
Арнольд Бёклин - Остров мёртвых (третья версия) - 1883
Старая национальная галерея Берлин
Арнольд Бёклин (Arnold Böcklin), (1827, Базель, Швейцария - 1901, Сан-Доменико-ди-Фьезоле, Италия), - швейцарский живописец, график, скульптор. Бёклин один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века и Дюссельдорфской художественной школы. Художник попеременно жил и работал в Швейцарии (Базель) и в Италии.
"Остров мёртвых" (Die Toteninsel) - наиболее известная картина швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина. Всего Бёклин создал пять вариантов картины.
Лодка приближается к небольшому острову, поросшему кипарисами. В лодке двое: гребец и фигура, укутанная в белую ткань. Перед фигурой стоит длинный прямоугольный ящик, похожий на гроб. Интерпретаторы сюжета картины гребца зачастую ассоциируют с Хароном, а водное пространство, которое пересекает лодка, с реками Стикс или Ахерон. Символичен и тот факт, что в Южной Европе кипарисы ассоциируют со смертью и их часто высаживают на кладбищах.
Стикс и Ахерон в древнегреческой мифологии это реки в Аиде (царстве мёртвых).

Арнольд Бёклин - Остров мёртвых (первая версия) - май 1880
Художественный музей Базель
В 1880 году в мастерскую художника Арнольда Бёклина, расположенную во Флоренции возле Английского кладбища, пришла некая дама. Это была тридцатичетырёхлетняя вдова немецкого финансиста Георга фон Берна, которая собиралась выйти замуж во второй раз - за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, "способную выразить её скорбь по умершему мужу". Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию; художник три года перед этим пережил личную трагедию - похоронил свою семимесячную дочь. Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской.
"Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней, и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море, и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом" - написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени.
Вскоре картина была готова. В первоначальной версии в лодке была только таинственная фигура в белом саване. Но заказчицу это не устроило, и Мария Берна попросила внести некоторые изменения, а именно добавить в лодку сидящую на веслах женщину - сюжет просто для Фрейда: вдова изо всех сил работает веслами, дабы в преддверии нового замужества поскорее отвезти бренные останки первого супруга на далекий, заброшенный, фантастический остров.
Надо сказать, что совесть у художника при получении обусловленной платы не была абсолютно чиста - на самом деле он написал две картины. Одну, поменьше, для Марии Берна, а вторую, побольше, для своего мецената и покровителя, Александра Гюнтера. Патрон, правда, тоже ее не получил - Бёклин оставил картину себе. И использовал в виде демонстрационного образца. В итоге "Остров мертвых" стал безумно популярен - художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению писателя Владимира Набокова, можно было найти в каждом берлинском доме.

Арнольд Бёклин - Остров мёртвых (вторая версия) - июнь 1880
Метрополитен-музей Нью-Йорк

Арнольд Бёклин - Остров мёртвых (четвёртая версия)
Уничтожена в Роттердаме во время Второй мировой войны

Арнольд Бёклин - Остров мёртвых (пятая версия)
Музей изобразительных искусств Лейпциг
Кстати, упомянутый уже Зигмунд Фрейд тоже повесил репродукцию этой картины у себя в кабинете. Вообще "Остров мёртвых" многократно упоминается в литературе, под таким название были сняты фильмы, написаны музыкальные произведения. Позже Сальвадор Дали, на которого творчество Бёклина наложило свой отпечаток, написал картину "Истинная картина "Острова мертвых" Арнольда Беклина. Час Ангела".

Сальвадор Дали - Истинная картина "Острова мертвых" Арнольда Бёклина. Час Ангела - 1932
Эту картину ещё называют "Истинное изображение "Острова мёртвых" Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы".
И Россию эта мода не обошла стороной. Поэт Арсений Тарковский, отец кинорежиссёра Андрея Тарковского, упоминает репродукцию картины в перечне безвозвратно ушедших примет дореволюционного времени:
Где "Остров мёртвых" в декадентской раме?
Где плюшевые красные диваны?
Где фотографии мужчин с усами?
Где тростниковые аэропланы?
Картина Бёклина вдохновила Сергея Васильевича Рахманинова на создание грандиозной симфонической поэмы с одноименным названием.
Сергей Рахманинов - симфоническая поэма "Остров мёртвых"
Королевский стокгольмский филармонический оркестр
Дирижёр - Эндрю Дэвис
Community Info