
Шкатулка "Тройка, семёрка, дама" - федоскинская роспись
Автор - Валентина Смоленская

Изначально замысел поставить оперу на пушкинский сюжет "Пиковой дамы" принадлежал директору императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому (1835-1909). Именно от его имени велись переговоры о написание оперы с несколькими композиторами, но Чайковского среди них не было. Зато брат Петра Ильича - Модест Ильич должен был написать либретто оперы "Пиковая дама".
Только в октябре 1887-го года Чайковскому тоже было предложено написать музыку на этот сюжет, однако Пётр Ильич решительно отказался, мотивируя свой отказ отсутствием в сюжете должной сценичности. Однако позднее композитор изменил своё отношение к данному сюжету. Вот что он писал в одном из писем:
"... я мало-помалу начал чувствовать неотложную потребность заняться в виде отдыха своим настоящим делом, т. е. сочинением. А тут, как нарочно, И. А. Всеволожский усиленно стал просить меня заняться сочинением оперы на сюжет Пиковой дамы. Либретто было уже прежде того сделано ни кем иным, как моим братом Модестом. ... Я его прочел, оно мне понравилось, и вот в один прекрасный день я решил бросить все, т. е. и Петербург и Москву, и многие города в Германии, Бельгии и Франции, куда имел приглашение на концерты, и уехать куда-нибудь за границу, дабы без помехи работать."
19 января 1890-го года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу. Процесс её создания шел необычайно быстро: уже 19 декабря 1890-го года в Санкт-Петербурге в Мариинском театре состоялась премьера оперы.

Оперный жанр, как и любой другой, имеет свои законы. Не зря изначально Пётр Ильич не заинтересовался пушкинским сюжетом в качестве основы для оперы - повесть написана в суховато-ироничном стиле и характеристики героев скуповаты. Но его брат Модест Ильич написал замечательное - настоящее оперное либретто, где помимо пагубной страсти к картам, были любовные страсти, классический любовный треугольник и трагический, а не трагикомический финал. В опере Герман действительно влюблён в Лизу, а не просто использует её.
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) на слова Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855)
Ариозо Германа из оперы "Пиковая дама"
Поёт - Зураб Анджапаридзе


Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - эскизы костюмов Германа и Лизы к опере Петра Ильича Чайковского
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) на слова Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855)
Ария Германа из оперы "Пиковая дама"
Поёт - Владимир Атлантов

В опере появился новый персонаж - благородный жених Лизы князь Елецкий. Именно ему проиграет в финале Герман, поставив на третью карту все деньги.
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) на слова Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855)
Ария Елецкого из оперы "Пиковая дама"
Поёт - Юрий Мазурок

Для большинства оперных арий Модест Чайковский взял не пушкинские стихи, а Константина Батюшкова и даже Гаврилы Державина.
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) на слова Гаврилы Романовича Державина (1743-1816)
Песенка Томского из оперы "Пиковая дама"
Поёт - Сергей Лейферкус

Пиковая дама (1960) - фильм-опера по одноименной опере Петра Ильича Чайковского
Поют - Зураб Анджапаридзе, Тамара Милашкина, Евгений Кибкало

Владимир Владимирович Дмитриев (1900-1948) - эскизы декораций к опере Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама"


1916-1917 - учился живописи в школе Елизаветы Николаевны Званцевой (1864-1921).
1918-1921 - занимался в Петроградских государственных свободных художественных мастерских (позднее - Высшие художественно-технические мастерские) у Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939).
Стал известен в театральных кругах после первой крупной работы - сценического оформления спектакля "Зори" по пьесе бельгийского поэта и драматурга Эмиля Верхарна (1855-1916) в Театре РСФСР-1.
Работал в театрах Москвы и Ленинграда. После переезда в Москву в 1938-ом году работал художником во МХАТ имени Максима Горького.
1941-1948 - главный художник МХАТ имени Максима Горького.
Умер Владимир Владимирович в Москве в мае 1948-го года.

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - опера "Пиковая дама"
в постановке Большого театра СССР (1982)
Дирижёр - Юрий Симонов
Поют: Владимир Атлантов, Тамара Милашкина, Елена Образцова, Юрий Мазурок

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - "Сцена на балу" - эскиз декорации к опере Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама"
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - дуэт Лизы и Полины из оперы "Пиковая дама"
Лиза - Тамара Милашкина
Полина - Людмила Шемчук

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - опера "Пиковая дама"
в постановке Мариинского театра


Лиза и старая графиня на балу
Александр Бенуа (1870-1960)
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - Ариозо Лизы из оперы "Пиковая дама"
Лиза - Мария Биешу





Владимир Владимирович Дмитриев (1900-1948) - Эскиз занавеса к опере Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама"


Эпиграф к повести "Пиковая дама":


Пиковая дама (1993)
Вячеслав Добрынин - авторские песня и исполнение
Игральные карты - Российская история карт - Русский стиль (часть 1)
Раньше на эту тему: Игральные карты - Российская история карт
Community Info