basilius3 (basilius3) wrote in lovers_of_art,
basilius3
basilius3
lovers_of_art

Categories:

Орловские ворота

"На суше, на река́х, среди морских валов, Ты мужеством своим прославился, Орлов! Морея, Чесмь и вся в том Греция свидетель, Что в них ты был герой и купно благодетель. Дела твои везде восходят до небес. Орлов, ты ныне стал российский Геркулес!" В.И. Майков image [войти] На южной границе Екатерининского парка, находится монументальная пятнадцатиметровая арка, сложенная из цельных блоков серого, белого, сиреневатого, розового и красного мрамора. Когда-то через эти ворота проходила дорога на Гатчину, в бывшее имение графа Г. Г. Орлова. image За это мраморные ворота и получили свое название — Гатчинские, или Орловские. Но история их названия заключается не только в этом. В декабре 1770 г. в Москве в самой отдаленной части города, в Лефортове, в сухопутном госпитале обнаружилось заболевания чумой. Пока штаб-доктор А. Шафонский и штат-физик Риндер при участии всех медицинских знаменитостей Москвы вели ученый спор о характере болезни, зараза появилась на суконном дворе за Москвой-рекой, откуда разбежавшимися рабочими разнесена по всему городу. Быстро увеличивавшаяся смертность к середине года достигла громадной цифры - 700--900 человек в день. Население охватил панический страх, "в присутственных местах все дела остановились", все, что могло, бежало из Москвы. Сами власти не знали, принимать ли меры предосторожности или считать их вредными. image "Видя прежалостное состояние Москвы и что великое число народа мрет от прилипчивых болезней", Екатерина манифестом 21 сентября 1771 г. объявила о посылке в Москву "персоны, от нас поверенной", графа Григория Орлова, избранного "по довольно известному его усердию и верности к нам и Отечеству". Орлову давалась "полная мочь", ему должны были повиноваться все учреждения, он "имел вход" в московские департаменты, и он знал волю императрицы, "чтоб прекратить, колико смертных сил достанет, погибель рода человеческого"... В день издания манифеста Орлов выехал в Москву и, несмотря на распутицу, 26 сентября был уже там. Все меры, принятые Орловым, отличались благоразумием и целесообразностью, а главное, тем спокойствием и уверенностью, которые так благотворно действуют на умы. Были учреждены комиссии предохранительная и исполнительная; доктора начали собираться и объявлять результаты своих совещаний - "как всякий предохранить сам себя и пользовать может"; увеличено число карантинов и больниц, причем Орлов отдал под больницу свой родовой дом на Вознесенской улице; учреждены на казенный счет дома для воспитания многочисленных сирот. image Орлов не жалел средств для организации борьбы с заразой: докторам дано сверх двойного жалованья ежемесячное содержание с обещанием в случае смерти значительной пенсии их семействам; больничным служителям обещана по окончании их службы вольность. Зная, что русский человек больше самой болезни боится больниц, Орлов разрешил лечение на дому; выходившим же из больниц велел давать вознаграждение от 5 до 10 руб. Умерших хоронили на особых кладбищах особые служители и арестанты; кроме одежды и содержания последним давалось обещание прощения. Орлов считал необходимым дать заработок нуждавшимся: насыпали землю на кладбищах, копали камер-коллежский ров, исправляли дороги и т. п. Москва должна была хоть несколько очиститься от грязи, всякой "рухляди", таившей в себе заразу, и бродячих собак. image В начале ноября чума значительно ослабела, и Орлов стал ждать своего отозвания. 21 ноября 1771 г. Григорий Григорьевич выехал в Петербург, причем ему предстояло еще выдержать почти двухмесячный карантин перед въездом в столицу. Екатерина, однако, собственноручным письмом разрешила ему и сопровождавшим его ехать прямо в Петербург. Здесь ожидала его торжественная встреча: в Царском Селе, по дороге в Гатчину были воздвигнуты деревянные ворота с надписью, изображавшей его подвиг, и со стихом поэта В. И. Майкова: "Орловым от беды избавлена Москва"; в честь его выбита медаль. image На месте деревянных ворот, по указанию Екатерины II стали строить нынешние ворота, по проекту архитектора А. Ринальди с 1771 по 1782 год. image Антонио Ринальди родился в 1709 году в Италии, вероятно в Неаполе, в семье дворянина. Учился Антонио у Луиджи Ванвителли, который брал к себе учеников только из близлежащих мест. В 1751 году архитектор был приглашёл на службу в Россию. Антонио Ринальди был отправлен к К.Г. Разумовскому, контракт был подписан на семь лет. В 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором малого двора, то есть входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III. По предложению наследника престола архитектор начинает свою работу в Ораниенбауме. Там он строит дворец Петра III, Оперный дом, ансамбль Собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой. Работая в Ораниенбауме, Ринальди уже называл себя архитектором великой княгини, таким образом завоёвывая доверие будущей Екатерины II. В 1768 году Ринальди начинает строить Мраморный дворец. Заканчивает его он к 1785 году. Одновременно с Мраморным дворцом архитектор строил дворец в Гатчине. После взошествия на престол Екатерины II Антонио Ринальди стал ведущим архитектором Санкт-Петербурга. В 1770-е годы архитектор работал в основном в Царском Селе. Здесь он создал Китайский театр и Китайский павильон. Кроме этих строений Антонио Ринальди спроектировал Чесменскую и Морейскую ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымскую колонну. В 1768 году по желанию Екатерины II архитектор начинает строить новое здание Исаакиевского собора. Эта его работа не сохранилась, впоследствии собор был перестроен. Также по проекту Антонио Ринальди был построен Большой театр, на месте которого позже возвели здание Консерватории. Антонио Ринальди разработал проект комплексного оформления дорог, ведущих из Санкт-Петербурга в Царское Село и Петергоф. Согласно этому плану вдоль дорог были установлены мраморные верстовые стобы, некоторые из которых сохранились до наших дней. Примечательной особенностью в его работе является использование редко применяемых в оформлении зданий материалов. Антонио Ринальди работал в России более 30 лет. Его активную деятельность прервал несчастный случай архитектор упал со строительных лесов возводимого им здания Большого театра. В 1784 году он вернулся в Италию, поселился в Риме. Архитектору была назначена пожизненная пенсия, которую ему регулярно выплачивали через русское посольство. Антонио Ринальди умер 10 февраля 1794 года в Риме. image Ворота состоят из трех вертикально расположенных частей и разделены по горизонтали на три яруса. Нижний ярус представляет собой массивное из красного сумерского мрамора основание пилонов с невысоким цоколем. image image Вторым ярусом являются пилоны, акцентированные четырьмя колоннами с пилястрами, составленными из волют, цветочных венков и гирлянд. Завершается второй ярус антаблементом (верхняя часть сооружения, лежащая на колоннах) классического типа, над которым возвышается аттик с пилястрами. image image Мраморные элементы ворот изготовлены в Санкт-Петербурге русскими мастерами из олонецких (карельских) пород мрамора, а железные решетки выполнены по проекту Дж. Кваренги на Сестрорецком оружейном заводе. image На обращенной к Гатчинской дороге стороне уже бронзовыми буквами написано: «Орловым от беды избавлена Москва», а на противоположной стороне надпись гласит: «Когда в 1771 году на Москве был мор людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его просьбе получил повеление туда поехать, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями». В январе 1790 года Орловские ворота использовались как триумфальные ворота для торжественной встречи князя Г. А. Потемкина-Таврического, прибывшего в Царское Село с вестью о взятии войсками А. В. Суворова крепости Очаков и о победах русской армии, одержанных над турецкими войсками в Молдавии. image
Tags: Царское село, архитектура
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Печать Бафомета

    Печать Бафомета — официальный символ Церкви Сатаны. Являет собой перевернутую пентаграмму с вписанной в неё…

  • Весенний гардеробчик

    Красиво одеваемся, не спорю! Тончайшие шелка и шерсти есть. Но я признаюсь, я от вас не скрою Моих тревог за внешний этот…

  • Любовь Шертье.

    ЛУ ШЕРТЬЕ - ХУДОЖНИЦА ИЗ СИБИРИ, ПОКОРИВШАЯ ПАРИЖ, РИМ И БАРСЕЛОНУ. ъ…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments