basilius3 (basilius3) wrote in lovers_of_art,
basilius3
basilius3
lovers_of_art

Category:

Китайская (Скрипучая) беседка

23 января 1778 года вышел Указ о постройке павильона и ассигновании средств на строительные работы
по строительству "Китайского дома". В этом указе как автор проекта выступает Ю.М. Фельтен.
image
[далее]
Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен, родился
в 1730 году, в Санкт-Петербурге в семье эконома Академии наук — Атиаса Фельтена. Учился в гимназии при Академии.
В 1744 году уехал в Германию. Учился в Тюбингенском университете. Принимал участие в строительстве резиденции
в Штутгарте. В 1749 году вернулся в Россию.
image
В 1749-1751 годах учился в Санкт-Петербургской Академии Художеств у И.Я. Шумахера. В сентябре 1755 года уже выполнял задания в состоявшей при Санкт-Петербургской Канцелярии от строений команде Ф.Б. Растрелли. 16 октября 1760 года произведенный в архитекторы Ю. Фельтен стал первым помощником Ф.Б. Растрелли. В 1760-1770 годах, после отъезда Растрелли из России, Ю. Фельтен стал главным архитектором Санкт-Петербургской Канцелярии от строений. Придворный архитектор, с 1783 году — корреспондент Французской королевской академии, с 1784 года — статский советник, с 1770 года — академик, в 1772 году — профессор Академии Художеств, в 1785 году — адъюнкт-ректор, в 1789 -1794 годах — директор Академии Художеств, в 1794 году — вышел в отставку. Основные работы в Санкт-Петербурге: Старый Эрмитаж, Чесменский дворец и церковь Иоанна Предтечи (Чесменская), протестантские церкви Св. Екатерины на Васильевском острове и Св. Анны на Кирочной улице, Армяно-грегорианская церковь на Невском проспекте и другие. В Царском Селе при императрице Екатерине II в 1778 году по проекту Юрия Фельтена началось строительство Зубовского флигеля Большого (Екатерининского) дворца. Вместе с Ю. Фельтеном в строительстве флигеля участвовал архитектор Илья Неелов (1780-е гг). В окончательном виде отделка интерьеров флигеля была осуществлена Ч. Камероном. В пейзажной части Екатерининского парка — Башня-руина (1771); проект Скрипучей беседки (1778); проект Готических ворот (1777).
image
Сооружением Китайской (Скрипучей) беседки «по прожекту Фельтина», исполненному в 1778 году, занимался архитектор Конторы строений Села Царского И.В. Неелов (http://basilius3.livejournal.com/21013.html)
image
Работы велись под руководством И. В. Неелова в 1778–1786 годах, павильон возник одновременно с началом возведения Китайской деревни. Подобные беседки в китайских садах использовались как чайные домики, павильоны для наблюдения за восходом солнца или даже для рыбной ловли. Так и эта беседка расположена на узком перешейке между двумя прудами и, подобно кораблю, вытянута в продольном направлении.
image

image
К центральному овальному Купольному залу примыкают с противоположных сторон два меньших по размерам, почти квадратных в плане помещения. Беседка имеет два входа — с восточной и западной сторон, — решенные в виде прямоугольных выступов и оформленные с трех сторон открытыми полуциркульными арками.
Беседка и террасы увенчаны флюгерами в виде китайских знамен, которые, вращаясь по ветру, протяжно скрипят. Отсюда второе название беседки — Скрипучая.
image
От главного входа к пруду спускается каменная лестница из двенадцати ступеней в виде постепенно расширяющихся полукружий. Первоначально кровлю здания с изогнутыми краями по углам — в подражание приему, характерному для китайских пагод, — украшали ярко раскрашенные и позолоченные фигуры извивающихся драконов, выполненные из дерева мастером П. И. Брюлло.
image
Работами по «убиранию Китайской беседки под цвет мрамора» в 1780 году руководил лепного дела мастер А. Бернаскони. Ему помогали мастера С. Рихтер и И. Кезберх. В 1782 году Бернаскони вел в павильоне штукатурные работы «на подобие мрамора».
image

image
Скрипучая беседка, очень сильно пострадавшая в 1941–45 гг., впервые была полностью восстановлена спустя 10 лет, в 1956 году.
Реставраторы выполнили большой объем работ по деревянной резьбе, граниту, мрамору, по новым эскизам воссоздали многое из утраченного. Заново были написаны плафоны центрального зала и верхних беседок, сделаны фигурки драконов по углам и водометы в виде драконьих голов.
Произвольный набор иероглифов на больших входных дверях мастера заменили китайской надписью «Добро пожаловать», тогда как ручки для них изготовили по аналогии с таковыми из Китайского дворца в Ораниенбауме; на кровлях установили железные гребни в точности как на рисунке Неелова.
image
В 1992 году началась разработка уже нового реставрационного проекта, реализация которого затянулась на долгие годы.
И только в 2003 году Китайская (Скрипучая) беседка была полностью восстановлена.
image

image

image

image


Tags: Царское село, архитектура, история
Subscribe

  • Двоюродные братья

    Николай 2 и Георг 5 Рамка из драгоценных металлов и фото из музея Фаберже в СПб.

  • Художник Сергей Опульс

    Современный питерский художник Сергей Опульс (1962-2021) был не очень известен в Москве - собственно, первая большая выставка его картин в…

  • Хоть караул кричи

    "Боже мой! Что за роскошь "Отцы и дети"! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments