
Она родилась в 1635-ом году в крепости Ниор (графство Пуату), где её родители отбывали ссылку. Несколько лет прожила на острове Мартиника, куда после Ниора отправились её родители. Она рано осталась без отца, а в четырнадцать лет потеряла и мать.
Детство её прошло в бедности - она вынуждена была скитаться по семьям родственников, которые тяготились ею. Но, пройдя через многие испытания судьбы, благодаря природному уму и острословию, она со временем смогла попасть в высшее общество.
В 48 лет она стала законной супругой короля Франции Людовика XIV, которого была старше на три года и с которым прожила 32 года до самой его смерти. Хоть брак этот был морганатическим, то есть таким, который не давал прав на престол, всё же это было не положение любовницы, пусть и объявленной официальной фавориткой, - был такой титул при французском дворе.
Говорят, Людовик XIV, умирая, сказал ей: "При предстоящей нашей разлуке меня утешает мысль, что она не будет продолжительна и мы скоро свидимся", на что она ответила: "Очень любезное утешение! Эгоистом жил, эгоистом и умирает".
Да, за словом в карман она не лезла.)))
Пьер Миньяр (1612-1695)
Портрет Франсуазы д’Обинье, маркизы де Ментенон


Путь короля (1996) - художественный фильм производства Франции
Режиссёр - Нина Компанеец
В роли Франсуазы д'Обинье - Доминик Блан
В роли Людовика XIV - Дидье Сандр
Историческая драма по роману Франсуазы Шандернагор "Королевская аллея: воспоминания Франсуазы д'Обинье, маркизы де Ментенон, супруги короля Франции".
Фильм вполне заслуживает внимания.



Героиня фильма получилась этаким стойким оловянным солдатиком, напоминающим этого сказочного персонажа не только стойкостью, но и фатализмом. Если учесть, что в реальности король обратил своё внимание на эту женщину, которая не блистала ни знатностью происхождения, ни даже молодостью и красотой, в то время, когда любая самая знатная красавица, наделённая всеми преимуществами молодости, была готова на всё, лишь бы стать любовницей короля, нужно понимать, что и сама мадам де Ментенон не была пассивной игрушкой судьбы. Безусловно, короля покорили не столько её добродетели, сколько, в первую очередь, то, что называется обаянием личности. А это ещё следует уметь продемонстрировать, что далеко не каждому дано, ибо для этого нужно обладать поистине артистической натурой, кроме того, для этого необходимо приложить немало усилий. Уверена, что без интриг и манипуляций в отношениях с королём и его фаворитками со стороны мадам де Ментенон дело тоже не обошлось, не будь я женщиной.)))
Портрет Франсуазы д’Обинье
кисти маркиза де Вилларсо

Портрет Франсуазы д’Обинье в интерьере замка Вилларсо
Достаточно взглянуть на портрет обнажённой Франсуазы д'Обинье, чтобы понять, что не такой уж набожной была она в молодости. Из этого можно предположить, что её благочестие в более зрелые годы это умелая игра на контрастах с распущенностью нравов королевского двора. А что, если нельзя выделиться молодостью и знатностью, можно обратить на себя внимание незаурядным умом, сдержанностью и религиозностью. Чем не манипуляция? И ведь сработало! К этому можно ещё добавить и кулинарные изыски мадам де Ментенон. Она потчевала короля нежнейшими бараньими котлетами, приготовленными по собственному рецепту, которые стали называть котлетами а-ля Ментенон. У бедного Людовика, по свидетельству его лекарей, к сорока годам почти не осталось зубов, поэтому есть он мог только то, что не нужно было разжёвывать. Тут и котлетки пригодились. Ведь тот факт, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок, пока ещё никто не опровергал.)))
Немаловажным в отношении короля к этой женщине было и то, что мадам де Ментенон, воспитывавшая его детей от мадам де Монтеспан, по-настоящему любила их и относилась к ним лучше, чем родная мать. И дети ей платили тем же, даже став взрослыми. Особенно старший из них - Луи-Огюст де Бурбон, герцог Мэнский.



Вот что является безусловным историческим фактом, так это то, что во второй половине жизни под влиянием жены - мадам де Ментенон, Людовик XIV постепенно отошёл от всех светских развлечений и находил отдых, как и его отец Людовик XIII, исключительно в охоте.

Гобелен "Охота", Франция, XVII век
Жан Батист Люлли - Соната для гобоя и клавесина До-мажор
Community Info