Двенадцать лет из жизни Василия Кандинского и Габриэль Мюнтер (первая часть)

Василий Кандинский - Красочная жизнь - 1907
Василий Васильевич Кандинский (1866, Москва - 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) - русский художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма. Один из основателей группы "Синий всадник".

Василий Кандинский - автопортрет
Василий Кандинский официально был женат дважды. Но была в его жизни еще одна женщина, на глазах которой рождался творческий гений основателя абстракционизма. Габриэль Мюнтер, молодая немецкая художница, стала для Кандинского спутницей и единомышленницей на долгие двенадцать лет.

Габриэль Мюнтер - Автопортрет - 1908
Габриэла Мюнтер (Gabriele Münter), (1877, Берлин - 1962, Мурнау-ам-Штаффельзее), - немецкая художница и график, представительница экспрессионизма.
Её собственный талант раскрылся, не оставшись в тени блистательного соратника. И даже утратив творческую искру на долгие десять лет после ухода учителя, кумира, несостоявшегося мужа, Габриэль Мюнтер с риском для жизни спасла внушительную часть его творческого наследия.

Василий Кандинский - Кохель Габриэль Мюнтер - 1902
Импозантный и безукоризненно одетый, в пенсне, высоко державший голову и имевший вид авторитетного человека - таким Кандинский переступил порог школы живописи Антона Ашбе, оставив позади карьеру юриста. Ему было тридцать лет. После двух лет, проведенных в школе Ашбе - увы, без особых успехов - Кандинский со второй попытки поступил в Мюнхенскую академию художеств, где его учителем стал Франц фон Штук, "первый рисовальщик Германии". В то время Василий практически не пользовался кистями, предпочитая им мастихин и осваивая яркие краски - а Штук заставил его рисовать только в черно-белой гамме. Кандинский осваивал рисунок, жадно впитывал новые впечатления, путешествовал. Франция, Италия, Северная Африка... Часы, проведенные им в изучении юриспруденции, "бледнели при первом соприкосновении с искусством, которое только одно выводило ... за пределы времени и пространства".

Николай Зедделер, Дмитрий Кардовский и Василий Кандинский в школе Антона Ашбе - Мюнхен - 1897
"Вплоть до тридцатого года своей жизни я мечтал стать живописцем, потому что любил живопись больше всего, и бороться с этим стремлением было нелегко... В возрасте тридцати лет мне явилась мысль - теперь или никогда".
Василий Кандинский
В мае 1901 года Кандинский вместе с Рольфом Ницки, Вальдемаром Хеккелем и Вильгельмом Хюсгеном создали художественно-творческое объединение "Фаланга", призванное объединить художников, ищущих новые пути в искусстве. Одновременно открывается школа, в которой преподавали многие участники "Фаланги". Именно в эту школу и поступила Габриэль Мюнтер, желая получить художественное образование, которое в начале ХХ века было практически недоступно женщинам. В "Фалангу" женщин принимали, и она записалась на два класса - скульптурный к Вильгельму Хюсгену, и живописный - к Василию Кандинскому. Что было для него важнее - женские чары или же талант, пытливый острый ум?

"Для меня было совершенно новым художественным впечатлением то, как Кандинский, принципиально иначе, чем все другие преподаватели, всё подробно и основательно объяснял и воспринимал меня как сознательно устремленного к своим целям человека, способного ставить перед собой собственные задачи".
Габриэль Мюнтер
"Тебя ничему нельзя научить. У тебя все от природы. Единственное, что я могу для тебя сделать, это оберегать и пестовать твой дар, чтобы к нему не пристало ничего неверного".
Василий Кандинский

Василий Кандинский - Кохель. Габриэль Мюнтер - 1902
Летом ученики выезжали на пленэр в уединенные живописные местечки провинциальной Германии. В 1902 году выбор Кандинского пал на небольшой баварский городок Кохель. Лесистые холмы и зеленые луга, горы и тенистые тропинки, мерцающая гладь Кохельского озера = эта живописная местность как нельзя более подходила для этюдов и прогулок на велосипедах.

Василий Кандинский в Кохеле - 1902
Большой поклонник двухколесного коня, дающего свободу перемещения по округе между учениками, работающими на пленэре, Кандинский был только рад кампании, которую составила ему ученица Габриэль Мюнтер, выпускница дюссельдорфской частной художественной школы, недавно вернувшаяся после двух лет путешествий по Соединенным Штатам. Стройная и миловидная, уверенная в себе - но не до полного погружения в идеи феминизма, - Мюнтер еще и разбиралась в последних тенденциях живописи и искусства. Вскоре она стала для Кандинского не только прекрасным остроумным собеседником, но и любимой ученицей, а несколько позже - возлюбленной.

Художественный класс школы "Фаланга" - Кандинский и Мюнтер - с велосипедами. Кохель - 1902
Вот только учитель был женат. Первой супругой Кандинского стала его кузина, которую он знал с самого детства. Анна Чемякина относительно спокойно приняла решение своего мужа променять карьеру адвоката на стремление изучать живопись: семейная жизнь их была обеспечена, а увлечение мужа рисованием вполне могло угаснуть. К моменту встречи Кандинского и Мюнтер их браку с Анной исполнилось десять лет. Жена пожелала приехать к мужу в Кохель, и Кандинский упросил Мюнтер уехать. И она уехала. Но смирилась ли?

Василий Кандинский - Кохель. Аня и Дэйзи - 1902
Между Кандинским и "дорогой Эллой" завязалась переписка.
"Время все расставит по своим местам, - писал Кандинский. - Подожди..."
Прошло совсем немного времени, и художники встретились летом 1903 года на этюдах в городке Кальмюнц. Дружбы не вышло: страсть захватила обоих. Любовный треугольник стал явным, и Габриэль настояла на том, чтобы Василий сообщил Анне о разрыве. Скандала не вышло: жена восприняла новость относительно спокойно.

Габриэль Мюнтер - Кандинский пишущий пейзаж - 1903

Василий Кандинский - Габриэль Мюнтер за рисованием - 1903
Поглощенные друг другом, Василий и Габриэль обручились и отправились путешествовать. Это был новый импульс не только для их отношений, но и для творческих опытов.

Василий Кандинский - Габриэль Мюнтер - 1903
Они побывали в Италии и Голландии, Франции и Тунисе, сводили знакомство со многими знаменитостями из мира искусства. Страны и люди проносились мимо, словно картинки волшебного фонаря... Однако Мюнтер в своих воспоминаниях позже писала: "Жизнь была слишком нестабильной, чтобы чувствовать удовлетворение".

Габриэль Мюнтер - Аллея в парке Сент-Кдауд - 1906

Василий Кандинский - Солнце Роттердама - 1906

Габриэль Мюнтер - Мечеть в Тунисе - 1905

Василий Кандинский - Всадник в парке Сен-Клу - 1906

Габриэль Мюнтер - Пейзаж в Рапалло - 1906

Василий Кандинский - Санта-Маргарита - 1906
Кандинский время от времени встречался с Анной в Мюнхене и требовал, чтобы на это время Габриэль оставляла свою студию в Швабинге и уезжала из города. Мюнтер отправлялась в Бонн или Берлин, где жили ее брат и сестра. Визиты эти были затяжными и безрадостными - Кандинский не спешил оформлять законные отношения с Габриэль, что для чопорных немцев было неслыханным вызовом общественному мнению. Семья пыталась отговорить Габриэль от продолжения отношений с художником, та сопротивлялась... Несколько лет Кандинский разрывался между Анной и Габриэль; в Германии он и Элла по-прежнему жили врозь, обретая свободу и счастье только в путешествиях за границу.

Кандинский в Дрездене - 1905

Габриэль Мюнтер в Дрездене - 1905
Пара часто фотографировала друг друга в одних и тех же "декорациях"

Василий Кандинский - Портрет Габриэль Мюнтер - 1905
Швейцарский тур пешком и на велосипедах, потом Брюссель, Милан... Зиму 1906 года они провели на итальянском курорте Раппало, а весной прибыли в Париж. Часто в гостиницах им отказывали предоставлять общий номер - это нервировало обоих, Габриэль чувствовала себя униженной.

Василий Кандинский - Лодки. Рапалло - 1905
Габриэль Париж увлек и захватил: она сняла жилье в пригороде, оплатив его на год вперед и начала активно работать, одновременно помогая Кандинскому в подготовке персональной выставки. Новый дом, новая жизнь... Но на сердце у обоих было неспокойно. Кандинский чувствовал, что парижская атмосфера, в которой царил дух импрессионизма, чужда его мыслям и устремлениям. Он решил уехать, звал с собой Эллу и был ужасно огорчен ее отказом. Мюнтер же предпочла переехать непосредственно в Париж. Там она стала посещать курсы рисования Теофила Штайнлена, несколько позже увлеклась линогравюрой. Здесь начал рождаться ее фирменный "контурный" стиль.

Габриэль Мюнтер - Портрет Василия Кандинского - 1906
Габриэль была очень одаренным художником-графиком, способным перевести свои визуальные идеи в четкую линию. Ее способность воспринимать мир в простых, контурных структурах весьма гармонировала с революционными инновациями современного искусства в начале ХХ века, сделала Мюнтер одним из выдающихся художников классического модернизма. Ее пейзажи, наполненные тонким колористическим рисунком, были написаны раньше, нежели знаменитые виды Мурнау, созданные Кандинским. При всей любви и уважении к Кандинскому, в своем творчестве Габриэле шла собственным путем. А ее учитель кое-чему учился у своей замечательной ученицы.

Габриэль Мюнтер - Кандинский играет на фисгармонии - 1907
"Когда я начинаю рисовать, это напоминает внезапный прыжок в глубокие воды, и я никогда не знаю заранее, смогу ли плавать. И это именно Кандинский научил меня технике плавания. Я имею в виду, что он научил меня работать достаточно быстро и уверенно, чтобы достичь такой стремительной и спонтанной фиксации моментов жизни".
Из дневников Габриэль Мюнтер
После очередного продолжительного турне по Европе Кандинский и Мюнтер в 1908 году вернулись в Мюнхен. Здесь они сняли квартиру в богемном районе Швабинг. А летом вместе с художниками Марианной Верёвкиной и Алексеем Явленским побывали в Мурнау - городке, расположенном в 50 километрах от Мюнхена, в предгорьях Альп - и влюбились в местные пейзажи. Для Кандинского это был период начала расцвета абстракционизма, новых теорий в искусстве. Он сотоварищи организовал "Новое художественное объединение, Мюнхен" (Neuen Künstlervereinigung München), куда вошли Мюнтер, Верёвкина, Явленский, художники Адольф Эрбслё, Александр Канольдт, Пауль Баум, Моисей Коган, Владимир Бехтеев, историки искусства Генрих Шнабель и Оскар Витгенштейн. Вот это было "его", это был прорыв, общество единомышленников. Кандинский активно и плодотворно работал, занимался организационной и выставочной деятельностью. Несмотря на то, что развод он так и не оформил, творческие достижения обоих художников вдохнули новую жизнь в их семейный союз. Тем не менее Габриэль чувствовала, что ее используют, томилась своим положением непризнанной жены, но особого выхода не видела - она все еще находилась под влиянием очарования Кандинского, его кипучего таланта, новых идей.

Василий Кандинский - Вид Мурнау - Эскиз к картине "Пейзаж с зелёным домом" - 1908
В августе 1909 года Гариэль купила в Мурнау небольшой дом. С одной стороны - убежище, в котором можно было не думать об очередном визите к брату, ибо можно себе представить тот уровень гнетущего осуждения, который испытывала Габриэль Мюнтер, открыто живущая с Кандинским. С другой - еще одна попытка побудить Кандинского официально устроить их совместную жизнь.

Дом Габриэль Мюнтер в Мурнау был полностью восстановлен в 1998-99 годах, сейчас там работает музей.

Габриэль Мюнтер - "Русский дом" в Мурнау - 1931

Василий Кандинский - Пейзаж с радугой в Мурнау - 1909
Она не могла не думать о сложившейся ситуации даже будучи увлеченной обустройством совместного быта. Превращая пространство дома в свое собственное, пара набросилась на мебель и стены с кистями и красками, разрисовывая их - оба увлеклись народными мотивами.

Габриэль Мюнтер - Интерьер - 1909







Фотографии из дома-музея Габриэль Мюнтер в Мурнау
"К. разрисовал мой шкаф особым образом - мило и забавно. Через среднее отделение проносится синий всадник, а за ним - темная всадница. Он повернулся и машет ей рукой, а она скачет изо всех сил: иногда эта шутка раздражала меня, потому что была абсолютной неправдой - он ни разу не обернулся и никогда так и не сказал: "Пойдем со мной!".
Из дневников Габриэль Мюнтер

Габриэль Мюнтер в Мурнау
Габриэль в национальном баварском костюме-дриндле

Василий Кандинский в Мурнау

Кандинский в Мурнау
Фото: Габриэль Мюнтер, 1909
К дому прилагался сад, Кандинский и Мюнтер пололи сорняки и копали грядки, сажали овощи и лакомились ягодами, выращенными собственными руками.
Кандинский писал в дневнике:
"Сегодня в четыре приехал с большим количеством багажа. Было очень жарко. Сразу пошёл в сад и съел несколько клубничин. Потом выпил чаю. ... Потом снова в сад. Вот как там обстоят дела. Не украдено ни одной ягоды (т.е. ни одной смородины и пр.) Клубничные кусты будто обрызганы большими каплями крови... Крыжовник слабый - маленький и совсем мало. Смородины много и хорошей. Малина только появляется, но ее не так мало, как мы думали: несколько фунтов выйдет точно. Картошка хорошая и большая (20-25 см). Огурцы - третий лист, здоровые... Полил сад..."
(30.06.1911)
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ
Двенадцать лет из жизни Василия Кандинского и Габриэль Мюнтер (первая часть)
