Отец Короля-Солнце Людовика XIV.
Благодаря множеству исторических романов, в первую очередь Александра Дюма-отца, сложился стереотип о сильном главном министре короля - Ришелье и слабовольном короле, однако многочисленные исторические источники свидетельствуют об обратном. Никакого диктата кардинала не было. А отношения короля и его первого министра, хотя и не были гладкими, но, как сказали бы сегодня, были конструктивными.
Людовик XIII был страстным любителем музыки. Он играл на клавесине, виртуозно владел охотничьим рожком, пел партию первого баса в ансамбле, исполняя многоголосные куртуазные песни (airs de cour) и псалмы.
Король с детства учился танцам и в 1610-ом году официально дебютировал в придворном "Балете Дофина". Людовик исполнял в придворных балетах благородные и гротескные роли, а в 1615-ом году в "Балете Мадам" выступил в роли Солнца.
Филипп де Шампень (1602-1674)
Портрет Людовика XIII (1665)
Людовик XIII - автор куртуазных песен и многоголосных псалмов. Его музыка звучала в знаменитом Мерлезонском балете (1635), для которого он сочинил танцы (Simphonies), придумал костюмы, и в котором сам исполнил две небольшие роли: роль торговки приманками - в 3-м акте и роль крестьянина - в 13-м акте.
Мерлезонский балет (Le ballet de la Merlaison) - дословно переводится как "Балет дроздования", то есть "Балет об охоте на дроздов" - балет в шестнадцати актах, сочинённый и поставленный королём Франции Людовиком XIII. Традиция проведения подобных придворных балетов появилась во Франции ещё во время правления Генриха III и переживала расцвет в эпоху Людовика XIII. Эти балеты исполнялись членами королевской семьи, придворными, профессиональными танцорами и были красочными представлениями, часто сочетавшими хореографию, вокальную и инструментальную музыку, поэзию и театр.
Мерлезонский балет, акт I - Пажи
Мерлезонский балет, акт II - Фламандцы
Правда, нам более привычно произношение "Марлезонский балет", которое мы услышали в фильме "Д'Артаньян и три мушкетёра". Благодаря смешному эпизоду фильма, фраза "Вторая часть Марлезонского балета" стала синонимом внезапной неприятности.
Да и собственно музыка этих самых частей балета, как и вся остальная музыка в фильме, принадлежит композитору Максиму Дунаевскому, а никак не Людовику XIII.
Первая и вторая части Марлезонского балета из кинофильма "Д'Артаньян и три мушкетера" (1979)
Режиссёр - Георгий Юнгвальд-Хилькевич
Композитор - Максим Дунаевский
Community Info