basilius3 (basilius3) wrote in lovers_of_art,
basilius3
basilius3
lovers_of_art

Categories:

Грот в Екатерининском парке

Бартоломео Франческо (в России его звали Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли, знаменитый архитектор,
крупнейший представитель русского барокко середины 18 века, родился в 1700 году в Париже
(более точная дата рождения не известна), в семье известного итальянского скульптора и архитектора
Бартоломео Карло Растрелли.
Его отец в 1716 году вместе с семьей был приглашен Петром I на службу в Россию. Таким образом юноша
оказался на огромной стройке новой русской столицы – в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства
тогда превосходил все города Европы.
image
[в грот]
Франческо стал ближайшим помощником отца в работе и учился у него мастерству. А в 1725-1730 годах проходил
обучение в Европе. В первое время он помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним
занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова.
Уже тогда чувствовался талант молодого архитектора. После смерти Петра I Растрелли остается в России
и продолжает работать. В 1730-х годах он создает проект каменного дворца для князя Долгорукого и проект
нового здания Арсенала в Москве. По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся
в царствование Анны Иоанновны, которая назначила его придворным архитектором в 1730 году.
Для императрицы он спроектировал деревянный дворец на берегу Яузы, а также новый Зимний дворец
в Петербурге (1732–1736).
После переворота 1740 года, когда на престол взошла Анна Леопольдовна, Растрелли было приказано
вернуться в Петербург. Наиболее значительной среди работ Растрелли этих лет была постройка деревянного
Летнего дворца в Петербурге (впоследствии разобран при возведении Инженерного замка). При восшествии
на престол Елизаветы Петровны в 1741 году, Растрелли остался востребован. В 1746 году Елизавета решила
расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы были поручены Растрелли.
В 1747-1752 годах он работал над постройкой Большого дворца в Петергофе. Тогда же он построил многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы – дворец Воронцова, Строгановский дворец, завершил строительство
Аничкова дворца и др. Это период наивысшего расцвета творчества Растрелли. Ликующей мощью и величием
проникнуты две его постройки, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские
ансамбли, наиболее известные работы Растрелли – ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами,
и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей в Петербурге. Построенный на Дворцовой площади дворец
стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля. Еще одна знаменитая работа архитектора – перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе в 1752-1757 годах, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов 18 века, отличающийся особой грандиозностью и великолепием.
image
Но в 1762 году на престол взошла Екатерина II. При новой императрице архитектору перестали давать важные заказы
– его стиль барокко вышел из моды. Испытывая серьезные финансовые трудности, Растрелли просит об отпуске.
И в августе 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ об отпуске «для пользования болезни
в Италию на год». Но по возвращении ситуация не улучшилась, и он подает прошение об отставке. Осенью 1763 года
по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона – тысяча рублей в год. В Петербурге у Растрелли заказчиков не осталось, но в Курляндию вернулся из ссылки Бирон,
и архитектор с семьей уезжает к своему старому покровителю, где продолжает строительство Рундальского и Митавского дворцов. Граф, академик архитектуры Императорской Академии художеств, наиболее яркий представитель русского барокко – Растрелли работал при нескольких императорах. Но только Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил архитектор, кто удостоил его наградой за труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Святой Анны. Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге.
image
Такова история Великого Растрелли... Перейдём к одному из его шедевров Царскосельскому павильону -Грот.
image
Грот — садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, — являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII века.
image
Именно здесь архитектор Растрелли достигает предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн,
оконных проемов, скульптур и архитектурного декора. Изыск и масштаб сливаются здесь воедино.
Проект был одобрен в августе 1749 года. Работы по постройке Грота затянулись, и еще в 1761 году, после окончания строительства Большого дворца, он оставался в числе незаконченных парковых сооружений.
Грот был построен на берегу и изначально только задняя его стена находилась на суше, а с остальных сторон вода подступала непосредственно к стенам павильона. Императрица Елизавета могла сесть в лодку непосредственно выйдя
из Грота, а затем отправиться например на бекасиную охоту.
В Елизаветинское время было модно отделывать несколько комнат во дворцах или отдельные парковые павильоны
раковинами и туфом. Была такая комната и в Большом дворце, но из за сырости её уничтожили, а раковинами решено
было отделать новый павильон, превратив его в Грот. На его убранство пошло 210 тысяч крупных и почти
300 кг мелких раковин.
image
В 1770-71гг. уже по указанию Екатерины II архитектор Антонио Ринальди разработал заново проект внутренней
отделки Грота.
image
Начатые по его чертежам работы продолжались до конца 1770-х годов. В 1782 году в окнах и дверях Грота установлены фигурные железные решетки, замечательные по своеобразию и красоте рисунка. Грот лишился убранства из раковин, балюстрады со статуями и пристани с будкой, изменилось и его предназначение, его переименовали в Утренний зал и разместили собрание скульптурных произведений — статуй и ваз из цветного камня, порфира и др.
image

image

image
До 1791 года в Гроте находилась статуя давно умершего друга Екатерины II - французского философа Вольтера,
работы Ж.Гудона. Однако после того, как в Париже начались революционные волнения, участники которых считали
Вольтера своим идейным вдохновителем, Екатерина II была сильно разгневана на память о своём кумире и его
скульптура была вывезена прочь из Грота и долгое время хранилась в одной из комнат Петербургского Старого Эрмитажа, где её в 1831 году обнаружил зажатой среди книжных полок А.С. Пушкин, работающий с архивами над историей Петра I.
image
Екатерина II очень любила вид от Грота и часто по утрам в летние дни занималась в нём делами и читала, а в тёплые вечера ужинала, слушая военную музыку, гремевшую с «Зала на острову».
image

image

image

image

image
В начале XX века у пристани перед Гротом в праздник Крещения проводили молебны с водосвятием в присутствии Императорской семьи, а до этого водосвятие совершалось в присутствии Высочайшего двора 1 августа.
image



image

В Великую Отечественную войну павильон пострадал незначительно. Сохранились великолепные решетки, рамы и двери,
на купольных окнах даже уцелела деревянная резьба XVIII века. С внешней стороны пострадали от снарядов две колонны,
а одна сторона балюстрады пристани была разбита, и в 1971 - 1972 годах отстроена по новому проекту в граните.
image

image

Сейчас павильон используется для размещения временных выставок.
image

image

image

image

image

image

Tags: Растрелли, Царское село, архитектура
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments