Рафаэль Погосян (rafik_jan) wrote in lovers_of_art,
Рафаэль Погосян
rafik_jan
lovers_of_art

Category:

Обновлённая "Коломбина" ("Флора") Франческо Мельци

Франческо Мельци - Флора.jpg

Франческо Мельци - Коломбина (Флора)
Эрмитаж - Санкт-Петербург, Россия


Франческо Мельци (Francesco Melzi), (около 1491, Милан - между 1568 и 1570, Ваприо д’Адда, провинция Милан), - итальянский живописец ломбардской школы, ученик Леонардо да Винчи и его главный творческий наследник.

Франческо Мельци происходил из благородного рода, он был знаком с Леонардо ещё с детства. В 1506 году Франческо пятнадцатилетним юношей поступил в мастерскую Леонардо. Он сопровождал учителя в Риме в 1513 году и Париже в 1517-ом. В этой поездке Леонардо да Винчи сопровождал и кардинал Луиджи Арагонский. По его воспоминаниям Леонардо, седовласый старик, уже не мог работать из-за паралича руки, а его миланский ученик - им мог быть только Мельци - писал под руководством Леонардо так хорошо, что его работу нельзя было отличить от кисти великого учителя.

Леонардо гордился мастерством своего ученика и вместе с ним создал несколько полотен. Некоторые полотна, приписывавшиеся ранее Леонардо да Винчи, сейчас считаются работами Мельци, например, "Флора" ("Коломбина") из коллекции "Эрмитажа".


После смерти своего наставника, последовавшей 2 мая 1519 года, Франческо Мельци стал его наследником в соответствии с завещанием от 25 апреля 1519 года. Как следует из записей от 10 августа 1519 года Баттиста де Вилланис, слуги Леонардо да Винчи, до своего возвращения в Италию Франческо Мельци ещё некоторое время состоял на службе у короля Франции.

В Италию наследник Леонардо вернулся знаменитым и получил приглашение ко двору герцога Альфонсо д’Эсте. Будучи состоятельным человеком, Мельци писал мало - он занимался обслуживанием и содержанием наследия Леонардо да Винчи. Мельци издал записи Леонардо о живописи в книге под названием "Трактат о живописи" ("Trattato della Pittura").

Франческо Мельци умер приблизительно в 1570 году почтенным господином в своём фамильном имении Ваприо д’Адда. Его наследники быстро распродали наследие Леонардо, которое так берёг Франческо Мельци.



Картина, о которой идёт речь - одна из самых загадочных работ времён Ренессанса. Эта работа до сих пор является предметом спора среди искусствоведов.

В 1850 году картина "Джоконда", приписываемая Леонардо да Винчи, поступила в коллекцию императорского "Эрмитажа". Во всяком случае, так она значилась в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В дальнейшем работа поменяла и название, и автора. Сейчас картина называется "Флора" - так в мифологии звали супругу бога западного ветра Зефира, мать всех растений, которая питает и дает жизнь. Ее часто изображали с обнаженной грудью. Иногда встречается и другое название - "Коломбина". Лицо Коломбины, действительно, очень похоже на лицо Мадонны в известной работе Леонардо "Святая Анна с Марией, Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем" из Национальной галереи Лондона.



Леонардо да Винчи - Святая Анна с Марией Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем - Национальная галерея - Лондон - картон - рисунок углём и пастель…

Леонардо да Винчи - Святая Анна с Марией Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем (картон - рисунок углём и пастелью)
Национальная галерея - Лондон, Великобритания



Сейчас работа, выставленная в Эрмитаже, приписывается одному из известнейших учеников великого Леонардо - Франческо Мельци. Сэр Клод Филлипс, английский писатель, историк искусства и критик, внимательно изучивший рисунки Леонардо, считал, что это работа да Винчи и называл "Коломбину" головоломкой. Известные искусствоведы, заложившие основу систематической британской истории искусства, сэр Джозеф Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле, в своей книге "Новая история живописи в Италии со II по XVI вв." называют автором "Коломбины" Андреа Соларио (1460-1524), а итальянский политик и историк искусства Джованни Морелли считал, что "Коломбина" принадлежит кисти Джампетрино (Джованни Пьетро Риццоли (около 1495 - около 1549)). В то же время доктор Уильямсон, последний биограф одного из самых известных леонардесков Бернардино Луини (1480/1485 - 1532), в своей книге, посвященной творчеству художника, решительно приписывает эту работу Луини.

"Коломбина" - оригинал известной картины, которая до 1649 года была в коллекции Марии Медичи, и, сменив нескольких владельцев, приобретена "Эрмитажем" в 1850 году на аукционе нидерландского короля Виллема II в Гааге за сумму 40 тысяч флоринов. Три старых копии картины находятся в частных коллекциях в Англии.

Картина пострадала от неудачного переноса красочного слоя с доски на полотно и от нескольких реставраций. Но и в таком состоянии она прекрасна. На картине изображена молодая женщина, вероятно, миланская красавица, идеализированная в стиле Леонардо. Она одета в белое платье, вышитое желтым, с синим плащом, переброшенным через плечо. На коленях у красавицы белый жасмин, а в левой руке она держит цветок аквилегии - водосбора, в Европе называемого "коломбиной", что и дало название картине.

"Лицо полностью Луини, - пишет доктор Уильямсон, - и напоминает лица его Мадонн, особенно глаза. Положение руки, держащей водосбор так изящно, очень характерно для Луини. Руки и их запястья, разделение волос, платье, падение драпировок, и собранные цветы на коленях - всё это написано рукой художника, но цветы и папоротник на заднем плане, скорее всего, были добавлены другим".

Эта замечательная картина висит в углу небольшого зала. Группы туристов, проходящие мимо, ведомые гидами, спешат в следующий зал, чтобы столпиться у маленькой, закрытой толстым стеклом Мадонны Леонардо. И редкий посетитель приостановится, чтобы посмотреть на очаровательную молодую женщину, написанную так искусно пятьсот лет назад. Она нежна, красива, а от её загадочной улыбки трудно отвести взгляд. И пусть спорят искусствоведы, кисти какого мастера принадлежит эта работа, а мы будем любоваться ею, как это было задолго до нас, и будет ещё много лет.



Франческр Мельци - Коломбина - Флора.jpg

Франческо Мельци - Коломбина (Флора)



Решение о реставрации работы одного из любимых учеников Леонардо да Винчи было принято в Эрмитаже два года назад. Как рассказывает Виктор Коробов, заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи, "Флора" ("Коломбина") находилась в удовлетворительном состоянии, но плотный слой старого лака искажал авторский колорит и скрывал многие детали фона.

"Мы сделали небольшие пробные раскрытия в четырех местах и установили, что подлинные цвета намного ярче и холоднее того, что было видно через лак, - говорит Коробов. - Исследования в инфракрасном свете показали, что весь фон за центральной фигурой был прописан, чего почти не видели зрители".

В XIX веке картину перевели с доски на холст: старое дерево не могло сохранить уникальную живопись. По словам Коробова, исследования показали, что в ходе предыдущих реставраций был подправлен контур лица. А еще - что первоначально фигура была изображена без одежды, и только в процессе работы добавились платье и плащ. И что обильные узоры на платье появились значительно позже, ранний узор был проще и легче.

"Думаю, художник первоначально написал ее обнаженной, потому что искал форму фигуры, - рассказывает Татьяна Кустодиева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства. - А вот когда появился новый узор на ткани, установить сейчас невозможно. Вообще, Франческо Мельци - один из самых загадочных художников своего времени. Есть только две достоверные его работы - рисунок и подписной портрет. Что касается нашей "Флоры" и берлинских "Вертумна и Помоны" - они традиционно приписываются ему, но однозначных подтверждений авторства Мельци нет. Он - один из любимейших учеников Леонардо да Винчи, а по существу фантом, как и многие ученики Леонардо, в частности Салаи".

В ходе реставрации, выполненной Марией Шулеповой, были удалены слои старого лака, что позволило открыть яркие цвета одежды и многочисленные детали фона: стены грота, мох, пышную растительность. Теперь зрители смогут увидеть шедевр во всем его блеске.



Флора на стене в Эрмитаже.jpg

"Коломбина" ("Флора") после реставрации в Аполлоновом зале "Эрмитажа"





Tags: Италия, Россия, Эрмитаж, живопись, музей, художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments