Каминская Тамара (katani08) wrote in lovers_of_art,
Каминская Тамара
katani08
lovers_of_art

Categories:

Игральные карты в искусстве - Российская история карт - Пушкин и его "Пиковая дама" (часть 3)

Troika_semerka_dama

Шкатулка "Тройка, семёрка, дама" - федоскинская роспись
Автор - Валентина Смоленская



4maf.ru_pisec_2016.05.08_17-28-19_572f4c299c506.gif





Изначально замысел поставить оперу на пушкинский сюжет "Пиковой дамы" принадлежал директору императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому (1835-1909). Именно от его имени велись переговоры о написание оперы с несколькими композиторами, но Чайковского среди них не было. Зато брат Петра Ильича - Модест Ильич должен был написать либретто оперы "Пиковая дама".
Только в октябре 1887-го года Чайковскому тоже было предложено написать музыку на этот сюжет, однако Пётр Ильич решительно отказался, мотивируя свой отказ отсутствием в сюжете должной сценичности. Однако позднее композитор изменил своё отношение к данному сюжету. Вот что он писал в одном из писем:


"... я мало-помалу начал чувствовать неотложную потребность заняться в виде отдыха своим настоящим делом, т. е. сочинением. А тут, как нарочно, И. А. Всеволожский усиленно стал просить меня заняться сочинением оперы на сюжет Пиковой дамы. Либретто было уже прежде того сделано ни кем иным, как моим братом Модестом. ... Я его прочел, оно мне понравилось, и вот в один прекрасный день я решил бросить все, т. е. и Петербург и Москву, и многие города в Германии, Бельгии и Франции, куда имел приглашение на концерты, и уехать куда-нибудь за границу, дабы без помехи работать."

19 января 1890-го года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу. Процесс её создания шел необычайно быстро: уже 19 декабря 1890-го года в Санкт-Петербурге в Мариинском театре состоялась премьера оперы.





fc1598f319a73708c68caa6132e6930a.gif





Оперный жанр, как и любой другой, имеет свои законы. Не зря изначально Пётр Ильич не заинтересовался пушкинским сюжетом в качестве основы для оперы - повесть написана в суховато-ироничном стиле и характеристики героев скуповаты. Но его брат Модест Ильич написал замечательное - настоящее оперное либретто, где помимо пагубной страсти к картам, были любовные страсти, классический любовный треугольник и трагический, а не трагикомический финал. В опере Герман действительно влюблён в Лизу, а не просто использует её.






Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) на слова Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855)
Ариозо Германа из оперы "Пиковая дама"
Поёт - Зураб Анджапаридзе




04102.jpg        0597.jpg

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - эскизы костюмов Германа и Лизы к опере Петра Ильича Чайковского






Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) на слова Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855)
Ария Германа из оперы "Пиковая дама"
Поёт - Владимир Атлантов





095768a3dffccfc8d4b8ad73c9ae74c1.gif





В опере появился новый персонаж - благородный жених Лизы князь Елецкий. Именно ему проиграет в финале Герман, поставив на третью карту все деньги.







Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) на слова Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855)
Ария Елецкого из оперы "Пиковая дама"
Поёт - Юрий Мазурок





6355a5bb889da38259f9a14d69e72f8c.gif





Для большинства оперных арий Модест Чайковский взял не пушкинские стихи, а Константина Батюшкова и даже Гаврилы Державина.







Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) на слова Гаврилы Романовича Державина (1743-1816)
Песенка Томского из оперы "Пиковая дама"
Поёт - Сергей Лейферкус





093ad7071083e8430942a58f196bc82d.gif







Пиковая дама (1960) - фильм-опера по одноименной опере Петра Ильича Чайковского
Поют - Зураб Анджапаридзе, Тамара Милашкина, Евгений Кибкало




2f7e153e6b7184ed493f58a7800be2a0.gif





Dmitriev_VV-Eskiz-2-decoracii-Pikovaya-dama-1944.jpg    Dmitriev_VV-Eskiz-3-decoracii-Pikovaya-dama-1944.jpg    Dmitriev_VV-Eskiz-4-decoracii-Pikovaya-dama-1944.jpg    Dmitriev_VV-Eskiz-5-decoracii-Pikovaya-dama-1944.jpg    Dmitriev_VV-Eskiz-decoracii-Pikovaya-dama-1939.jpg

Владимир Владимирович Дмитриев (1900-1948) - эскизы декораций к опере Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама"





палитра маленькая.gif





В.В.Дмитриев.jpgДмитриев Владимир Владимирович, родился в 1900-ом году в Москве, - советский театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Лауреат четырёх Сталинских премий (1946 - дважды, 1948 и 1949 - посмертно).

1916-1917 - учился живописи в школе Елизаветы Николаевны Званцевой (1864-1921).
1918-1921 - занимался в Петроградских государственных свободных художественных мастерских (позднее - Высшие художественно-технические мастерские) у Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939).

Стал известен в театральных кругах после первой крупной работы - сценического оформления спектакля "Зори" по пьесе бельгийского поэта и драматурга Эмиля Верхарна (1855-1916) в Театре РСФСР-1.
Работал в театрах Москвы и Ленинграда. После переезда в Москву в 1938-ом году работал художником во МХАТ имени Максима Горького.

1941-1948 - главный художник МХАТ имени Максима Горького.

Умер Владимир Владимирович в Москве в мае 1948-го года.





1ebccc960206900c7acdef511e0445be.gif







Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - опера "Пиковая дама"
в постановке Большого театра СССР (1982)

Дирижёр - Юрий Симонов

Поют: Владимир Атлантов, Тамара Милашкина, Елена Образцова, Юрий Мазурок




Бенуа - На балу.jpg

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - "Сцена на балу" - эскиз декорации к опере Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама"




Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - дуэт Лизы и Полины из оперы "Пиковая дама"

Лиза - Тамара Милашкина
Полина - Людмила Шемчук





9930d5b82ca03dda36ebfda1ddedeabb.gif







Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - опера "Пиковая дама"
в постановке Мариинского театра





Бенуа - Лиза и старая графиня на балу.jpgпиковая дама

          Лиза и старая графиня на балу                                                                                Статуэтка "Пиковая дама"
          Александр Бенуа (1870-1960)                                                            Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ) - 1950-е годы







Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - Ариозо Лизы из оперы "Пиковая дама"
Лиза - Мария Биешу





78b39eac7a804f372a047f77f3460b0f.gif        6add2a42181115887d79ded2226e391d.gif        dd2e42392b0b332904877ec13523945d.gif





4maf.ru_pisec_2016.05.08_17-28-53_572f4c299c506.gif





1227109_original.jpg

Владимир Владимирович Дмитриев (1900-1948) - Эскиз занавеса к опере Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама"





j51036_1389023990





4maf.ru_pisec_2016.05.08_17-29-16_572f4c299c506.gif





Эпиграф к повести "Пиковая дама":


4maf.ru_pisec_2016.05.08_01-26-38_572e6b514217d.gif


b1fa61d2085600b36496ab624e2a5c7c.gif



Пиковая дама (1993)
Вячеслав Добрынин - авторские песня и исполнение





Игральные карты - Российская история карт - Русский стиль (часть 1)


Раньше на эту тему: Игральные карты - Российская история карт






Tags: Пушкин, Россия, Чайковский, живопись, опера, художники
Subscribe

  • Часы с портретами

    С фотографиями Кто на фото : мальчики или коротко стриженные девочки ?) Может знатоки подскажут. Часы из драгоценных металлов и фото из музея…

  • Рамочка из драгметаллов

    На фото : Николай 2 Рамка из драгоценных металлов и фото из музея Фаберже в СПб.

  • Двоюродные братья

    Николай 2 и Георг 5 Рамка из драгоценных металлов и фото из музея Фаберже в СПб.

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments