burnevil_8 (burnevil_8) wrote in lovers_of_art,
burnevil_8
burnevil_8
lovers_of_art

Categories:

История одной картины - "Сафо и Фаон" Жака-Луи Давида

Сафо и Фаон.jpg

Жак-Луи Давид - Сафо и Фаон - 1808
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David), (1748, Париж - 1825, Брюссель), - французский живописец и педагог, крупный представитель французского Неоклассицизма в живописи.


Картина "Сафо и Фаон" иллюстрирует легенду о любви древнегреческой поэтессы Сафо к юному лодочнику из Митилены Фаону, которого богиня Афродита одарила неувядаемой молодостью и пленительной красотой. На коленях Сафо художник поместил свиток с ее собственным стихотворением на греческом языке:


"Счастлив, кто подобится в блаженстве богам,
Кто близко от тебя сидит и по тебе воздыхает"


Это первые строки I-й оды Сафо; сверху читается приписанное Давидом посвящение "Фаону", которого на самом деле в стихотворении нет и вообще имя Фаона в известных стихах Сафо не упоминается. Сама легенда о безответной любви Сафо к Фаону, из-за которой она бросилась в море с Левкадской скалы, возникла много позже смерти поэтессы. Первое упоминание об этом появилось в "Левкадии" Менандра. Давид взял эту легенду за основу, что ощущается даже в деталях (гора, изображенная в глубине картины, скорее всего, содержит намек на самоубийство Сафо). Давиду были известны не только стихи Сафо в греческом оригинале, но и так называемое письмо Сафо, адресованное Фаону и сочиненное Овидием ("Героиды"), в котором содержится развитие легенды, сочиненной Менандром.

Картина написана в 1808 году по заказу князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831), причем выбор сюжета заказчик оставил за художником.



Иоганн Баптист Лампи Старший - Портрет Николая Борисовича Юсупова.jpg

Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) - Портрет Николая Борисовича Юсупова



Обстоятельства заказа следующие. Картина была заказана Юсуповым, который в тот момент находился в Париже, 9 июля 1808 года за 12 тысяч ливров; поскольку Давид в то время числился официальным художником Наполеона и не имел права брать частные заказы, то работа над картиной не афишировалась и производилась скрытно, мотивацией Давида служило то, что плату за выполненные государственные заказы он получал крайне нерегулярно и весьма нуждался в деньгах. 22 сентября того же года Давид писал Юсупову:


"Я только что набросал на холсте сюжет картины о чувствительной Сафо и ее возлюбленном Фаоне, в котором Амур наконец зажёг огонь любви; Вы высказали намерение прийти посмотреть его в моей мастерской, чтобы уехать из этой страны, имея представление о картине, которую Вы мне заказали. Если я так медлил с тем, чтобы предоставить Вам возможность наслаждаться ею, то только потому, что ждал счастливого момента вдохновения..."


По окончании работы князь Юсупов увез картину в Санкт-Петербург, где она выставлялась в Юсуповском дворце на Мойке. После Октябрьской революции эта картина, в числе прочих произведений из собрания князей Юсуповых, была национализирована и в 1925 году поступила в Эрмитаж. В 1970 году картина прошла капитальную реставрацию: с изнанки был удален старый дублировочный холст, сняты слои пожелтевшего лака, очищен и отпрессован красочный слой. С конца 2014 картина года выставляется в здании Главного штаба в зале 303.



В Эрмитаже есть ещё одна картина на которой изображена Сафо. Художник Герен запечатлел момент, когда убитая горем Сафо, незадолго до этого покинутая Фаоном, сидит на Левкадской скале и задумывается о самоубийстве.



Герен - Сафо на Левкадской скале - 1811.jpg

Пьер Нарсис Герен - Сафо на Левкадской скале - 1811

Барон Пьер Нарсис Герен (Pierre-Narcisse Guérin), (1774 года, Париж - 1833, Париж), - французский художник.


В происхождении этой картины много неясного. Предположительно до 1917 года она находилась в одном из частных собраний в Санкт-Петербурге и после Октябрьской революции была национализирована. Затем числилась в Государственном музейном фонде и хранилась в Петроградском отделе художественных ценностей, где властями собирались произведения искусства, конфискованные из частных собраний. Из Петроградского отдела художественных ценностей в 1925 году картина поступила в Эрмитаж, причём её авторство на тот момент было не установлено и она числилась как работа неизвестного художника французской школы XIX века под названием "Женщина с лютней". И только при инвентаризации и первичной реставрации картины в 1936 году была вскрыта и расшифрована монограмма художника "P. Gn" (находится слева внизу), и таким образом было установлено авторство картины и её точное название.





Tags: Россия, Франция, Эрмитаж, живопись, история, музей, художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments