
Габриэль Минтер - Человек за столом (Кандинский) - 1911
"...Мысль о беспредметном искусстве витала в воздухе и была отражена в творчестве Василия Кандинского. Однажды вечером в сумерках он увидел потрясающее полотно, прислоненное к стене мастерской. Художник был поражен сочетанием красок и с удивлением понял, что это его работа, стоящая в перевернутом виде. В тот момент его осенило - важно не то, что изображено на картине, а то какие мысли и эмоции она вызывает у зрителя..."
Габриэль Мюнтер заинтересовалась подстекольной росписью и стала брать уроки у местного мастера Генриха Рамбольда. Вслед за ней этой техникой увлекся и Кандинский, и их общие друзья - Франц Марк и Август Маке.

Василий Кандинский - Мурнау Габриэль Мюнтер рисует - 1909
Именно в Мурнау Кандинский и его друзья-художники прошли путь от экспрессионизма к абстрактной живописи. Год от года художник все дальше уходил от реальной картины мира, превращая её в яркие цветовые пятна и линии. И Габриэль от него не отставала, совершенствуя свой собственный стиль, пребывая в тени своего возлюбленного, но сохраняя яркую индивидуальность экспрессивного жанра.

Василий Кандинский - Улица Бурграбенштрассе в Мурнау - 1908

Василий Кандинский - Мурнау Кохльгруберштрассе - 1908

Василий Кандинский - Мурнау Пейзаж с башней - 1908

Василий Кандинский - зелёная улица в Мурнау - 1909

Василий Кандинский - мурнау Летний пейзаж - 1909

Василий Кандинский - Пейзаж с зелёным домом - 1909

Габриэль Мюнтер - Мурнау - 1908

Габриэль Мюнтер - Улица в Мурнау - 1908

Габриэль Мюнтер - Марианна Верёвкина и Алексей Явленский - 1909

Габриэль Мюнтер - Портрет молодой женщины - 1909

Габриэль Мюнтер - Вечер - 1909

Габриэль Мюнтер - Домик в лесу - 1909
Не одним лишь огородом был увлечен Кандинский: он готовил свой знаменитый философский трактат "О духовном в искусстве". Книга вышла в свет в 1911 году на немецком языке и имела большой успех - за год ее издали три раза.
"В нашей душе имеется трещина, и душа, если удается ее затронуть, звучит, как надтреснутая драгоценная ваза, найденная в глубине земли" - писал в своем трактате Кандинский.
Так же - остро и трепетно - звучала душа Габриэль, не просто любившей, а поглощенной Кандинским, его личностью, его творческими исканиями. На глазах Габриэль фейерверки и фонтаны идей Кандинского находили свое воплощение на его полотнах - от предметного к абстракции, от пейзажей и фигуративности - к композициям, импровизациям и впечатлениям, музыке линий и цвета.


В октябре 1910 года Кандинский приехал в Россию - приехал один. И здесь ему сопутствовал оглушительный успех. Его книгу хвалили, Бурлюки звали остаться на родине, о выставках "Бубнового валета", в которых он принимал участие, писали во всех газетах. Кандинский вернулся в Мурнау окрыленный, и Новый год встретил в кругу друзей, вместе с Габриэль. Но согласие между неофициальными супругами продолжалось недолго: летом 1911 года они разъехались. Кандинский с единомышленниками окунулся в работу над будущим альманахом "Синий всадник": жаркие споры, грандиозные планы, воодушевленная работа всех участников объединения открывали художникам новые горизонты. Он официально наконец-то развелся со своей женой Анной, но делать предложение Габриэль не спешил.

Габриэль Мюнтер - Автопортрет перед мольбертом - 1909
В декабре 1911 года Кандинский и некоторые его друзья покидают "Новое художественное объединение" и за несколько недель организовывают собственное объединение, устраивают выставку.

Габриэль Мюнтер - Кандинский и Эрма Босси за столом в Мурнау - 1912
"Название "Синий всадник" мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк - лошадей, я - всадников. И название пришло само", - вспоминал Кандинский.
Несмотря на то, что в объединение вошло девять художников, Кандинский считал: "Синий всадник - это мы двое". И вторым был именно Франц Марк. Не Габриэль Мюнтер.

Слева направо: Мария Марк, Франц Марк, Бернхард Келер-старший, Василий Кандинский (сидит), Генрих Кампендонк, Томас фон Хартманн. Фото: Фонд Габриэль Мюнтер и Йоханнеса Эйхнера

Тут фотоаппарат взял Василий Кандинский, а Габриэль Мюнтер встала в кадр слева. Композиция у Габриэль (фото слева), пожалуй, получше.
На этих фотографиях члены группы "Синий всадник" на балконе квартиры Кандинского по адресу: ул. Айнмиллерштрассе, 36, Мюнхен, 1911/12.
Осенью 1912 года художник снова едет в Россию, в отношениях пары - надлом: Габриэль уже не надеется на счастливый брак со своим учителем и кумиром.

Василий Кандинский - Композиция - 1913
Первая мировая война вынудила Кандинского перебраться в Швейцарию. Несмотря на то, что он считал себя наполовину немцем, германское подданство он так и не принял. Вместе с ним поехала Габриэль, а также бывшая жена Анна, вскоре приехали друзья - Верёвкина и Явленский. Утвердившись в мысли, что война затягивается, Василий Кандинский принимает решение ехать в Москву. Он разрывает близкие отношения с Эллой, которая некоторое время спустя возвращается в Мюнхен. В их письмах сквозит печаль; Кандинский брака не обещает, Мюнтер все еще надеется узаконить многолетние отношения. «
"Ты изменился. Ты прекрасно знаешь, что обещал в 1903 году. Надо отвечать за свои слова!" - пишет она на полях очередного письма от Кандинского. А в его письме - "Я тебя все время вводил в заблуждение лишь потому, что сам насчет себя заблуждался"...

Габриэль Мюнтер - Интерьер с рождественской елкой - начало XX века
В 1915 году, надеясь встретиться с Василием, Мюнтер приезжает в Стокгольм. После нескольких отсрочек приезжает и Кандинский. Он работает у Эллы в ателье, много и усердно пишет, а она помогает ему продавать работы.

Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер в Стокгольме - Зима 1916
В феврале 1916 года открылась персональная выставка Кандинского, а в марте прошла выставка Мюнтер - и очень успешно.

Габриэль Мюнтер - Майский вечер в Стокгольме - 1916

Габриэль Мюнтер - Стокгольмский пейзаж - 1916

Габриэль Мюнтер - В Стокгольме - 1916
Кандинский уехал из Стокгольма 16 марта 1916 года. Были слова любви, были обещания свадьбы... Позже были письма. Но Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер больше никогда не встречались.
9 декабря 1916 года Кандинский писал Габриэль:
"Я почувствовал внезапно, что моя давняя мечта приближается к реальности. Ты знаешь, что я мечтал написать большую картину, смыслом которой должны были стать радость, счастье жизни или Вселенной. Я вдруг почувствовал гармонию цветов и форм, принадлежащих этому миру радости".
Так рождалась идея, которую художник воплотил в картине "Москва. Красная площадь" (1916). Внешняя и внутренняя Москва стала для Кандинского новым живописным камертоном.

Василий Кандинский - Москва Красная площадь - 1916
Здесь, в Москве, он встретил новую любовь - Нину Андреевскую, которая была моложе его на двадцать семь лет.

Василий Кандинский и Нина Андреевская - 1916-1920
Вдохновленный их первым разговором по телефону, художник выплеснул свои чувства на холст - картина "Незнакомому голосу" появилась летом 1916 года. А уже 11 февраля 1917 года Нина Андреевская стала женой Василия Кандинского.

Василий Кандинский - Незнакомому голосу - 1916
Общение с Габриэль прервалось. Октябрьская революция только углубила разрыв между художниками, внеся хаос в тысячи судеб. Габриэль Мюнтер в 1917 году переехала в Копенгаген. Она разыскивала Кандинского, писала запросы в разнообразные российские инстанции, но все было безрезультатно. Габриэль глубоко страдала, она не могла рисовать и взяла в руки кисти только через десять лет... В 1920 году она вернулась в свой дом в Мурнау, а год спустя узнала, что ее возлюбленный жив, здоров и женат. Он уже успел потерять сына Всеволода. И требует, чтобы она вернула его вещи и картины, оставшиеся в Мурнау.

Габриэль Мюнтер - завтрак с птицами - 1934
Требования были переданы через адвоката: Кандинский не решился встретиться с бывшей любовницей, хотя к тому времени приехал в Германию преподавать в Баухаузе. Он предпринимал все усилия для того, чтобы их и Габриэль пути больше не пересекались, и никогда не приезжал ни в Мюнхен, ни в Мурнау. Габриэль была сражена: она выплеснула свои чувства в письме Кандинскому - целых 40 страниц упреков и сожалений. Далее было многолетнее общение через адвокатов, и лишь в 1926 году Габриэль отправила своему бывшему спутнику жизни 26 ящиков с его вещами и картинами.

Открытие нового Баухауса. Слава направо: Василий Кандинский, Нина Кандинская, Георг Мухе, Пауль Клее, Вальтер Гропиус
Фото: Walter Obschonka - 1926
Решение Габриэль принять от Кандинского компенсацию в виде части его работ (по другой версии - она отказалась отдать работы Кандинского, оставив их себе в качестве моральной компенсации), в конце концов, сослужило человечеству хорошую службу.
Габриэль Мюнтер хранила работы своего учителя и возлюбленного, с риском для собственной жизни спасала их от нацистов в подвале своего дома. А в 1957 году, на склоне лет, безвозмездно передала картины Василия Кандинского и свой личный архив в дар мюнхенской Городской галерее.

Габриэль Мюнтер в возрасте 80 лет - Мурнау - 1957

Василий Кандинский - Импровизация Мечтательный - 1913

Василий Кандинский - Церковь Святой Урсулы в Мюнхене - 1908

Василий Кандинский - Восход луны - 1903

Василий Кандинский - Романтический пейзаж - 1911
Девяносто живописных работ маслом, более трехсот акварельных и графических работ, офорты и литографии - наследие Василия Кандинского сегодня можно увидеть в музее Ленбаххаус. Здесь же хранится более двух тысяч фотографий, сделанных Габриэль за годы их совместной жизни с Кандинским.
Габриэль Мюнтер до конца своих дней прожила в Мурнау. Она умерла в 1962 году. Дом, в котором они с Василием Кандинским прожили пять лет, нынче именуется Мюнтерхаус, а местные жители по-прежнему называют его "Русский дом".
Двенадцать лет из жизни Василия Кандинского и Габриэль Мюнтер (вторая часть)
Community Info