Валентин Губарев - Игра в карты на раздевание
Игра на раздевание
Поёт - Ассия Ахат
Игра в карты штука несерьёзная, конечно, кроме тех случаев, когда играют профессиональные игроки и на большие деньги, или, когда эти самые большие деньги проигрывают наивные простачки. Поэтому часто-густо произведения искусства, посвящённые картам и карточной игре, тоже не очень серьёзны и наполнены тонким юмором, гротеском или сарказмом. Вот и мой заключительный сюжет о картах тоже получился не совсем серьёзным.
Валентин Губарев, родился в 1948-ом году, в городе Горьком (Нижний Новгород). Член Белорусского Союза художников.
Начав художественное образование в горьковском Художественном училище, он продолжил учебу в Москве, на факультете графики Полиграфического института.
С 1975 года живет в Минске.
С 1991 года участвует в республиканских и международных художественных выставках. Персональные выставки художника с успехом прошли во многих странах Европы.
"Игра в карты" (1936) - одноактный балет Игоря Фёдоровича Стравинского "в трёх сдачах" (в трёх частях)
Лондонский симфонический оркестр
Дирижёр - Клаудио Аббадо
Действующие лица балета:
Карточные фигуры и игроки
Нигде нет видео с балетом, где бы танцевали, поэтому пришлось залить на mail.ru музыку с картинкой, которая хоть в какой-то мере отражает то, что происходит в балетном действе.
Премьера балета состоялась в Метрополитен-Опера (Нью-Йорк) 27 апреля 1937-го года. Игорь Стравинский был соавтором либретто. Ставил балет другой знаменитый русский эмигрант - Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе (1904-1983)).
В балете разыгрывается импровизированная партия покера. Безусловно, подразумевается, что зритель разбирается в тонкостях игры в покер.
Каждую из трёх частей - "сдач", открывает вступление в темпе марша, обозначающее выход церемониймейстера-крупье, который приглашает к игре.
В первой "сдаче" один из игроков терпит неудачу, но двое других остаются при картах и, хотя у одного из них есть джокер, ему не удается восторжествовать над "лестницей" (лестница - покерная стратегия).
Во второй "сдаче" игрок, у которого на руках джокер, побеждает благодаря четырем тузам, которые берут верх над четырьмя дамами.
Юрий Красавин-Белопольский - Джокер с четырьмя тузами
В третьей сдаче разгорается соперничество между трёмя мастями. Джокер, который шествует во главе масти пик, вначале побеждает первого игрока, но затем ему наносит сокрушительное поражение козырная масть червей, кладущая конец его козням и плутовству.
Игорь Фёдорович Стравинский, родился в 1882-ом году в Ораниенбауме под Петербургом (Российская империя), - русский композитор, дирижёр и пианист. Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.
Его отец был оперным певцом, а мать пианисткой, поэтому музыкальная карьера была предопределена ему с рождения.
Игорь Стравинский учился на юридический факультете Санкт-Петербургского университета, одновременно занимаясь музыкой.
1904-1906 - брал частные уроки у Николая Андреевича Римского-Корсакова, под руководством которого были написаны его первые сочинения.
В течение трёх лет сотрудничал с труппой Сергея Дягилева (1872-1929), написал для неё три балета, принёсших ему мировую известность: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913). В эти годы, в связи с постановками Дягилева, Стравинский неоднократно ездил в Париж.
В начале 1914-го года, накануне Первой мировой войны, выехал с семьёй в Швейцарию.
С весны 1915-го года композитор жил с семьёй в Морже близ Лозанны.
1920-1940 - преимущественно в Париже.
В связи с начавшейся войной Стравинский принял решение переехать в США. Сначала он поселился в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. В 1945-ом году он получил американское гражданство.
Осенью 1962-го года впервые после долгого перерыва Стравинский приезжал на гастроли в СССР, дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде.
Игорь Фёдорович Стравинский умер в 1971-ом году. Похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), на так называемой "русской" его части, недалеко от могилы Сергея Дягилева.
Игорь Стравинский автор опер, ораторий, балетов, инструментальных произведений светского и духовного содержания.
Виктор Викентьевич Мазуровский (1859-1944) - Переход через Неман, 1812
Виктор Викентьевич Мазуровский (1859-1944) - русский художник-баталист польского происхождения.
1876-1878 - получил первоначальную художественную подготовку в Варшавском рисовальном классе.
1879-1888 - продолжил обучение в Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург).
В академии художник получил две золотые медали за свои работы, вместе с которыми получает звание классного художника первой степени и стипендию российской армии, организовавшей ему поездку за рубеж (1890-1894).
1895-1904 - по возвращении из-за границы он занимает должность художника при русской армии, путешествуя по её военным формированиям, где выполняет цикл батальных картин.
1905 - во время русско-японской войны Мазуровский отправляется на фронт, где продолжает рисовать батальные сцены.
1914-1917 - художник на фронтах Первой мировой войны.
1917-1924 - после возвращения с войны продолжает писать картины, работая в военном музее Петербурга.
1924 - выезжает из СССР в Европу. Предположительно проживал в Италии, откуда позже переехал в Польшу.
В интернете множество иллюстраций его замечательных картин, но ни одного портрета или личной фотографии. Художник родился в Варшаве, там и погиб в августе 1944-го года от рук солдат РОНА - так называемой Русской освободительной народной армии (29-я гренадерская дивизия СС, она же 1-ая русская). Была и такая дивизия, командовал ею, к сожалению, мой однофамилец - Каминский Бронислав Владиславович, поляк по национальности.
Владимир Высоцкий - Игра в карты в 1812 году, или На стол колоду, господа
Казалось бы, к чему здесь батальные картины Мазуровского и Верещагина? А к тому, что в песне Высоцкого есть слова:
Стоял весенний месяц март -
Летели с юга птицы,
А в это время Бонапарт, а в это время Бонапарт
Переходил границу.
Но дело в том, что, если идёт речь о границе Российской империи, то границу с ней Наполеон пересёк дважды: 24 июня (по новому стилю) 1812-го года - туда, что изображено на картине Мазуровского, и 26 декабря (по новому стилю) 1812-го года - обратно, что изображено на картине Верещагина.
Вполне возможно, что в марте 1812-го года Наполеон тоже пересекал какую-нибудь границу - европейскую, ибо шастал он туда-сюда по Европе, как у себя дома. Видать, у него был безлимитный Шенген.)))
Хотя, скорей всего, Владимир Семёнович это сказанул так, для рифмы и для красного словца.
Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) - На большой дороге. Отступление. Бегство
Юрий Красавин-Белопольский - Три карты
Очень жаль, но Юрий Красавин-Белопольский, как и многие другие, пребывает в заблуждении относительно масти одиозных трёх карт: у него они разномастные, а не пиковые, как должно быть, если следовать рекомендациям графа Сен-Жермена.
Юрий Юрьевич Красавин-Белопольский, родился в 1957-ом году в Москве, - российский художник. Член Московского союза художников и федерации художников при ЮНЕСКО. Стилистика его полотен находится на стыке академической живописи, иконописи и модернизма, а правильней сказать - художник владеет всеми этими техниками.
1979 - окончил Московское высшее художественно-промышленное училище.
1980-1986 - участвовал в московских и всесоюзных выставках.
С середины 80-х стал активно выставляться за рубежом - в Европе и в США.
Юрий Красавин-Белопольский - постоянный участник выставок на таких престижных площадках, как ЦДХ и Манеж.
Работы художника хранятся в многочисленных частных коллекциях как в России, так и за рубежом. В частности некоторые из его картин, в которых изображены карты и всевозможные атрибуты карточной игры, были приобретены известными европейскими казино.
Балет "Три карты" на музыку Кирилла Молчанова - телевизионный фильм (1983)
Дама Пик, старая графиня, молодая графиня - Нина Тимофеева
Германн - Михаил Лавровский
От автора - Иннокентий Смоктуновский
Правильней сказать, что это не балет в чистом виде, а балетные сцены с чтением текста от автора - синтетический жанр, порождённый телевидением.
Балетные сцены поставлены Ниной Владимировной Тимофеевой (1935-2014) - вдовой Кирилла Владимировича Молчанова (1922-1982) - советского композитора, который в 1971-1973 годах был директором Большого театра.
Юрий Красавин-Белопольский - Натюрморт с тремя картами
Виктор Катющик - Картежники (Игроки)
Геннадий Виноградов - Преферанс - русский шансон
Поёт - Эдуард Сингер
Лично для меня здесь два ребуса: в какую карточную игру играет весёлая троица, каждый из которой лицом похож на самого автора картины Виктора Катющика, и какое отношение к преферансу имеет песня, в которой упоминаются "шестёрки", в преферансе не участвующие.)))
Виктор Катющик, родился в 1967-ом году в Хакассии, - один из тысячи сюрреалистов всех времён и народов. Внесли его в какой-то там международный каталог.
Кроме живописи занимается гравировкой по металлу, резьбой по дереву и кости, ювелирным искусством, скульптурой. Он автор монумента "Погибшим при исполнении" в городе Абакан.
Катющик известен как художник и мастер по деревянным куклам, для которых изобрёл оригинальную конструкцию шарниров, в результате применения которой куклы имеют подвижность в суставах, приближенную к возможностям человеческого тела.
Художник
Ещё Виктор ведёт на YouTube блог под названием "Научный трибунал. "Катющик ТВ"". Но если сюрреализм в искусстве имеет право быть, то сюрреализм в науке права на жизнь не имеет. Художник и физик, как он сам себя величает - чему-то он ещё учился в техническом ВУЗе, занимается ниспровержением основ фундаментальной физики. Лично моя нервная система этого не выдерживает.))) Всем своим читателям настоятельно рекомендую и самим не попасться в сети к "гуру" Катющику (подписчиков у него почти 23000 - во как народ тянется к альтернативным знаниям) и, главное, не дать своим детям попасться на эту удочку, ибо тогда никакой физики они знать не будут вообще.
В саратовском издательстве "Задира" изданы интересные карты, картинки к которым нарисовала художница Ирина Бордей. Жаль только, что никаких данных о ней нигде нет.
Карты "Русские" (2009)
Хоровод "Цепочка"
Танцует - ансамбль "Берёзка"
Карты "Червоный Палех"
Где живёт твоя тайна, Палех?
Виктор Темнов на слова Олега Левицкого
Танцует - Московский Государственный ансамбль "Театр танца "Гжель""
Солисты - Татьяна Мокрицкая и Сергей Сунцов
Карты "Гжель" (2008)
Сказочная Гжель
Танцует - Московский Государственный ансамбль "Театр танца "Гжель""
Карты "Царские" - Саратов (2008)
Песнь о вещем Олеге
Русская солдатская песня
Поёт - хор Святоданиловского монастыря
Уже не в первый раз в сюжетах о картах у меня встречается эта песня. Но никак не могла удержаться - уж больно исполнение замечательное!
Трудно сказать, когда "Песня о Вещем Олеге" Александра Сергеевича Пушкина стала распеваться как солдатская песня со строевым припевом. Первая аранжировка композитора Александра Муравьёва уже существовавшей мелодии песни вышла в нотном издании в 1916-ом году. В дальнейшем в годы гражданской войны у белых популярностью пользовалась обработка Муравьева, а у красных был свой вариант припева:
Так громче музыка, играй победу,
Мы победили, и враг бежит-бежит-бежит...
Так за Совет Народных Комиссаров
Мы грянем громкое ура-ура-ура!
Это, кстати, можем услышать в фильме "Дни Турбиных" во втором исполнении "Песни о вещем Олеге".
Заключительная сцена фильма "Дни Турбиных" (1976)
Песня о вещем Олеге
Царь и Царица - сувенирные фарфоровые куклы
Санкт-Петербург - "Кукольный дом" - 2000-е годы
Музей игральных карт - Петергоф
В конце сентября 2007-го года в Петергофе, в одном из Кавалерских домов, построенных в конце XVIII века, был открыт первый и единственный в России "Музей игральных карт". Основу экспозиции музея составила коллекция Александра Семеновича Перельмана, приобретенная Государственным музеем-заповедником "Петергоф" в конце 1999-го года. В это собрание, помимо карт, входили предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, представляющие игру и ее атрибуты, а также уникальная по своему составу библиотека. В последующие годы коллекция значительно пополнилась собственными приобретениями музея и предметами, ранее входившими в собрание ГМЗ "Петергоф".
Внутренний интерьер "Музея игральных карт"
В XIX веке в России стали очень популярны различные гадания на картах. Гадали по методу Эттейлла (Эттейлла - литературный псевдоним Жан-Батиста Альетт (1738-1791) - французского оккультиста, известного как популяризатора гадания на картах Таро) и Марии Ленорман (Мария Анна Аделаида Ленорман (1772-1843) - знаменитая французская прорицательница и гадалка).
Юрий Красавин-Белопольский - Гадалка на картах
Нагадал мне попугай - песня из кинофильма "Женщины" (1965)
Ян Френкель на слова Михаила Танича
Поёт - Валентина Толкунова
В собрании музея-заповедника "Петергоф" есть замечательная колода карт - "Русская Ворожея". Колода выкладывается одним раскладом, как мозаика, интерпретируются только совпавшие фрагменты. Часто фрагменты не совпадают и тогда нужно гадать снова. Но если случаются совпадения фрагментов одной картинки на разных картах, то колода выдаёт своё резюме в виде одной из русских поговорок. Так что и чем сердце успокоится узнаешь и с русским фольклором познакомишься.
В 1908-ом году была выпущена оригинальная отечественная колода "Русские пословицы и поговорки" по рисункам художника Николая Филипповича Петрова (1872-1941). Вот она то впоследствии и была названа любителями гаданий "Русской ворожеей".
В 1914-ом году колоду несколько доработали: некоторые рисунки на картах были заменены новыми, с оригиналов художников Льва Феликсовича Лагорио (1826-1905) и Николая Григорьевича Богданова (1850-1892). Соответственно были заменены и пословицы-ответы к этим картинкам.
Сегодня можно купить репринтное издание этой колоды.
Николай Филиппович Петров (1872-1941),- художник, академик живописи.
1910-1936 - преподавал в Пензенском художественном училище.
1910-1918 - директор Пензенского художественного училища.
Русские гадальные карты "Русские пословицы и поговорки" (1908)
Пословицы-ответы к гадательным картам "Русская ворожея"
Здесь можно посмотреть и прочитать все пословицы к картам "Русской ворожеи".
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА
Юрий Красавин-Белопольский - Петрушка с балалайкой
Игорь Фёдорович Стравинский - Русский танец из балета "Петрушка"
Партия фортепиано - Алексис Вейссенберг
Игральные карты - Российская история карт - Русский стиль (часть 3)
Community Info