burnevil_8 (burnevil_8) wrote in lovers_of_art,
burnevil_8
burnevil_8
lovers_of_art

Categories:

История одной картины - "Гадалка" Жоржа де Латура

1-Жорж де ла Тур - Гадалка.jpg

Жорж де Латур - Гадалка


Жорж Дюмениль де Латур, также Ла Тур или Ла-Тур (Georges de La Tour), (1593, Вик-сюр-Сей, Лотарингия - 1652, Люневиль, Лотарингия), - лотарингский живописец, крупнейший караваджист XVII века, мастер светотени. В XVIII-XIX веках его имя было предано забвению и было заново открыто только в 1940-х годах.


По мнению специалистов, картина "Гадалка" создана в период между 1630 и 1639 годами.

По всей видимости, эта картина - своеобразная иллюстрация к библейской притче о блудном сыне:

" ... пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно ... "

У юноши, несмотря на кожаный военный камзол, ещё совсем детское лицо. Вероятно, он ходит в коллеж, куда отправляли богатые родители своих отпрысков до достижения ими совершеннолетия - пятнадцати лет.

Гадалка и две молодые девушки слева от юноши, судя по их смуглой коже, чёрным волосам и цветастому наряду, - цыганки. Не беззаботность, а полная сосредоточенность сквозит в лицах жертвы и воровок на картине. Гадание и воровство были опасными занятиями. Юношу ожидала, в случае поимки, в лучшем случае пара плетей от учителя, а в худшем - отлучение от церкви. Ворам же, укравшим, например, часы, в те времена отрезали уши и клеймили, но могли даже и повесить.

Цыганкам за самую малейшую провинность грозило прилюдное бичевание и выдворение из города.

Этой картиной, на которой персонажи изображены так близко друг к другу и вместе с тем каждый сам по себе, художник хотел дать предостережение от жестокого мира, в который попадает человек, от мира, полного стяжательства, эгоизма и подстерегающих на каждом шагу опасностей.



3-Жорж де ла Тур - Гадалка (фрагмент).jpg

Жорж де Латур - Гадалка (фрагмент)



В изрезанной морщинами руке старухи блестит золотой, плата за её искусство и одновременно неотъемлемый атрибут ритуала гадания. Перед тем как заглянуть в будущее, она чертит им крест на руке, которою ей так доверчиво протянул юноша. Об этом обычае рассказывает Пресьоса - героиня новеллы "Цыганочка" Сервантеса, изданной в 1613 году.

"Что до крестов, все кресты, конечно, хороши, но золотой или серебряный куда лучше; а если сделать крест на ладони медной монетой, то имейте в виду, что это портит удачу... мою по крайней мере."

Естественно, гадалка получала использованный для этой цели золотой и даже могла оставить его себе, в то время как всю остальную добычу по неписаным законам цыганского табора должна была отдать в общий котел. Например, кошелёк юноши или его памятную монету, которая умело срезается с цепочки ловкими руками белокожей красавицы. Она при этом, скосив глаза, наблюдает за своей жертвой. В действии только руки и избегающие друг друга или перекрещивающиеся взгляды. Напряжение возникает из-за контраста между кажущимся спокойствием и скрытой активностью, наивностью и опытом, свежестью лиц девушек и сморщенным лицом старухи. Именно на этом напряжении построен сюжет полотна. От него не отвлекают ни яркие одежды, ни блестящая в руках гадалки монета.



2-Жорж де ла Тур - Гадалка (фрагмент).jpg

Жорж де Латур - Гадалка (фрагмент)



Надо сказать, что сюжет с воровками, ворами и гадалками характерен для картин этой эпохи. Иногда вместо воровки - подельницы гадалки, обирающей клиента, на этих картинах изображался мужчина европейской внешности, стоящий позади гадалки и осторожно запускающий руку в складки одежды жертвы "гадания".

Особо выделяется белокожая цыганка. Эта фигура - дань популярному в Западной Европе мифу о похищениях цыганами детей из благородных семей. Этот сюжет часто прослеживается в европейских романах и пьесах.

Одна деталь на картине указывает на то, что художник был знаком с обычаями табора. Незамужние девушки ходили с непокрытой головой, замужние женщины носили волосы, убранные под чепец или платок, завязанный узлом на затылке. Платок, завязанный под подбородком, как у красавицы в центре картины, указывал на то, что девушка была уже не девственницей, но и не замужем. Возможно, имеется в виду, что она "продажная девка", а гадалка по совместительству ещё и сводница.

Ещё существует версия, что Латур изобразил персонажей театральной постановки. Это могло бы объяснить их необычно богатые для цыган наряды. Они одеты в костюмы, не соответствующие, по мнению всех специалистов, моде, существовавшей в Лотарингии в XVII столетии. Например, кожаный камзол, в который наряжен юноша, шнуровался в то время спереди.


Английский историк искусства Дэвид Райт в конце 60-х годов XX века усомнился в подлинности полотна. На картине он рассмотрел, что в восточных мотивах одежды старухи-гадалки, обычно очень точный в изображении деталей костюма, художник допустил странную для него неточность: на изнанке наряда текстильные швы... не соответствуют лицевой стороне. Правда, непонятно, о каких-таких швах шла речь, и где почтенный искусствовед их разглядел. Кроме того Райт нашёл, что якобы сам наряд старухи удивительным образом схож с ковром на одной из многочисленных картин нидерландского художника Йоса ван Клеве (дата рождения неизвестна, предположительно Везель - 1540-41, Антверпен) "Богоматерь с младенцем". Пересмотрев все доступные в интернете изображения "Богоматерей..." Йоса ван Клеве, я лично нигде подобного сходства не обнаружил, да и ковры на этих картинах встретились только один-два раза.

Однако недоверчивый искусствовед на этом не успокоился и обнаружил на картине вплетенное в шаль второй слева девушки французское слово merde (дерьмо).

Но подлинность картины "Гадалка" была подтверждена сравнением её с двумя картинами "Шулер с бубновым тузом" И "Шулер с трефовым тузом" Латура.



4-Жорж де Латур - Шулер с бубновым тузом - 1633-1639.jpg

Жорж де Латур - Шулер с бубновым тузом - 1633-1639



5-Жорж де Латур - Шулер с трефовым тузом - частное собрание - Женева.jpg

Жорж де Латур - Шулер с трефовым тузом - 1633-1639 - частное собрание - Женева

Карты в то время были без цветных рубашек, как видно по картам в руках дамы, поэтому быстро пачкались и на них образовывались пятна, которые можно было легко запомнить профессиональным игрокам.


Обе картины всплыли в 1920-х годах, они находились в частных коллекциях и в первый раз могли быть изучены специалистами. Одна картина была куплена Лувром. При этом, пишет Райт, что фальшивки доказали подлинность друг друга. По его гипотезе, все три картины были написаны в США французским реставратором по имени Делобре, первые две в начале XX века, третья в 1940-х годах. Фальшивую "Гадалку" по его мнению потом подсунули вместо старой картины схожей тематики, которая висела в одном французском замке и история которой прослеживалась с 1879 года.

Как пишет в своём исследовании Дэвид Райт, понятно, почему эксперты и директора музеев уверены в подлинности картины, ведь это они участвовали в её открытии, они рекомендовали её покупку и они выложили за картину миллионы. Вот никто из них и не хотел принимать всерьез то, на что указывал Райт, а именно на то, что французское ругательство merde это шутка фальсификатора.

В 1982 году при чистке полотна надпись merde была удалена, как "добавленная в более позднее время". Музей Метрополитен и сегодня убеждён в подлинности полотна.

Пикантна близость гипотезы Райта и темы самой картины - представление о том, что в мире, полном лжи и обмана, на удочку обманщиков могут попадаться не только неопытные юноши, но даже уважаемые эксперты и директора музеев.



Картине Жоржа де Латура "Шулер с бубновым тузом" посвящён французский документальный фильм режиссёра Алена Жобера из серии "Палитры".





Палитры. Латур - Оборотная сторона карт. Шулер с бубновым тузом (1989)





Tags: Франция, живопись, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments