basilius3 (basilius3) wrote in lovers_of_art,
basilius3
basilius3
lovers_of_art

Categories:

Об Олеге Ивановиче Борисове

"Гениальную читаю книгу: о всякой символической философии. Прочитать всю, а главное, понять ее уже не удастся – тут никакой жизни не хватит. Нашел в ней любопытную теорию чисел. 4 – представляет невежественного человека, 2 – интеллектуального, а 3 – духовного. Эти три числа вместе составляют 9. Это и есть число человека." О.И. Борисов
image
[далее]
Олег Борисов всю жизнь прожил с именем Альберт в паспорте. Дома родители его называли Алик, а все сокурсники — Олег.
Из дневника О. Борисова:"У меня ощущение, что еще в утробе матери я начал браниться. "Не хочу на эту землю, ну ее… вообще погоди рожать, мать», – кричал я ей из живота, лягаясь ногами. Она, говорит, что-то слышала, да ничего не поняла.
В это время гостил в Москве бельгийский принц Альберт. Все, как положено, с официальным визитом – красивый, некривоногий. Мать возьми да назови меня в его честь. (И чего ей взбрело…) Я потом долго искал его следы – побывал в Лондоне, постоял у Альберт-холла, в библиотеке отца книгу прочитал о каком-то Альберте фон Большадте, учителе Фомы Аквинского.
Но все окончательно перепуталось в тот день, когда родители забирали меня из роддома. Принесли домой – бац! а там девчонка! Как же так, мать точно знает, что родила парня! Подсунули! Она обратно в роддом, объясняет: так-то и так, мол, где же ваша пролетарская совесть, товарищи? Отдайте мне назад сына. Они: ничего не знаем, надо было раньше думать. Она объясняет по новой: у него на лбу такая зеленочка, но там же тоже не дураки сидят – у всех зеленочка! Она им метрики разные, бутылку принесла, кое-как упросила – отдали ей парня, но чтобы назад уже не приносила – не примут! Вот она до конца и не уверена: я это или не я. Развернула меня, плачет. Я ее успокаиваю: "Не горюй, мамка, как-нибудь проживем. Конечно, хотелось как лучше, но обмануть не вышло! Кому-то другому подфартило, может, та девчонка, которая вместо меня в пеленках лежала, уже в Бельгию умахнула. За принцем".
image
Все это приключилось в 29-м. На всем моем поколении эта печать: при родах перепутали! Но уж коль родились, выхода нет, надо жить… Тут как раз и всеобщая коллективизация подоспела. Бабуся корову с кем-то делит, отца директором назначают сельхозтехникума. Но для меня все их собрания – скучища, я скорей – на войну!"
В годы войны его отец Иван Степанович был начальником санитарного поезда, перенес контузию и много болел в послевоенное время. Сам Олег Борисов в годы войны работал трактористом, на сенокосилке.
Из дневника: "Тысяча девятьсот сорок седьмой год. Всего два года после войны. Не сладкая жизнь. Жизнь впроголодь: конец карточной системы. Но вспоминается другое...
... Лето в Подмосковье. Я кончил девятый класс. Гоняю с мальчишками в футбол. Помню - присел как-то не скамейку отдышаться, вижу - книжка рядом со спортивными бутсами. На обложке: "К.Е. Антарова. Беседы К.С. Станиславского". Не с нее ли все началось? Потом появился ее владелец - Леша Покровский, студент Школы-студии МХАТ.
... Гуляем с Лешей по парку. Он, по праву старшего, уже студента, расспрашивает: что умею, о чем думаю? Посоветовал на экзамене читать А. Пушкина...
Подал заявление в Студию. Читал "Сказку о золотом петушке", как и обговаривали...
image
Тысяча девятьсот сорок седьмой год. Мой первый год в Студии. И - год ее первого выпуска. Как мы завидовали им! Какие они были красивые, молодые. Они будут артистами МХАТа! Будут играть с Качаловым, Книппер-Чеховой!
А Книппер-Чехова через четыре года подписала и мой диплом. Храню его среди самых дорогих мне памятных вещей.
image
Держали нас в строгости. Наш мастер Г.А. Герасимов терпеливо сдирал с нас наносное, неживое и добивался, чтобы мы делали все без лжи, без фальши, независимо от того, посетит нас вдохновение или нет. Мы знали четко: надо идти от предлагаемых обстоятельств. Это был закон.
Студия готовила смену для театра. Для этого и создал ее Немирович-Данченко. Мы знали и гордились этим. И трепетали. Там, через переход, соединяющий Студию и театр, была святыня, куда нам предстояло войти. Мы стремились туда. Стремились и проникали. Подглядывали репетиции, которые веди Кедров и Ливанов. Мы не пропускали и спектаклей театра, смотрели все подряд, сидя на ступеньках бельэтажа. Билетеры знали нас и не выгоняли. Когда первый раз смотрел в театре "Трех сестер", уехал домой не в ту сторону: так был потрясен. Не забуду "Трех сестер", шедших в день панихиды и похорон Б. Дбронравова. Мы приехали на спектакль с кладбища. На кладбище мы еще держались, но когда в четвертом акте заиграл марш и прозвучала реплика: "Наши уходят", мы рыдали.
image
"Наши" - это ощущение кровной связи с театром я, пожалуй, протащил через всю жизнь. Были другие театры. Что-то удалось, что-то, наверное, не получилось. Но внутренняя моя приверженность Художественному театру, заложенная в Студии, всегда жила во мне. И я, думаю, во всех, кто учился в Студии в одни годы со мной."
image
После окончания Студии О. Борисов попадает в киевский театр имени Леси Украинки.
Из дневника:"Я не вправе сетовать на свою театральную судьбу. За 12 лет работы в Театре имени Леси Украинки мне довелось сыграть много интересных ролей, в том числе комедийных. И это хорошо: актер должен быть готов, должен уметь сыграть все, что предложит режиссер. В том же театре у меня были интересные и некомедийные роли — Петр в "Последних" Максима Горького, Часовников в "Океане" Александра Штейна, играл я и в розовских пьесах "В добрый час" и в "Поисках радости".
image
А потом — ленинградский БДТ, где я встретился с другими театральными принципами, с другой режиссерской школой, с новыми прекрасными ролями, ни одна из которых не была похожа на другую, за что я несказанно благодарен Георгию Александровичу Товстоногову".
Из дневника:"У меня ведь с кино отношения были натянутые. Дебют – у М. Донского, в экранизации горьковской "Матери". Роль называлась: лудильщик-паяльщик, но предыстория у этой роли замечательная. Одна женщина-режиссер пригласила сниматься в фильме "Концерт". Собственно, роли никакой, почти как групповка – сидеть в зале и выразительно слушать. Нас приодели, приукрасили (над моим гримом трудились дольше всех), посадили в ложу. Съемка затягивается, эта женщина-режиссер долго смотрит в сторону ложи, нервно покуривает. Потом подходит ее ассистент и, ничего не объясняя, просит меня одного пересесть в задние ряды. После съемки передо мной вежливо извиняются и дают совет на будущее: "Понимаете, нам кажется, что в кино вы сниматься никогда не сможете. Это ошибка нашего ассистента по актерам. У вас лицо какое-то нетипичное. Если будут в кино звать – лучше сразу отказывайтесь, потому что потом, после проб, все равно не утвердят". Но Марк Донской утвердил – и первая роль все-таки состоялась."
image
Из дневника: "Мы деремся настоящим оружием – мечами с длинными клинками и кинжалами. В БДТ, в реквизиторском цехе, большой запас холодного оружия – еще со времен революции. Несколько раз клинки у нас ломались и летели в зал.
У Стржельчика есть коронный кувырок назад – он сам его предложил. Во время кувырка из его уст вырывается короткое междометие – как будто я подсекаю его в воздухе. Но в последнее время он стал к своему кульбиту прислушиваться. Спрашивает: «Тебе не показалось, что во время переворота довольно-таки странный треск раздается? Ты ничего не слышал?» Я делаю непроницаемое лицо: «Нет, Владик, треска никакого не было – тебе показалось…» Тем не менее он иногда стал меня предупреждать – сегодня кувырка не будет. По состоянию здоровья.
"Генрих"– первая моя серьезная удача в БДТ. "
image
"Я знаю еще, что одна из глав в "Бесах", посвященная Николаю Всеволодовичу Ставрогину, называется "Принц Гарри". Это сравнение с шекспировским принцем исходит от Степана Трофимовича Верховенского, он уверял мать Ставрогина, что это «только первые, буйные порывы слишком богатой организации, что море уляжется и что все это похоже на юность принца Гарри, кутившего с Фальстафом… Варвара Петровна… очень прислушалась, велела растолковать себе подробнее, сама взяла Шекспира и с чрезвычайным вниманием прочла бессмертную хронику. Но хроника ее не успокоила, да и сходства она не так много нашла".
Во всех случаях актер работает адвокатом, и его задача очистить любой образ от исторических штампов, пыли. И заодно прекратить довольствоваться тем, что короля играет свита."
image
Спектакль "Выпьем за Колумба!"
image
Из дневника: "Я играл изобретателя Бурлакова с признаками мании величия. Этот Флеминг, как он себя называл, работал над биологическими стимуляторами роста и изобрел препарат: от одного укола в нос у человека мог вырасти хобот. Это он так шутил. Тенякова играла не то уборщицу, не то дебилку – сейчас уж не помню. Смешно играла – с такими низами, каких я у моих партнерш не слыхал. На ней Бурлаков и испробовал препарат. На наших глазах должно было произойти превращение в Клеопатру – не меньше. Товстоногов на этот случай привез из-за границы новейшую мигающую лампу, чтобы устроить светопреставление. Очень этим гордясь.
image
По идее она здесь должна появляться голая! Как вам эта идея?" – обращался он к нам с Аксеновым. Несмотря на то, что мы его решительно поддержали, Наташа все-таки выходила в комбинезоне. Георгий Александрович любил из своей ложи наблюдать за этой сценой, а у меня еще не один раз спросил: "Как вы думаете, Олег, сколько у нее октав?.. Вы когда-нибудь видели у женщины столько секса в трахее?"
image
А потом был "Гиперболоид инженера Гарина", я помню этот фильм, смотрел его в детстве, тогда он был на уровне "Звёздных воин" и ощущения от просмотра были очень сильные. Роль Олега Борисова запоминалась!
image

image
Из дневника (1974г.): "Играю старика. Роль хорошая, чистая (грязная только голова, ее перед каждым спектаклем нужно красить) и существует как-то сама по себе. После Коня, моего киевского дебюта, не играл ничего похожего. Конечно, в этой пьесе, вампиловском "Чулимске", есть фигура поинтересней. Это – следователь Шаманов. Вел дело какого-то "сынка", захотел посадить. Посадить не дали. Шаманов настаивал на суде, но его скрутили. Уехал в глушь, в этот самый Чулимск, и все время мечтает о пенсии. Мне передали – очевидно, целенаправленно – реплику из товстоноговского кабинета. Дескать, Шаманова – роль, которую дали Лаврову, – мог бы сыграть Борисов, мог бы… и Г.А. это понимает. Но тогда бы пьеса стала непроходимой."
image
Из дневника: "Фрумин снимает хорошо, особенно антураж школы. Как будто скрытой камерой. У Саввиной роль замечательная, особенно сцена, когда школьники покупают цветы для какого-то мероприятия, а она их блюдет. Все по нескольку раз этот дубль бегали смотреть.Перерыл у Юры целую гору шахматной литературы и нашел то, что мне нужно для сцены с Кошониным. А нужна была очень умная шахматная книга. Выбор пал на "Психологию шахматного творчества" Крогиуса. Кстати, фильм называется "Дневник директора школы". (Дневник!!) Значит, мой Свешников и я сам теперь "ни дня без строчки". Надолго ли нас хватит? Неплохой получается образ – не романтический. То, что сразу приходило в голову, – учитель с несложившейся судьбой, мог бы достигнуть каких-то высот, если бы не пошел в школу, если бы рано не женился, то есть некий мелодраматический налет, – ничего этого нет. Свешников предан своему делу, только и всего! Для себя ничего не возьмет и такими же хочет воспитать детей. А дома под боком сын растет тунеядцем."
image
Из дневника про фильм "Женитьба": " В кино главное – история. Не разговоры вокруг нее, а чей-нибудь "роман жизни", как придумал когда-то Товстоногов. Что известно о Кочкареве? Что за птица? Скороговорка, привычная хлопотливость – так всегда играли. Все женихи, невеста – в замедленном темпе, как будто их Векслер снимал на другой скорости. Но отчего я – на убыстренной? Чего я добиваюсь? Может, во мне-то все дело – не в Подколесине и не в Агафье Тихоновне?
image
Но Подколесин тоже должен хотеть, чего-то хотеть. Из кожи лезть. Если и не жениться, то по крайней мере произвести хоть впечатление жениха. А что же все-таки Кочкарев? "Жена моя беспрестанно говорит о том…" Значит, есть жена. А может, и врет… Хотя с какой стати ему врать?.. Хорошо сняли начало фильма.
Вышел из Гостиного, холодно, увязался за бабой. Стал преследовать, даже извозчика нанял. Потом потерял ее в подворотнях. После такого начала хорошо бы не упустить его из виду: что дома, какая жена? Это важно знать. У них с ней наверняка скандал выйдет, настроение паршивое и со скуки – к Подколесину! Видит, вокруг него вьется сваха… И что? Зачем ему понадобилось ее отвадить? Из ревности? Но к кому? А что, если Агафья Тихоновна ему нужна не для того, чтобы женить Подколесина? А что, если… К.П. Хохлов учил меня: "Не бойся задавать глупые вопросы. Глупые, еще глупей!" Я и не боюсь. Только жаль, что такого персонажа – "жена Кочкарева" – ни в пьесе, ни в сценарии нет."
После был фильм "Остановился поезд".
image
Из дневника (1982г.): "В сценарии А. Миндадзе замечательный портрет народа. Мне долго не попадался материал, в котором можно было бы выразить к нему отношение. Точнее, к его физиогномии.
Что такое физиогномия вообще? Наверное, отражение процессов, происходящих внутри. Рано или поздно они выходят на поверхность лица. Как угри, родимые пятна.
Еще в Школе-Студии предлагалось такое упражнение на воображение: по лицам прохожих, пассажиров прочтите биографию или представьте будущее некоего заинтересовавшего вас человека. Сколько пробегало лиц – на улицах, в поездах открытых, осмысленных, демонических, любопытствующих! Еще не было того, что Гегель называл "серое по серому". (Я это выражение впервые услышал от Лобановского.) Некоторые лица ускользали от твоего взгляда, некоторые улыбались в ответ. Я возвращался с лекций, на которых нас просвещали, как великие греки понимали красоту. "Благостная тирания!"– говорил кто-то из мыслителей."
image
В том же году Борисов сыграл Джона Сильвера, на мой взгляд весь фильм держится на нём. И каждый, кто смотрел "Остров сокровищ" уверен назовёт Борисова одним из лучшим в этом фильме. Почему то считается, что Стивенсон писал это для детей.
image
"Я люблю рассказывать о Борисове студентам. О том, как он всегда был готов к роли, о том, что его экземпляр сценария был весь испещрен только ему понятными иероглифами. В "Параде планет" Борисову досталась роль без слов. И я не знаю другого артиста, который бы молчал столь выразительно. Многие вспоминают о его трудном характере. Конечно, он был чрезвычайно требователен не только к себе, но и другим. Но Борисов был настолько воспитан, что негативные чувства держал при себе." В. Абдрашитов

"Мне бесконечно интересен был артист Олег Борисов в недавнем мхатовском спектакле "Дядя Ваня" прежде всего потому, что он не обозначал на своем лице приближающуюся мысль. Но когда эта мысль рождалась, я понимал все естественную закономерность ее неожиданного рождения. Олег Борисов был одновременно близок, понятен мне, и вместе с тем на протяжении всего спектакля оставался загадкой." М. Захаров
image
Из дневника о фильме "Слуга" (1988г.):

"Хорошая была съемка у Абдрашитова. Снимали предпоследнюю сцену, как Вельзевул, то есть я, сделав все дела, улетает – естественно, внутренне. Абдрашитов попросил расплакаться, а у меня с утра не получалось. Потом уже включил все… и пошло. Тонкие у него вещи, очень приятно делать. Складывается неожиданный образ: белый дьявол, теоретик, даже идеалист. Вот и музыку любит, импровизирует за пианино, а футбольная команда пляшет "под его дудку". Мне показалось, тут перебор. Но Вадим настаивает: "Он ведь человек – Гудионов, и ничто человеческое… Только если приглядеться, вместо ног у него – копытца…"

из дневника о спектакле "Павел I" (1989г.):
"В оцепенении ждут Павла Петровича Романова. Он входит и сначала останавливается в дверях. Потом по очереди подходит к императрице, сыну Александру, графу фон дер Палену. Испытующе разглядывает каждого. Они как воды в рот… от испуга и растерянности. В глазах Марии Федоровны – обида, непонимание; Александра – трусость; Палена – двуликость, затаенная измена. Оглядев их, возвращается к двери и, обернувшись, высовывает язык. Весь, до корня. От чего бедная императрица шлепается в обморок… Язык – как знак грядущей беды, как предупреждение. Когда будут бальзамировать изуродованное тело государя и спешить выставить его перед народом – помешает язык. Лейб-медик будет бить тревогу: "…что с языком делать? Высунулся, распух, никак в рот не всунешь – придется отрезать…" Вот ведь, погулял, наверное, по Петербургу! Как нос майора Ковалева…"
image
"6 января 1994 года перед нашим отъездом на гастроли в Париж мы прогнали весь "Вишневый сад" даже со зрителями, как всегда, ничего не засняли и только успели попрощаться. "До встречи в Париже, Олег!" - "До встречи, до встречи…если Бог даст" - прибавил Борисов. Не дал Бог и не играл он премьеру в Париже. Спектакль был сыгран без него, но посвящен ему – любимому артисту, другу и участнику этой работы." Л. Додин
image
"Последняя роль Борисова, которой я был свидетелем – это Фирс в чеховском "Вишневом саде" в додинском Малом Драматическом театре. Премьера должна была быть в Париже через месяц. Но за этот месяц Олега Ивановича не стало. К сожалению, это ошеломляющее исполнение роли Фирса Борисовым практически никто не видел, кроме работавших над спектаклем. Он играл роль знаменитого русского слуги как мудреца доброты и преданности. Сцена смерти – это что-то запредельное и вместе с тем игралась она страшно просто, обыденно: человек сделал все в этом мире, поэтому уходит из него. Его никто не забывал – он просто завершил путь – неужели так можно умирать – это что-то из других измерений. Более сильного потрясения от театра я не испытывал за сорок лет работы в нем." Э. Кочергин
image
А закончу я, да даже и не я, наверное этот пост так, из дневника Олега Ивановича, Вечная Память!
"Умер Товстоногов...
Это случилось вчера. Как говорят англичане, присоединился к большинству. Не просто к большинству, но лучшему. Теперь он в том мире, где живет Достоевский, Горький. Только те – много этажей выше. (Особенно Ф.М. – он где-то на самой вершине.) "Идиот" и "Мещане" были мои любимые спектакли, и я счастлив, что в них играл – хоть и не на первых ролях. Я учился тогда…
Знатоки говорят, что в том мире человек должен освоиться. Что это трудно ему дается. Но у людей духовных, готовых к духовной жизни, на это уходит немного времени. Товстоногов сразу отправится в библиотеку, где собрано все, что Шекспир, скажем, написал после "Бури" – за эти без малого четыре столетия. Что это за литература, можем ли мы представить? Едва ли… Персонажи в ней будут не Генрих V, принц Уэльский, не Фальстаф, а неведомые нам боги, атланты… В детстве, когда мы изучали мифы, мы что-то о них знали… но потом выбросили из головы. Когда сидишь в их читальном зале, – я так это себе представляю, – слышатся звуки, доносящиеся из их филармонии. Только в ней не тысяча мест, не две… У Г.А. скоро будет возможность послушать новый реквием Моцарта. И убедиться, что его Моцарт (из спектакля "Амадей") был поверхностный, сделанный с далеко не безупречным вкусом. Впрочем, сам Моцарт за это не в обиде… Среди слушателей есть, конечно, и Сальери. Нам эту музыку пока не дано услышать.
Со смертью человека с ним происходят самые обыкновенные вещи. Он перестает принадлежать своим близким, своему кругу. Кто-то имел к нему доступ – к его кабинету, к его кухне, – кто-то мечтал иметь, но так и не выслужился. Теперь все изменилось. Я могу говорить с ним наравне с теми, кто раньше бы этому помешал. И я скажу ему, что это был самый значительный период в моей жизни – те девятнадцать лет. И самый мучительный. Вот такой парадокс. Но мучения всегда забывались, когда я шел к нему на репетицию. Он очень любил и наше ремесло, и нас самих. Он исповедовал актерский театр, театр личностей. Мы имели счастье создавать вместе с ним.
Теперь помечтаем. Через некоторое время он пригласит меня на какую-нибудь роль. Возможно… В свой новый театр. Скажет: "Олег… тут близятся торжества Диониса. Я Луспекаева на эту роль… правда, хорошо? Сюжет простой: Дионис встречает Ариадну, покинутую Тезеем. Жаль, Доронину пригласить пока не могу… А вы какого-нибудь сатира сыграть согласитесь? Первого в свите? Он бородатый такой, шерстью покрыт…"
Я соглашусь, Георгий Александрович. Ведь мне надо будет, как и всем, все начинать сначала."...
image
фото взяты с сайта http://www.borisovborisov.ru
Tags: актёры, кино
Subscribe

  • Любимые художники. Павел Федотов.

    Здравствуйте уважаемые. Продолжаем с вами наш разговор о тех художниках, которых лично я считаю самыми интересными и любимыми для меня. В прошлый раз…

  • Константин Аполлонович Савицкий

    Константин Аполлонович Савицкий (25 мая [6 июня] 1844 г., Таганрог, Российская Империя - 31 января [13 февраля] 1905 г., Пенза, Российская…

  • Коробкина Диана.

    По чужой указке не привыкла Жить моя великая страна. Не от дяди Сэма, а от Бога Воля ей свободная дана... Художники Коробкины: Жена…

Buy for 20 tokens
Однажды у Аутлукова сломалась машина и он вызвал такси. Садясь в подъехавшую машину, он с ужасом увидел за рулём тойоты своего одноклассника. "Ёп, это же Несравненнов!" - подумал он и натянул повыше противоковидную маску. "Не узнал бы..., во позору то будет! Скажет, мол, до седых мудей дядя…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments