Жан Батист Симеон Шарден - Мыльные пузыри - 1739
Ни одна другая игра не удостаивалась такого количества изображений, как мыльные пузыри! Во-первых, это красиво. А во-вторых, мыльный пузырь стал символом множества понятий, в том числе и взаимоисключающих. В ХVII веке, появляясь на картинах европейских мастеров, он обозначал краткость жизни и внезапность смерти. В культуре хиппи этот радужный, парящий объект был символом мира и гармонии. Мыльные пузыри также ассоциировали с детством, радостью и счастьем.
История мыльных пузырей насчитывает много веков. К сожалению, человечество точно не задокументировало первый запуск хрупкого разноцветного шарика. Зато, как подтверждают археологические раскопки, уже в древнеримской Помпее на стенах изображали людей, выдувающих через соломинки пузыри. "Пузыредувы" столетиями играли так: мыльный раствор - полая трубочка - аккуратное выдувание в нее воздуха - пузырь. Производство специальной жидкости для мыльных пузырей наладили лишь во второй половине ХІХ века в Лондоне. Сейчас многообразие как жидкостей, так и устройств для производства разноцветных шариков велико, но детей по-прежнему увлекает и старинный метод. Так что в любой момент можно воспроизвести сюжет одного из многочисленных полотен, запечатлевших эту забаву.
Рейнир де ла Хэй - Мальчик и мыльные пузыри - 1650-е
Ни одна другая игра не удостаивалась такого количества изображений, как мыльные пузыри! Во-первых, это красиво. А во-вторых, мыльный пузырь стал символом множества понятий, в том числе и взаимоисключающих. В ХVII веке, появляясь на картинах европейских мастеров, он обозначал краткость жизни и внезапность смерти. В культуре хиппи этот радужный, парящий объект был символом мира и гармонии. Мыльные пузыри также ассоциировали с детством, радостью и счастьем.
Пьер Миньяр - Портрет Марии Анны де Бурбон (Мыльные пузыри) - 1674
Ханс Хейердал - Мальчик надувает мыльные пузыри - 1882
Попытка понять, какой из символов лучше подходит мыльным пузырям, возможно, разбудит в ребенке мыслителя. Или же физика, и поиск ответов на вопросы "А можно ли пузырь удержать в руках? а заморозить? почему по мере надувания мыльный пузырь меняет цвет?" подтолкнет будущего ученого к интересным открытиям, как это произошло, например, с Альбертом Эйнштейном. Или с Тимом Кехоэ. Он потратил десять лет своей жизни и 3 000 000 $, чтобы удивить мир мыльными шариками строго определенного цвета (они могут быть полностью фиолетовыми, синими, красными, желтыми, зелеными). Художественный подход! Изобретение стало популярным и затраты удалось отбить с лихвой.
Джон Эверетт Милле - Мир ребенка - (Мыльные пузыри) - 1886
А еще именно с мыльными пузырями связан один из первых споров на тему "Совместимы ли реклама и искусство". В 1886 году английский художник Джон Эверетт Милле закончил картину "Мир ребенка", на которой изобразил своего внука Джеймса, выдувающего мыльные пузыри. Картину купил владелец крупного журнала, а затем перекупил руководитель компании, выпускающей моющие средства. За картину выложили 2200 фунтов (примерно 265 000 $ по современным ценам). Уже через год щедрыми уговорами компания добилась продажи художником авторских прав и тут же налепила на картину свой логотип. Собратья Милле по художественному цеху негодовали.
Возмущались не только художники: писательница Мари Корелли в романе "Скорбь Сатаны" обвинила Джона Милле в предательстве таланта. Досталось и маленькому герою картину - внуку художника. Несмотря на то, что он дослужился до звания адмирала Королевского военно-морского флота, прозвище "Bubbles" (Пузырьки) осталось с ним навсегда.
В Книге рекордов Гиннеса мыльным пузырям тоже нашлось место. Самый большой, длиной в 32 метра, в 1996 году выдул Алан Маккей. А Сэм Хист в 2007 году разместил в гигантском мыльном пузыре пятьдесят человек: пузырь был размером 1,5×3,3 метра!
Сальвадор Дали - Пейзаж с девушкой со скакалкой - 1936
В живописи со скакалкой чаще всего изображают девочек. Сальвадор Дали говорил, что его женщины со скакалками символизируют перерождение души. При этом прыгать через веревочку девочки стали намного позже мальчиков. В Европе до конца ХVIII века скакалка считалась исключительно мужской забавой.
Наиболее правдоподобная версия возникновения игры-скакалки гласит, что прыгательная веревка вместе с предлагающимися к ней играми родом из древнего Китая. Работники крутили веревки, периодически через них перепрыгивая. Как это часто бывает, то, что мешает взрослым, веселит детей. А потом и взрослые подключаются. Прыжки через скакалку позже стали непременным атрибутом китайского новогоднего фестиваля. В Европе одними из первых оценили скакалку в Нидерландах. Англичане, наблюдая за веревочными развлечениями, презрительно назвали их Double Dutch (Двойной голландский). Презрительно, потому что в XVI веке англичане все голландское считали не стоящим внимания. Военное соперничество на воде не способствовало активному культурному обмену. Тем не менее, скакалка все равно завоевала как Европу, так и Америку, превратившись из детской забавы в популярный спортивный атрибут.
Пьер Огюст Ренуар - Девочка со скакалкой - 1876.
В ХIХ веке к прыжкам подключились и девочки. В этом же столетии сформировались и наиболее распространенные и сейчас типы игр со скакалкой: ребенок самостоятельно крутит скакалку и прыгает; двое крутят, один прыгает; двое крутят сразу две скакалки в разных направлениях; ребенок вертит скакалку по земле, через нее перепрыгивают выстроившиеся кружком дети.
Анри Лебаск - Девочки со скакалками
Ещё одна игра: запускание воздушного змея. Воздушный змей пришел к нам с Востока, где еще в V веке до н.э. участвовал в войнах, а не в детских развлечениях. Согласно древней легенде, китайский генерал времён империи Хань обратил вражеское войско в бегство, запустив ночью над лагерем противника воздушного змея с трещоткой. Враги бежали, решив, что на них напали злые духи. А в корейских древних списках говорится, что один генерал в далекие времена запустил воздушного змея с прикрепленным к нему фонарем, чтобы вдохнуть смелость в своих воинов. Они поверили, что это новая звезда, которая сулит им помощь небес. Воздушные змеи принимали участие и в последующих войнах, в том числе и европейских. Поэтому и на картинах запускают воздушного змея часто совсем не дети. Например, такой запуск написал Франсиско Гойя.
Франсиско Гойя - Воздушный змей - 1778
В Японии запуск воздушного змея был связан с религией и показывал связь между небом и землей, между человеком и богами. Часто именно такой символический смыл сохраняют змеи на картинах.
В Китае считают, что запуск воздушного змея приносит счастье. Одна из легенд рассказывает о том, как именно воздушный змей спас целое семейство от гибели. Глава семьи увидел страшный сон о неминуемой гибели семьи. Утром он решил, что лучший способ проститься с жизнью - запустить змея. При запуске ничего необычного не произошло, сплошная детская радость. А когда семейство вернулось к родному очагу, то обнаружилось, что дом разрушен сошедшим с гор селевым потоком. В честь такого чудесного спасения теперь китайцы каждый девятый день девятого месяца устраивают праздник воздушных змеев.
Карл Шпицвег - Воздушный змей - 1880-е годы
Кто из нас в детстве не играл в жмурки?! "Жмурки", "Фантомас", "Панас", "Слепой кот" - далеко не полный перечень названий одной и той же игры, в которой водящему завязывают глаза, раскручивают, а потом он должен идти на звук, чтобы хотя бы прикоснуться к любому из игроков.
Как можно заметить по картинам старых мастеров, эта игра долгое время отнюдь не считалась сугубо детской. Видно, леди и джентльмены тогда еще не изобрели игру "в бутылочку", поэтому вместо поцелуя довольствовались прикосновениями к объекту своей симпатии во время игры.
Жан Оноре Фрагонар - Игра в жмурки - 1751.
Франсиско Гойя - Жмурки - 1789
Константин Егорович Маковский - Игра в жмурки - 1880-е годы
Название игры "Колыбель для кошки" (Cat's Cradle) на весь мир прославил своим одноименным романом знаменитый американский писатель Курт Воннегут. А самой этой игре несколько столетий (некоторые антропологи полагают, что и тысячелетий). Она известна во многих странах, правда, везде под своим названием. В Германии это "Игра ведьмы", на Гавайях - "Сети", у славян - "Ниточка", "Каи Каи" - на острове Пасха. Где бы люди не плели нити, везде есть эта забава. Чаще всего в нее играют двое, но можно подключать и большее количество игроков. Смысл игры - снимать ниточное плетение с пальцев коллеги так, чтобы получился новый узор.
Дэниел Мерриам - Кошачья колыбель
О "Кошкиной колыбели" писал не только Воннегут. В 1906 году американский этнолог Кэролайн Фернесс Джейн выпустила книгу "Фигурки из нити, и как их делать". В 1962 году книгу переиздали. В ней подробно описываются более сотни веревочных узоров.
Люди на этом не остановились. В 1978 году создали Международную ассоциацию игры в веревочку. Цель - сохранять и распространять знания о ней.
Павел Фёдорович Челищев - Концерт - XX век
Весьма распространенной была и игра "серсо" или "кольцо и палочка".В нее играли в Древнем Китае и в Древней Греции. Гиппократ рекомендовал игру с обручем "для укрепления слабых конституций". Укрепляться можно тремя стандартными способами - либо катить обруч, подталкивая его палочкой и следить, чтобы колесо не упало; либо перебрасываться обручами, стараясь поймать их палкой; либо раскручивать колесо на палке перед собой, стараясь максимально продлить вращение.
Питер Брейгель Старший - Игры детей Фрагмент 17 - 1560
В зависимости от выбранного варианта, колесо изготавливалось либо из дерева, либо из железа. Древние греки катали бронзовые обручи. Кстати, ставший очень популярным хула-хуп тоже родом из этой старинной игры.
Пьер Огюст Ренуар - Зонтики - 1886
И, конечно же, строительство карточных домиков, которое достигло пика популярности в европейских мещанских семьях в XVIII веке. Пока взрослые вели застольные беседы, дети мастерили замки из игральных карт.
Жан Батист Симеон Шарден - Карточный домик - 1737
Жан Батист Симеон Шарден еще в 1730-х годах создал серию картин, на которых герои заняты строительством домиков из карт. Но когда и у кого первого родилась идея строить такие дома и даже замки - пока что точно не установлено. Самое раннее упоминание о карточном домике встречается в заметках французского придворного врача Жана Эруара (начало XVII столетия). Доктор констатировал, что король Людовик XIII, будучи ребенком, любил устанавливать карты друг на друга, соблюдая пропорции.
Если проявить фантазию, то можно придумать немало игр с карточными домами. Например, кто построит самый высокий домик? Чья карта при совместном строительстве станет последней, обрушив бумажное здание? В начале XX века устанавливались и фиксировались рекорды по высоте построенных карточных домиков. В 1907 году англичанка Рози Фэрнер смогла построить замок в двадцать «этажей». Современным рекордсменом по строительству карточных домиков является Брайан Берг, чьи достижения отмечены в Книге рекордов Гиннесса. Берг строит карточные дома-рекордсмены с 1992 года и пока что ему нет равных.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова - Карточный домик - 1919
А что имел в виду художник, изобразивший детей, взявшихся за руки? Возможно, "разрывные цепи", в которые все мы играли в детстве?
Уинслоу Хомер - Щелчок кнутом - 1872
Игры, отображенные в живописных полотнах
Community Info