burnevil_8 (burnevil_8) wrote in lovers_of_art,
burnevil_8
burnevil_8
lovers_of_art

Categories:

История одной картины - "Шестикрылый серафим" Врубеля

Михаил Врубель - Шестикрылый серафим (Азраил) - 1904.jpg

Михаил Врубель - Шестикрылый серафим (Азраил) - 1904


Серафим в переводе с древнееврейского означает "пылающий", "горящий", "сжигающий". Серафимы - это ангелы, предстоящие престолу Божьему и упоминаемые только в видении Исаии (Ис 6:1-7), когда его призывал Господь. Они имеют человеческий образ (упомянуты лицо, руки и ноги) и "по шести крыл". Один из них коснулся губ Исаии горящим углем с жертвенника и таким образом очистил пророка от греха.

Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер (1994)


Полотно "Шестикрылый серафим" Михаилом Врубелем было написано в 1904 году. Произведение искусства было создано художником в частной клинике врача-психиатра Ф. А. Усольцева. Работа написана на холсте масляными красками. Ещё данное произведение известно под именем "Азраил", кроме того полотно называют "Ангел с мечом и кадилом".

Будто огнем воспылал венец на голове у изображенного Шестикрылого серафима, сеянием своим, пробиваясь сквозь непроглядную тьму. Драгоценным блеском камней отбывают свет сильные крылья. Облик его пронизан холодом и суровостью. Лицо обрамляют темные волосы. Его шея вытянутая и прямая. Серафим взирает пронзительным ледяным взглядом широко открытых огромных глаз. Руки его воздеты к небу.
В одной руке у него кадило с горящим пламенем, а в другой, увитой змеей, он удерживает меч. Всем своим видом серафим напоминает о небесном мире, откуда он спустился. Он, как ангел смерти, напоминающий, что ничто не вечно в этом земном мире. Его взгляд говорит о скором приближении расплаты. Картина похожа на бредовый сон, в котором то и дело появляются вспышки красного, синего и зеленого огня. Холодные краски извещают о близком конце.

Эта картина - иллюстрация к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина "Пророк".


ПРОРОК

1828

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».


А. С. Пушкин



Врубель работал над полотном уже будучи больным. При этом у него хватило сил вложить душу и тайный смысл в каждый мазок. Это последнее большое полотно художника. Общий стиль исполнения полотна напоминает древнее фрески. В нём сплелись воедино мазки, имеющие вид яркого витража. Кажется, будто картина собрана из тысяч частиц разноцветной мозаики. Одновременно она холодная, отталкивающая и завораживающая, наделенная глубокими переживаниями автора.

К теме пушкинского Пророка Врубель впервые обратился ещё в 1899 году.



Михаил Врубель - Иллюстрация к стихотворению Пушкина Пророк - 1899.jpg      Михаил Врубель - Голова пророка - 1904-1905.jpg

Слева: Михаил Врубель - Пророк. Иллюстрация к стихотворению А. С. Пушкина "Пророк", 1899
Справа: Михаил Врубель - Голова пророка, 1904-1905



В 1904-1905 годах Михаил Врубель дважды лечился в клинике врача-психиатра Ф. А. Усольцева. Теплое, "семейное" отношение, устроенное доктором Федором Арсеньевичем, благотворно сказалось на здоровье Врубеля. В это время он прекратил поиски композиции и почти исключительно отдался работе с натуры, создал много карандашных рисунков, автопортретов. И во время ремиссии создал удивительную "Жемчужину" (1904), где снова раскрыл свой дар видеть в реальном фантастическое.



Михаил Врубель - Жемчужина - 1904.jpg

Михаил Врубель - Жемчужина - 1904



В том же году Врубель году пишет и "Шестикрылого серафима" (Азраила). Однако в клинике Врубеля томило чувство какой-то вины, причем вины всей жизни, которую надо искупить. Опять появилась тема, которая вошла в его искусство еще в 1899 году, а теперь настойчиво им владела, - тема Пророка, почерпнутая в стихотворении Пушкина. Следует учесть, что это могло быть результатом духовных исканий Врубеля в 1899-1901 годы - времени необыкновенной творческой активности, поисков, и перевозбуждения его психики.



Михаил Врубель - Автопортрет - 1885.jpg      Михаил Врубель -Автопортрет - 1904.jpg

Михаил Александрович Врубель - Автопортреты 1885 года (слева) и 1904 года (справа)


Михаил Александрович Врубель (1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская империя - 1910, Санкт-Петербург) - русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Советский искусствовед Нина Александровна Дмитриева (1917-2003) сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Под "прологом" подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Акт первый - 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Акт второй - московский период, начатый в 1890 году "Демоном сидящим" и завершившийся в 1902 году "Демоном поверженным" и госпитализацией художника. Акт третий: 1903-1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически.

Жизнь Михаила Врубеля располагала ко многим домыслам и легендам, в том числе и самым мистическим. В нем сочеталось столько парадоксов, что трудно было понять, где закачиваются особенности его мечущейся творческой натуры и начинается патология. Уже современники Врубеля, странным образом, связывали его искусство с чем-то болезненным. Взаимосвязь одаренности и психических заболеваний остается неразрешенной до сих пор и часто обсуждается в психиатрической литературе.




Tags: Пушкин, Россия, живопись, поэзия, художники
Subscribe

  • О тонкости души и о любви

    Спасение Мы судим, говорим порою так прекрасно, И мнится – силы нам великие даны. Мы проповедуем, собой упоены, И всех…

  • Анатолий Коробкин.

    Весна вскормила почки Апрельскою капелью...Anatoly Korobkin (Russia, 1974) Убрав с земли снег, растормошив заснувшую реку, весна освободила…

  • Любимые художники. Павел Федотов.

    Здравствуйте уважаемые. Продолжаем с вами наш разговор о тех художниках, которых лично я считаю самыми интересными и любимыми для меня. В прошлый раз…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments