед выбирать где и кого играть.









Став одним из популярнейших актеров Франции, он решил самостоятельно вести свои дела: "Не могу допустить, чтобы кто-либо говорил, решал, действовал от моего имени…"

"Чтобы сделать хороший фильм, надо иметь три вещи: во-первых, сюжет, во-вторых, сюжет и в-третьих – сюжет…" Вентура взял на вооружение этот постулат Жана Габена. Отличная физическая форма позволяла Лино сниматься во внешне эффектных ролях, но теперь, чтобы привлечь его внимание, будущий герой должен был, прежде всего, оказаться интересным человеком.









Вентура считал, что длинные монологи нужно оставить театру, кино – это искусство действия. Поэтому он, как правило, максимально сокращал текст своих ролей. Это усложняло актерскую задачу, но усилия окупались сторицей: из немногословности  рождался тот самый внутренний драматизм, который, на мой взгляд, и является самым привлекательным в манере игры Лино Вентура.

Еще одним неизменным принципом Лино было категорическое нежелание сниматься в интимных сценах. Вентура мог чудесно изображать пылкого любовника, но неизменно пребывал при этом на некотором расстоянии от "предмета страсти". Как, например, в "Ромовом бульваре" (1971) Р. Энрико.









Даже на поцелуй перед кинокамерой им было наложено табу. Только трижды, под нажимом режиссеров, он был вынужден изменить своим правилам. Говорят, актер считал любовь слишком серьезным делом, чтобы легкомысленно играться в нее на экране. Его вдова Одетт, с которой они поженились еще в юности, в своей книге "Лино" вспоминает: "Я никогда не следила за ним. Я всегда слишком уважала его личные секреты, если они у него были… Я вижу только, что он неизменно оставался со мной и нашими детьми…"








У Лино и Одетт родились четыре дочери: Клелия, Милен, Лоран и Линда. Одна из них – инвалид, и родителям пришлось вплотную столкнуться с проблемой организации ухода за тяжело больными. Ужасающее состояние дел в этой отрасли настолько потрясло Вентура, что в 1963 году он основал "Подснежник" – фонд помощи детям-инвалидам. Это сеть из более чем 20 интернатов по всей Франции, в которые актер вкладывал свои гонорары.




Два последних года жизни Лино почти полностью посвятил "Подснежнику", фактически прекратив сниматься. Интересных предложений не было, а играть лишь бы в чем не желал.



Он умер от сердечного приступа 22 октября 1987 года, через несколько дней, после награждения орденом Почетного Легиона.

Но рассказ об актере Лино Вентура нельзя считать завершенным, если не вспомнить его последние работы, отобранные очень тщательно и потому на редкость созвучные его личному мировосприятию.

Прежде всего, это "Отверженные" (1983).



Вентура долго колебался, прежде чем взяться за роль Жана Вальжана. Он считал невозможным играть этого героя после великого Габена. Однако, недаром Лино признан наследником Жана Габена. И не только в наследовании амплуа, а и в том, что Вентура тоже самобытная актерская индивидуальность. Он сумел найти собственные краски и создать своего Вальжана. Режиссер этой киноверсии романа Виктора Гюго Робер Оссейн ничуть не сомневался относительно возможностей Лино: "Вентура – это не актер, играющий Вальжана… Вентура – это Жан Вальжан. У него сердце Вальжана…"

В следующем, 1984 году – "Сто дней в Палермо". Реальная история генерала Карло-Альберто Далла Кьезо, префекта Палермо, убитого на сотый день своей отчаянной попытки борьбы с мафией и коррупцией на Сицилии.

Человека сильного и честного, одного из тех, перед чьим мужеством всегда преклонялся сам Лино Вентура: "Я восхищаюсь людьми, способными самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность".



Последней большой работой актера стало участие в фильме "Седьмая мишень" (1985) К. Пиното, где речь идет о беззащитности человека перед силами зла: на героя охотятся, он же даже не подозревает за что. На этот раз персонажу Лино удалось посчитаться со своими обидчиками. "Финал любой картины должен обязательно пробуждать надежду", – так считал Лино Вентура.

Дебютировав в роли мелкого преступника, он ушел от нас в образе мужественного человека, превозмогающего обстоятельства. Между этими героями – пропасть, между ролями – целая киножизнь неповторимого Лино Вентура.





 



Французский итальянец Лино Вентура



Tags: Франция, актёры, кино
Subscribe
promo lovers_of_art октябрь 25, 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments