burnevil_8 (burnevil_8) wrote in lovers_of_art,
burnevil_8
burnevil_8
lovers_of_art

Category:

История одной картины - "Кандавл, царь Лидии..." Уильяма Этти

Уильям Этти - Кандавл царь Лидии украдкой показывает свою жену Гигу одному из своих слуг когда она ложится в кровать - 1830.JPG

Уильям Этти - Кандавл, царь Лидии, украдкой показывает свою жену Гигу, одному из своих слуг, когда она ложится в постель - 1830


Уильям Этти (William Etty), (1787, Йорк — 13 ноября 1849, Йорк), - английский живописец. Известен как выдающийся колорист. Главной темой его творчества стала обнажённая женская натура.


Основой для сюжета картины послужила сцена из произведения Геродота "История", в которой Кандавл, царь Лидии, считавший свою жену Нису самой красивой женщиной, приглашает своего любимого телохранителя Гига спрятаться в своей спальне и посмотреть, как его жена будет раздеваться, чтобы показать ему её красоту. Гиг неохотно спрятался за дверью и наблюдал за Нисой. После этого он быстро выскользнул из комнаты, что было замечено Нисой, однако мужу она об этом ничего не сказала.

На следующий день Ниса призвала к себе Гига и осудила его за нарушение обычаев. Выбор у Гига был невелик: либо убить Кандавла, либо самому быть казнённым. Естественно, что он согласился убить своего хозяина. На следующий вечер Гиг спрятался за той же дверью, за которой наблюдал за раздевавшейся Нисой, и убил Кандавла, пока тот спал, после чего женился на его вдове и стал царём Лидии. Он стал основателем династии Мермнадов и правил Лидией тридцать восемь лет.

На картине показан тот момент, когда Ниса, не зная, что за ней наблюдает ещё кто-то, кроме её мужа, снимает с себя последние одежды.


Уильям Этти сначала поступил в ученики к печатнику в Халле, а по завершении семилетнего обучения переехал в Лондон, намереваясь стать художником. Он находился под сильным влиянием работ Тициана и Рубенса. Сначала Уильяма Этти подстерегали неудачи на тернистом пути художника: все его работы, представленные членам Королевской академии художеств и Британского института, были либо отвергнуты, либо не удостоены должного внимания во время выставок. Только в 1821 году Королевская академия приняла и выставила одну из его работ - "Торжество Клеопатры" (The Triumph of Cleopatra), или "Прибытие Клеопатры в Киликию" (The Arrival of Cleopatra in Cilicia). Картина была очень хорошо принята, и многие из коллег-художников Этти восхищались его мастерством. В 1828 году он был избран королевским академиком.



Уильям Этти - Прибытие Клеопатры в Киликию - 1821.jpg

Уильям Этти - Прибытие Клеопатры в Киликию - 1821



После успеха "Клеопатры", в течение следующего десятилетия Этти пытался повторить свой успех, работая в жанре ню с опорой на библейские, мифологические или литературные сюжеты. С 1820 по 1829 год он создал пятнадцать картин, из них четырнадцать с обнажённой натурой. В то время как некоторые картины зарубежных художников этого жанра находились в английских частных коллекциях, в самой Англии не сложилось традиции живописи обнажённой натуры, а выставка картин жанра ню и их распространение были запрещены в 1787 году Прокламацией для противодействия пороку. Этти стал первым британским художником, специализировавшемся на изображении обнажённой натуры, и реакция низших классов на его картины вызывала озабоченность общественности на протяжении всего XIX века. Хотя его картины с обнажёнными мужчинами, как правило, хорошо принимались, благодаря сюжетам с мифологическими героями и классической борьбой, которые в Англии считались приемлемыми, многие критики осуждали Этти за неоднократные изображения женской наготы, называя их "неприличными".


Создавая своё полотно "Уильям Этти - Кандавл, царь Лидии, украдкой показывает свою жену Гигу, одному из своих слуг, когда она ложится в постель", Уильям Этти надеялся, что зрители вынесут из сюжета его картины моральный урок, заключающийся в том, что женщины не являются имуществом, и что те, кто нарушает их права, будут справедливо наказаны.

Но картина сразу же была осуждена прессой как циничная комбинация порнографического изображения с насильственным и неприятным сюжетом, и почти единодушное мнение общественности заключалось в том, что работа не подходит для публичной выставки. В "Literary Gazette" картина была названа идущей "против порядочности и хорошего вкуса", а Этти обвинялся в том, что следует тенденции "унижения чувственности", которую можно было бы ожидать от иностранца, а не от "чистой" английской школы живописи. Была раскритикована и сама тема картины, так как, "в качестве академического исследования, центральная фигура в этой группе может быть допустима, но, в связи с позорной историей, она заслуживает хорошего порицания".

В одном из самых влиятельных женских журналов Великобритании того времени, "La Belle Assemblée", высоко оценили другие работы Этти на летней выставке, но отказались выразить мнение по поводу картины с Кандавлом, отметив, что "... для нас эта тема настолько оскорбительна, что мы не можем это передать". Даже британский искусствовед Александр Гилкрист, бывший одним из главных сторонников Этти, в его биографии 1855 года отозвался о картине как о "почти единственном случае среди работ Этти, с бесспорно неприятной, если не сказать неприемлемой, темой".


Нужно сказать, что эта тема и раньше, и позже присутствовала в картинах художников. Правда, эти художники не были англичанами.



Якоб Йорданс - Царь Лидии Кандавл показывает свою жену Гигу - 1646.jpg

Якоб Йорданс - Царь Лидии Кандавл показывает свою жену Гигу - 1646



Жан-Леон Жером - Царь Кандавл - 1859.jpg

Жан-Леон Жером - Царь Кандавл - 1859



Несмотря на враждебность, с которой картину Уильяма Этти встретили критики, вскоре она была куплена неким Робертом Верноном, сделавшим состояние на продаже лошадей Британской армии и использовавшему вырученные деньги на приобретение произведений искусства. В 1847 году он подарил свою коллекцию нации, и картина с Кандавлом стала источником смущения уже для правительства.
В 1929 году работа была помещена в недавно расширенную галерею "Тейт" (Tate Britain), где и находится по сей день.

А что же Уильям Этти? Вскоре после обвинения его со стороны прессы в изображении непристойности и отсутствии творческого вкуса, он решил написать картину, укладывающуюся в рамки морали того времени. Результатом стала работа 1832 года "Уничтожение ангелом демонов зла и прерывание оргии порочности и несдержанности" (The Destroying Angel and Daemons of Evil Interrupting the Orgies of the Vicious and Intemperate), которая была воспринята многими как отказ от его ранних, более порнографических произведений.



Уильям Этти - Уничтожение ангелом демонов зла и прерывание оргии порочности и несдержанности - 1832.jpg

Уильям Этти - Уничтожение ангелом демонов зла и прерывание оргии порочности и несдержанности - 1832



Уильям Этти оставался известным художником обнажённой натуры, но с 1832 года предпринимал сознательные усилия для изображения в своих работах уроков нравственности. Несмотря на это, он по-прежнему рассматривался многими как порнограф, что продолжалось долгое время и после его смерти в 1849 году. В конце 1882 года, в статье журнала "Vanity Fair" рецензент отметил, что "... я слишком хорошо знаю, как грубы спутники женщин перед картинами, такими как купальщица Этти. Я видел банды прогуливающихся вокруг рабочих, и я знаю, что их художественный интерес к изучению наготы категорически возмутителен". Под "купальщицей Этти", критик подразумевал картину "Мусидора: купальщица, встревоженная дуновением ветра", которая тоже находится в лондонской галерее "Тейт".



Уильям Этти - Мусидора купальщица встревоженная дуновением ветра - 1846.jpg

Уильям Этти - Мусидора: купальщица, встревоженная дуновением ветра - 1846





Tags: Великобритания, живопись, история, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments