Шкатулка "Спас-на-крови" - Федоскинская роспись
Автор - Владимир Монашов
Алексей Фёдорович Львов (1798-1870) - Херувимская песнь
Монашов Владимир Сергеевич, родился в 1965-ом году в селе Федоскино Мытищинского района Московской области, - российский художник миниатюрист. Член творческого союза художников, а также МОСХ.
В 1980-ом году поступил в Федоскинскую школу миниатюрной живописи на Федоскинское отделение.
В 1986-ом году пришёл работать на Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.
Владимир Монашов участник многочисленных выставок, его работы находятся в частных собраниях России и за рубежом.
Храм Василия Блаженного - уменьшенная копия,
выполненная из позолоченного серебра в технике филиграни (русской скани) и из уральских самоцветов
Златоуст - Россия - 2000-е годы
В конце XIX века происходит всплеск интереса к древнерусской культуре. Это проявляется в живописи, архитектуре, музыке. Древнерусская мода распространяется также на предметы быта и на одежду. Поэтому костюмированный императорский бал 1903-го года в стиле русской старины XVII века, о котором шла речь в предыдущем сюжете, был событием вписывающимся в эту тенденцию. В концерте, устроенном в первый день празднования, предшествовавшего собственно балу, принимали участие знаменитые артисты, исполнявшие произведения русских композиторов. Так, к примеру, Фёдор Иванович Шаляпин пел арии из оперы Модеста Петровича Мусоргского "Борис Годунов".
В это время один за одним строятся здания-теремки, стилизованные под старину. В Москве это здания современного ГУМа и Государственного Исторического музея, Новый Манеж; в Петербурге - Храм Спаса-на крови.
Храм Спас-на-крови, он же Храм Воскресения Христова, возведен на месте трагической гибели царя Александра II. Первоначально здесь была часовня. Внешне храм напоминает московский Храм Василия Блаженного. В форме сооружения прослеживается ассиметрия. С западной стороны к храму примыкает колокольня. Её украшает большой купол. Внимание своей разностью и яркостью привлекают к себе главы собора. Они покрыты эмалью, что делает их особо выразительными.
Строительство храма было начато во время правления сына Александра II - Александра III и завершено уже в правление Николая II. Можно сказать, что Александр III был самым русским из всех императоров, что отражалось и в его художественных вкусах. Сам он неплохо играл на трубе и предпочитал произведения русских композиторов. Поместила под заглавной иллюстрацией к тексту "Херувимскую песнь" композитора Алексея Фёдоровича Львова, которую Александр III самолично выбрал для своей коронации.
Портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова
Александр Яковлевич Головин (1863-1939)
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
Монолог Бориса Годунова
из одноименной оперы
Поёт - Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938)
Москва - здание Государственного ордена Ленина исторического музея
Архитекторы - Владимир Осипович Шервуд (1832-1897) и Александр Протогенович Попов (1828-1887), при участии военного инженера Анатолия Александровича Семёнова (1841-1917)
Здание Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича, основанного указом императора Александра II
21 февраля 1872-го года, было построено в 1875-1881-х годах.
Москва - Государственный Исторический музей. Вид со стороны Манежной площади
Москва - здание ГУМа
Архитектор - Александр Никанорович Померанцев (1849-1918), при участии архитектора Петра Павловича Щёкотова (1868-1914?), инженеров Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939) и Артура Фердинандовича Лолейта (1868-1933).
Здание Верхних торговых рядов - это название сегодня тоже используется, наряду с название ГУМ - было построено в 1890-1896-х годах.
Москва - здание ГУМа внутри
Москва - здание Нового Манежа
Архитектор - Владимир Дмитриевич Шер (1850-1893?)
Здание построено в 1888-ом году "Обществом электрического освещения 1886 года" и являлось первой в Москве мощной электростанцией.
Санкт-Петербург - Храм Спас-на-крови
Архитекторы - Альфред Александрович Парланд (1842-1919) и Архимандрит Игнатий (в миру Иван Васильевич Малышев) (1811-1897)
Строился храм в 1883-1907-х годах.
Концертный номер "Купола"
Танцует ансамбль "Театр танца "Гжель"
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - "Три чуда" из оперы " Сказка о Царе Салтане"
Оркестр штаба Тихоокеанского флота
Дирижёр - капитан II ранга Константин Селиванов
"В 1937 году в Париже проходила Всемирная выставка искусств и техники. Выставка вошла в историю не только как смотр технических достижений человечества, но и как состязание Советского Союза и Германии, имевших крупнейшие павильоны.
Среди экспонатов советской промышленности были представлены и игральные карты колода "Палех", ставшая одной из самых лучших за всю историю отечественного карточного производства.
Автор эскизов "Палеха" - Павел Дмитриевич Баженов (1904-1941) родился в селе Подолино, возле Палеха, в семье иконописца. Павел тоже обучался иконописи, но ни одной иконы так и не написал. После революции вернулся в родную деревню к "земле и скоту", работал пастухом, но рисование не забросил. В 1926 году Баженов стал первым учеником Артели древней живописи, организованной в Палехе. Учителями Баженова были Голиков и Баканов, старейшие палехские мастера.
Первые произведения Баженова называют "экспрессивным примитивом", в основе этих миниатюр был народный лубок. Но с середины 30-х годов баженовская художественная техника приобретает виртуозность и изысканность. Вероятно, благодаря оригинальности своего мастерства Павел
Дмитриевич Баженов и получил ответственный карточный заказ. Сами рисунки для выставочных игральных карт отбирались на специально объявленном конкурсе. Было представлено множество эскизов - художники наряжали карточных королей и валетов в восточные наряды и в костюмы народов СССР. Победителем стал Баженов, а основной темой карточных рисунков - естественно, палехские мотивы.
Самая заметная особенность "Палеха" - необычный цвет поля игральных карт. На чёрном фоне - крупные, удачно вписанные в размер игральной карты фигуры королей, дам и валетов, изображённые в традиционной технике палехской лаковой миниатюры. Карты очень красивы - сочетание яркого красного, насыщенного синего и приглушённого горчично-зелёного оттеняется имитацией кружев сусального золота. Тонкая, почти филигранная рисовка деталей костюмов, оружия и атрибутов сводит художественные образы сказочной карточной свиты и орнамент вокруг значков мастей и индексов в единый гармоничный ансамбль.
Уникальность этих игральных карт в том, что многокрасочное (до36 красок) изображение было выполнено методом литографской печати, причём с идеальной приводкой по цвету - с полным отсутствием наложения разных красок друг на друга. Чтобы этого добиться, для каждой карты был изготовлен набор специальных литографских камней. Технология литографской печати такова, что для каждого цвета в изображении требуется свой камень. То есть, если в карте использовались 36 цветов, для неё готовились 36 камней. В середине 1930-х годов в СССР только одно полиграфическое предприятие могло осуществить столь сложную работу - Московская печатная фабрика, более известная как "Гознак". Именно здесь и были отпечатаны эти
действительно уникальные карты.
Высокое качество бумаги и безукоризненная техника многоцветном хромолитографии делают карты "Палех" настоящим шедевром советской полиграфии. Сегодня эскизы колоды хранятся в Спецфонде Гознака имеете с дипломом Всемирной выставки искусства и техники в Париже."
Е.Н. Григоренко - Русские игральные карты. История и стиль
Карты "Чёрный Палех" (1967)
Баженов Павел Дмитриевич, родился в 1904-ом году в деревне Подолино Вязниковского уезда Владимирской губернии, - советский палехский художник. Член Союза художников РСФСР с 1934-го года. Потомственный иконописец.
1915-1917 - учился в учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи.
1918-1926 - занимался сельским хозяйством.
1926 - принят первым учеником в Артель древней живописи. Член Артели с 1928-го года.
1936-1937 - участвовал в создании мультфильма "Сказка о рыбаке и рыбке".
Занимался монументальной, театрально-декорационной живописью (оформлял спектакли Ленинградского кукольного театра "Руслан и Людмила" и "Сказка о попе и работнике его Балде" (1937), "Богатыри" Московского камерного театра (1938), спектакли Государственного академического Большого театра (1940)), иллюстрацией книг, росписью по фарфору, рисовал карикатуры и дружеские шаржи.
Работы Павла Дмитриевича Баженова хранятся в Государственном Музее палехского искусства, Государственном Русском музее и во многих других музеях России.
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - Пляска скоморохов
из сюиты "Снегурочка"
Оркестр народных инструментов "Русские узоры"
Новый вариант колоды, переработанный для офсетной печати художником Е.И.Пашковым, был выпущен в 1967-ом году Ленинградским комбинатом цветной печати к своему 150-летнему юбилею. Карты так и называются - "Юбилейные".
Колоды 1937-го года и 1967-го года имеют несколько отличий. Изначально на лицевой стороне карт не было золотой окантовки и надписи были напечатаны латиницей.
Карты печатаются и в наши дни. Так Австрийская фирма "Piatnik" выпускает еще и два варианта рубашек как с золотой, так и с красной окантовкой.
Любопытно, что в 1937-ом году на картах, предназначенных для выставки в Париже, в качестве Джокера был изображен Скоморох с бубном, а Джокер-Шут с тремя картами в руках появился в колоде карт "Юбилейные" в 1967-ом году.
Боярин - фигурка из уральских самоцветов
"Дом Фаберже" - Россия - 1900-е годы
Карты Павла Баженова очень эффектны. Именно поэтому кинематографисты неоднократно использовали их в своих кинофильмах, даже несмотря на анахронизм.
Кадр из кинофильма "Барышня-крестьянка" (1995) по повести Александра Сергеевича Пушкина
Песня о вещем Олеге
Фрагмент из кинофильма "Дни Турбиных" (1976)
Максим Дунаевский - Гадалка
Песня из музыки к кинофильму "Ах, водевиль, водевиль..." (1979)
Благородные короли
Боярышни - сувенирные фарфоровые куклы
Санкт-Петербург - "Кукольный дом" - 2000-е годы
Карты "Белый Палех"
Карты "Белый Палех" - колода представляет собой переработанный вариант колоды 1937-го года художника Павла Баженова и адаптированный к условиям офсетной печати. Эту большую и сложную работу выполнил известный ленинградский художник, специалист в области книжной иллюстрации Юрий Петрович Иванов.
В данном варианте карт чёрный фон заменён на белый, что и дало колоде её неформальное название. Кроме того, все очковые карты имеют рисунки, выполненные золотой краской, стилистически близкие к традиционной графике Палеха.
Выпускались Ленинградским комбинатом цветной печати под названием "Карты игральные сувенирные с лаковым покрытием" с 1982-го года.
Потом стали выпускать карты с серебряным рисунком. Вот не могу точно определить, каким цветом нанесён рисунок в том варианте, что приведён здесь. Похоже, что серебром.
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - Русский танец из балета "Щелкунчик"
Балет украинского Национального театра оперы и балета имени Т.Г.Шевченко
Солисты - Ирина Романовская и Виталий Наумов
Боярыня и боярин- сувенирные фарфоровые куклы
Санкт-Петербург - "Кукольный дом" - 2000-е годы
Боярыни и боярышни - сувенирные фарфоровые куклы
Санкт-Петербург - "Кукольный дом" - 2000-е годы
Карты "Палех" Алексея Орлеанского - 2000-2010-е годы
Алексей Юрьевич Орлеанский, родился в 1964-ом году в Рыбинске, - советский и российский палехский художник. Издатель серии колод игральных карт, наборов открыток, автор ряда исторических и краеведческих очерков.
1989 - окончил Палехское художественное училище.
Участник городских, региональных и нескольких персональных выставок. Авторские работы художника находятся в музеях России (Рыбинск, Иваново, Петергоф, Москва), Германии, в частных коллекциях.
Гадание на игральных картах - наиболее простой и распространенный вид гадания, так как для его проведения не требуется никаких сложных и дорогостоящих реквизитов. Чтение игральных карт называется "cartomancy".
Гадальные карты ни в коем случае не должны использоваться для других целей - игры или раскладывания пасьянса. Если вы серьезно решили заняться гаданием на картах, тогда следует купить новую колоду. Бумажные карты будут предпочтительнее пластиковых.
Некоторые профессиональные гадалки вообще советуют иметь отдельную колоду для каждого вида гадания. Для гадания обычно используется колода в 36 листов (реже - в 52). Джокеры при этом не используются.
Перед гаданием рекомендуется прочитать специальный заговор:
"36 сестёр, кумовьёв, братьев и сотоварищей. Сослужите мне службу верную, дружбу неизменную. 36 картей четырёх мастей, скажите мне всю истинную правду, чего мне ждать-ожидать, чего опасаться, за какое дело браться. Всех вас призываю и называю и выговариваю: Слово крепко и картам лепко. Аминь."
Систем гадания на картах существует огромное множество. Порой карты выпадают из колоды. Это означает какую-то подсказку гадающему. Для того, чтобы её понять, нужно знать, что в гадании означает каждая карта. Но это уже удел профессионалов и мы не будем углубляться в эти специальные знания, поскольку на данный момент такая задача перед нами не стоит.)))
Карты не врут - сюжет из сатирического киножурнала "Фитиль" (1964)
В главной роли - Фаина Раневская
И в сюжете "Фитиля", и на картине Ильи Глазунова можем видеть колоду атласных карт "Шарлемань" - от имени художника, нарисовавшего картинки к этим картам, Адольфа Иосифовича Шарлеманя (1827-1901). Шарлемань - академик живописи, автор самого известного в России рисунка игральных карт - так называемой атласной колоды.
Название "атласные" относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Для придания картам улучшенного вида бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. Карты, изготовленные на такой бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже.
Впервые атласные карты "Шарлемань" были выпущены в 1862-ом году.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА
Илья Сергеевич Глазунов - Русская красавица (1970)
Игральные карты - Российская история карт - Русский стиль (часть 2)
Community Info