basilius3 (basilius3) wrote in lovers_of_art,
basilius3
basilius3
lovers_of_art

Categories:

Петерштадтская крепость

"Необыкновенно интересны и, я бы сказал, трогательны архитекторы и живописцы,
которые, перейдя во второй половине XVIII века к классицизму, сохранили в своих
произведениях элементы рококо. К таким своеобразным классикам я отношу, например,
Ринальди... Для пригородов Петербурга второй половины XVIII века эти вкрапления
рококо в классицизм очень характерны, они создают необходимую для пейзажных парков
непринужденность индивидуального почерка зодчего".
Академик Д.С. Лихачёв
image
[в Петерштадт]
В 1743 году Ораниенбаум вновь стал летней парадной резиденцией и "со всеми заведениями к оному принадлежащими"
был отдан великому князю Петру Федоровичу (будущему Петру III), которого императрица Елизавета Петровна объявила наследником престола.
image
С 1746 года Петр Федорович и его жена Екатерина Алексеевна (принцесса Анхальт-Цербстская, будущая Екатерина II)
каждое лето жили в Ораниенбауме. Для содержания резиденций к ней было приписано две тысячи пятьсот крепостных.
Это позволило начать значительные работы, ведущую роль в которых до 1756 года играл архитектор Б.-Ф. Растрелли.
image
По проектам Растрелли Большой дворец был полностью восстановлен, его главные интерьеры декорированы в приемах
и материалах, характерных для поры расцвета русского барокко. О Большом дворце я расскажу позднее.
Парк, распланированный Антонио Ринальди (http://basilius3.livejournal.com/19508.html) по берегам Карости
и включавший верхний и Нижний пруды, был декорирован каскадами, павильонами и различными "садовыми затеями".
В 1759—1762 годах в Ораниенбауме была построена потешная крепость Петерштадт для великого князя Петра Федоровича (Петра III).
image
В плане она представляла собой двенадцатиугольную звезду, была окружена земляным валом и рвом, заполненным водой. Через ров были перекинуты три подъемных моста. На пяти ее бастионах размещалось 12 чугунных пушек. На крепостной плац вели Почетные ворота, а на Арсенальном дворе размещались деревянные здания арсенала, гауптвахты, казарм для гарнизона. В стороне от этих построек в 1758 г. по проекту и под руководством А. Ринальди было начато строительство каменного двухэтажного дворца Петра III.
image
Сдержанный и спокойный стиль внешнего вида дворца контрастирует с богатством его внутреннего убранства.
В парадных комнатах второго этажа (в первом размещены служебные помещения) Ринальди с большим искусством использовал лепку, лаковые росписи, живописные плафоны и паркеты из дорогих пород дерева.
image

image

image
Отделку комнат выполняли «штукатурных дел мастер» А. Джанни, русские резчики, позолотчики, крепостной «лакирный мастер» Ф. Власов. Переднюю и Картинный зал украсили живописные плафоны, в других комнатах стены были затянуты
штофом. В описи 1765 г. указано: «Обои на стенах шелковые, камчатые разного цвета». В самой маленькой из комнат, Буфетной, на стене закреплены полочки-консоли для размещения фарфора. На большую консоль опирается лепное панно. Картинный зал- самое большое помещение дворца, был украшен лепным декором, наборным паркетом и лаковыми росписями.
image

image

image
В XVIII в. в нем размещались 58 картин, разделенных между собой посеребренными брусками. Такое размещение,
шпалерная развеска, позволяет использовать картины не только различные по жанру, но и принадлежащие к различным
школам и даже эпохам. Но благодаря объединяющей цветовой гамме эти живописные изображения воспринимаются как единый, гармоничный ансамбль. В 1784 г. большинство картин из дворца Петра III было передано в Академию художеств.
По мнению некоторых исследователей, императрица Елизавета разрешила Великому князю вызвать в Россию голштинский
корпус в составе 1500 человек после рождения его сына Павла (20.09.1754г.). В немецких источниках название
“гарнизон Ораниенбаум” появляется также в конце 1754 г. Для прибывших в Россию солдат и офицеров во вновь
построенной в 1756 г. крепости Петерштадт были устроены казармы и вызван из Голштейна лютеранский проповедник. Несмотря на то, что солдатские жены с детьми остались на родине, немецкая община Ораниенбаума постепенно разрасталась, не в последнюю очередь за счет прибывающих тайком, вопреки строжайшему запрету, ко двору Великого князя его голштинских чиновников и придворных, а также за счет пополнения гарнизона прибалтийскими немцами.
Эти полки составили впоследствии основную часть гарнизона крепости Петерштадт, который нес караульную службу
в Большом дворце, полностью обслуживал крепость Петерштадт и проводил военные учения в окрестностях Ораниенбаума.
Во время дворцового переворота 28 июня 1762 года, устроенного супругой Петра III - Екатериной, императорская гвардия вошла в крепость Петерштадт, разоружила голштинцев и выдворила их из России. Петр III был убит, а престол заняла его супруга – Екатерина II.
image
После смерти Петра III, Петерштадт поддерживался в первоначальном своем виде до конца правления Екатерины II.
В начале XIX века все деревянные постройки в крепости были разобраны, а к середине XIX века от всей крепости сохранились лишь Почетные Въездные ворота и дворец Петра III.
image
Современникам было известно, что в Арсенале ораниенбаумской крепости “Петерштадт” “...хранились знамена голштинского отряда, шитые по оранжевому гродетуру разноцветными шелками, лежал также прусский мундир голубой с белыми лацканами, великого князя Петра Федоровича, и хранился еще образ Господа Саваофа, шитый Екатериной Алексеевной шелками по желтому бархату”, и что “в 1792 г., когда гром шведских пушек достигал до Ораниенбаума, приказано было все украшения из дворца увезти в Петербург...”, а также “сдать арсенал голштинских вещей - в Арсенал петербургский...”
image
Не исключено, что события русско-шведской войны повлияли на решение Екатерины II окончательно расстаться в 1792 г.
с Ораниенбаумом, где слишком многое напоминало ей о Петре III и передать Большой дворец со всеми службами и Петерштадтской крепостью Морскому кадетскому корпусу.
В годы Великой Отечественной войны экспонаты дворца-музея Петра III были эвакуированы, а сам дворец значительно пострадал. Сразу после окончания войны началась его реставрация. В начале 1950-х гг. в архивах были обнаружены чертежи Картинного зала, выполненные академиком Я. Штелиным в 1760-х гг. По этим чертежам восстановлена шпалерная развеска картин и Картинному залу возвращен первоначальный облик: 63 картины западноевропейских художников XVII-XVIII вв. были отреставрированы, и Картинный зал вновь ожил. Сейчас там открыт музей.
Tags: Ломоносов, архитектура
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments