koshkin_ogorod (koshkin_ogorod) wrote in lovers_of_art,
koshkin_ogorod
koshkin_ogorod
lovers_of_art

Category:

Александра Экстер - амазонка русского авангарда

1.jpg

Александра Экстер - Автопортрет


Александра Александровна Экстер (в девичестве Григорович), (1882, Белосток - 1949, Фонтене-о-Роз), - российская и французская художница-авангардистка (кубофутуризм, супрематизм), график, художница театра и кино, дизайнер. Представительница русского авангарда, одна из основоположниц стиля ар-деко.


"Художники-киевляне прежде всего не художники, а какие-то без всякого вкуса люди, для которых, судя по их произведениям, рисунки на конфетных коробках представляют недосягаемый идеал", - эти слова написала Александра Экстер, посетив одну из городских художественных выставок в 1912 году.
Увы, в то время Киев не был средоточием художественной мысли, и авангардные вернисажи на берегах Днепра были скорее скандалом, чем нормой художественной жизни. Однако революционный вихрь взбудоражил умы и вдохновил немало творческих натур, а ветер перемен разнес их затем по всему миру. Одной из таких ярких фигур киевской художественной сцены была Александра Экстер, которую поэт Бенедикт Лившиц назвал "амазонкой и скифской наездницей".
Нигде, кроме России, авангард не выдвинул женщин-художниц столь выдающегося масштаба. Например, в том же итальянском футуризме и других прогрессивных художественных течениях европейского искусства ХХ века, вообще не оказалось ни одной дамы, чье творчество требовало бы подробного изучения.

Александра родилась в Белостоке (сейчас - территория Польши) 6 (18 января) 1882 года в семье акцизного чиновника Александра Григоровича. Переехав в Киев и закончив частную гимназию, увлеченная рисованием Ася поступила в Киевское художественное училище Николая Мурашко, где училась вместе с Аристархом Лентуловым, Александром Архипенко, Абрамом Маневичем и другими. В начале ХХ века художники, даже небогатые, много путешествовали, изучали музейные коллекции, знакомились со своими сверстниками в других странах. Ася тоже вскоре отправилась в столицу Франции и довольно быстро оказалась в самом эпицентре художественной жизни Парижа, где, наконец, после замужества за своим кузеном, преуспевающим адвокатом Николаем Экстером, у нее появилась собственная мастерская. Надо признать, пара вообще жила не бедно, и ничто не мешало Асе серьезно и настойчиво заниматься искусством, пройдя в поисках собственного стиля практически все направления искусства конца XIX-начала ХХ века. Детей у супругов не было, и "свободная художница" полностью отдавалась творчеству, участвуя в многочисленных вернисажах.



2.jpg


3.jpg



Каждый раз, возвращаясь из поездок по Европе в свой дом по ул. Фундуклеевской, 27 (ныне ул. Богдана Хмельницкого), а затем на Круглоуниверситетскую, № 6 (увы, но на этих зданиях нет никаких памяток об этом), Александра Александровна привозила свежие новости с парижских выставок и мастерских: ведь она дружила с Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Гийомом Аполлинером. С парижской богемой и российскими футуристами ее связывала не только личная дружба, но и совместные художественные проекты (выставка "Звено" в Киеве в 1908 году). Она также принимала активное участие в экспозициях "Бубнового валета", "Трамвай B" и других исторически значимых культурных проектах русского авангарда.

В 1915 году, когда Малевич писал свои первые супрематические картины, он никого не пускал в мастерскую, потому что боялся, что об этом станет известно раньше времени. А он хотел доказать, что открыл совершенно новое искусство. И только одному человеку было позволено приходить к художнику - Александре Экстер.
После смерти любимого мужа она навсегда покинула Киев и отправилась в Москву, работать с Камерным театром Александра Таирова.

В 1917-м оформленная ею "Саломея" Оскара Уайльда стала сенсацией в Белокаменной, а Экстер прославилась как реформатор сценического костюма: ее декорации были исполнены внутреннего ритма, эмоционально подчеркивали игру актёров. Она максимально добивалась "архитектурности" и выразительности форм и остроты рисунка.



6.jpg

Эскиз костюма к "Саломее" Оскара Уайльда



Работа Александры Экстер над костюмами к фильму Якова Протазанова "Аэлита" (1924) была равносильна взрыву бомбы в кинематографе.



7.jpg

Эскиз костюма для фильма "Аэлита"


9.jpg


8.jpg

Кадры из фильма "Аэлита"



Кстати, была успешной и работа Александры Экстер в разработке дизайна модной одежды. Так что, возможно, в феномене «парижской моды» есть вклад и нашей бывшей соотечественницы.



10.jpg



Любопытно, что, уезжая из Киева, а потом из Москвы, Ася не забывала забрать дорогие для нее предметы быта, произведения друзей, рисунки и вышивки народных художников, которыми она увлекалась. Ее горничная Аннушка, прожившая у Экстеров всю жизнь, умудрилась вывезти во Францию горшочки и мисочки, в которых подавала еврейские и украинские блюда, пользовавшиеся у парижских знакомых Аси большим успехом.

Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году. Несмотря на стесненные финансовые обстоятельства, последние месяцы жизни она неустанно реставрировала свои работы и запаковывала в ящики для отправки за океан - в Нью-Йорк, поскольку у нее не было наследников. Она, как и многие ее коллеги - художники-эмигранты, - исчезла с отечественного культурного горизонта на долгие годы. В России первая монографическая выставка Экстер была организована московским Театральным музеем имени Бахрушина только в 1987 году.



12.jpg


13.jpg


14.jpg


15.jpg


11.jpg



В последнее время интерес к работам мастеров русского авангарда значительно возрос. Работы Экстер частенько появляются на аукционах, однако, желающим их приобрести следует быть внимательными, поскольку ее произведения, также как и других мастеров русского авангарда, входят в "группу риска" по подделкам. В 2009 году французская полиция даже опечатала выставку Александры Экстер, проходившую в замке города Тура. Это и другие похожие события болезненно отразились на рынке русских имен.



16.jpg

Венеция



Тем не менее, рекордом стали торги Sotheby’s 1 декабря 2009 года. В тот день "Венеция" Александры Экстер принесла 1,05 миллиона долларов и стала самым дорогим произведением художницы.



Александра Экстер - амазонка русского авангарда



Tags: Россия, Франция, авангард, живопись, художники
Subscribe

  • Полосатая земля в авоське

    3 августа — день арбузов и .... арбузных городов Москва завалена арбузами. Пахнуло волей без границ. И веет силой необузданной От возбуждённых…

  • Разлучный август

    Серый, украдкой вздыхая, Август сошёл на поля. Радостно ждёт, отдыхая В пышном уборе, земля. Август суровый и хмурый,…

  • Кофе и всё, всё, всё... - кофейные фотонатюрморты

    Кофе Сергей Городецкий Тебя сбирала девушка нагая По зарослям благоуханной Явы. Как ящерицу, дико обжигая, Ей кожу рыжей сделал луч…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments