Каминская Тамара (katani08) wrote in lovers_of_art,
Каминская Тамара
katani08
lovers_of_art

Categories:

Вербное воскресение - содержание праздника и традиции празднования

Вход Господень во Иерусалим - Василий Нестеренко - 1999 - Роспись западного тимпана Храма Христа Спасител.jpg

Нестеренко Василий Игоревич - Вход Господень во Иерусалим (1999)
Роспись западного тимпана Храма Христа Спасителя





Вход Господень в Иерусалим. Тропарь праздника
Хор Московского Сретенского монастыря



И когда вошел Он в Иерусалим,
Весь город пришел в движение
И говорил: кто Сей?
Народ же говорил: Сей есть Иисус,
Пророк из Назарета Галилейского.


Евангелие от Матфея



Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста - Марк, Матфей, Лука и Иоанн.




46f186b26601              37e00f5aa71d





У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их.

Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти.

Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.


Вход Господень в Иерусалим - праздник Православной Церкви, принадлежит к числу двунадесятых праздников. Празднуется в шестое воскресенье Великого поста (за неделю до Пасхи).

В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии.

Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! "









Андрей Рублёв (1405)
Вход Господень в Иерусалим - икона. Праздничный чин
Благовещенский собор Московского Кремля





Задостойник в неделю Входа Господня во Иерусалим



Задостойник - одна из разновидностей богослужебных песнопений в составе евхаристического канона (евхаристический канон - главная часть литургии, во время которой совершается пресуществление святых даров) православной литургии. В качестве задостойника могут служить различные песнопения, например, ирмос или тропарь. В русской богослужебной традиции это обычно ирмос 9‑й песни праздничного канона. В греческой традиции существуют отступления от этого правила.

Пресуществление - богословский термин, используемый для уточнения смысла преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Искупителя Христа в таинстве Евхаристии.
Евхаристия (в переводе с греческого - благодарение), Святое Причастие - христианское таинство, заключающееся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении.
Ирмос (в переводе с греческого - сплетение, связь), в византийском и русском православном богослужении - первая строфа в каждой из девяти песен канона, в которой прославляются священные события или лица.
Тропарь (в переводе с греческого - обращать) в православной церкви - краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо.

Своё название задостойник получил благодаря расположению в каноне. Согласно Типикону (в православной литургике Типикон - книга, содержащая главным образом устав богослужения) он поётся вместо Богородичной песни; поскольку первые слова этой песни звучат как "достойно есть...", постепенно сложилось соответствующее название - за ("вместо") и достойник ("достойно есть").




46f186b26601              37e00f5aa71d







Вход Господень в Иерусалим - видео из цикла "Слово на православные праздники" епископа Василия Родзянко





46f186b26601              37e00f5aa71d







Нестеренко Василий Игоревич - Вход Господень во Иерусалим
Западный тимпан (тимпан - внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона здания) Храма Христа Спасителя



Вход Господень в Иерусалим. Кондак праздника









Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый осленок.

Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов - как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.

Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: "Осанна!"



Сергей Есенин (1914)





46f186b26601              37e00f5aa71d





На Востоке в этот день используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм.
У западных христиан используют те растения и цветы, которые свойственны данной местности. Праздник этот называется Пальмовым воскресением.

2ed9c705d2e183e6668b4acf648683d8А вот, к примеру, в Польше, где, как известно, пальмы, как и у нас, не растут, в качестве атрибутов праздника вместо пальмовых ветвей используют изделия из лозы, которые могут достигать в длину нескольких метров, но, обязательно, без каких-либо металлических прутьев. Называют их "пальмами". Лоза увита разноцветными цветами из папиросной бумаги. Проводятся даже соревнования на самую красивую "пальму".
По-польски этот праздник называется - Niedziela palmowa (Пальмовое воскресение).









В России, где пальм нет и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением.
Но подлинное его название: Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресение.





Праздник входа Господня в Иерусалим на Руси издревле (христианская церковь ввела его в IV веке, а к нам он пришёл в X веке) назывался Вербным воскресением.
В этот день в храмах проводится Всенощная служба, на которой ветви вербы, освященные молитвой и окропленные святой водой, раздаются молящимся.












Серафима Иасоновна Блонская
Девочки. Вербное воскресение (1900)
Таганрогский художественный музей




Воскресенье вербное
Музыка Елены Фроловой на стихи Александра Блока
Поёт Минский детский хор


При везженных свечах верующие стоят до конца службы с веточками верб в руках, что знаменует победу жизни над смертью.











Шварц Вячеслав Григорьевич - Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти (1865)
Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)



В допетровское время на Руси в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое "шествие на осляти" - обряд, заимствованный из византийской традиции.
После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в этой процессии, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь.

В ряде русских городов вплоть до 1678 года также совершалось шествие на осляти с участием местного архиерея и воеводы вместо патриарха и царя, соответственно.
В 1697 году обряд был упразднен.









Русские крестьяне не работали в этот день, молодежь обходила дома с окликанием молодоженов, домочадцы и соседи хлестали друг друга и домашних животных ветками освященной вербы, которая в народном сознании наделялась магической силой.



picasion.com_ff5aecce72504e070ef6d3a297e5d8c6В Вербное Воскресение на праздничном Всенощном бдении освящаются ветки вербы, окропление повторяется в сам день праздника.
Вербовая ветвь является символом победы жизни над смертью - Воскресение Господне.

Считается, что окропленная верба отгоняет нечистую силу и очищает человека от болезней. Ветви вербы принято ставить в переднем углу за икону и хранить до следующего Вербного Воскресения.

Существовал такой обычай: по возращении домой, люди легонько стегали друг друга освященной вербой и вместо пожелания здоровья от своего имени говорили: "Не я бью, верба бьет". Того же, кто проспал заутреню Вербного воскресения, хлестали больно, приговаривая: "Верба хлест - бьет до слез".

Издавна на Руси существовало поверье, что воткнутая в землю освященная ветка вербы оберегает урожай, брошенная в пламя огня - укрощает его, брошенная против ветра - прогоняет бурю.

Вербовые сережки - котики, по преданиям обладают целебной силой, их давали женщинам, у которых не было детей.
В Вербное воскресение хозяйки запекали в хлебцы почки вербы, а затем скармливали их скотине.

В этот праздничный день, несмотря на продолжающийся Великий пост, разрешается вкушение рыбных блюд.








51bca6f8e7c286303bb8c249d2a9ac38


46f186b26601              37e00f5aa71d










Холин Дмитрий Аркадьевич - Вербное воскресенье.jpg

Холин Дмитрий Аркадьевич - Вербное воскресенье



Барашки - авторская песня
Поют авторы - Сергей и Людмила Ершовы


Как и каждый церковный праздник, Вербное Воскресение отличается набором обязательных и желательных блюд, которые подаются к столу в этот день. Как приготовить рыбу - традиционное блюдо этого праздника, можно прочитать в сюжете:

Кулинарное шоу - рыба на Вербное воскресение






Tags: Вербное воскресение, церковные праздники
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments