



Двухстороняя шкатулка "Снегурочка" - Палех

"В первый раз "Снегурочка" была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. В чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным.
Словом - чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления. В зиму 1879-80 года я снова прочитал "Снегурочку" и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу."
Весной 1880-го года Римский-Корсаков побывал в Москве у Островского и получил у него разрешение воспользоваться его пьесой для сочинения оперы с правом внесения необходимых правок. Сразу после возвращения в Петербург композитор принялся за работу над оперой. Все лето, проведенное в имении Стелёво, он посвятил её сочинению.
Осенью того же года была сделана оркестровка сочинения, которая была закончена 26 марта 1881-го года. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой лёгкостью и быстротой, как "Снегурочка".
Премьера оперы состоялась 29 января (11 февраля) 1882-го года на сцене Мариинского театра и прошла с большим успехом.

Николай Андреевич Римский-Корсаков - опера "Снегурочка"
в постановке Белорусского Государственного академического Большого театра оперы и балета
Премьерный спектакль (28.01.2011)
Снегур
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Виктор Васнецов в эскизах декораций использовал архитектурные детали древнерусского зодчества, резьбы и росписи по дереву, что создавало яркое живописное зрелище. Декорации определяли многие мизансцены спектакля и давали художeственное решение целых картин. В эскизах костюмов Васнецов использовал мотивы русских народных вышивок. В качестве основы для всех костюмов был взят белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект.
По единодушному мнению зрителей первого представления "Снегурочки" в мамонтовской опере, восторженно принявших эту постановку, Васнецов развернул в полную силу свои таланты и заразил своим увлечением и видением всех остальных.
Костюмы и декорации Виктора Васнецова к опере "Снегурочка"


В 1896-ом году он женился на замечательной оперной певице Надежде Ивановне Забеле (1868-1913). Надежда Ивановна пела в Петербурге, затем в Харькове, а, начиная с 1897-го года в Москве - в частной опере Саввы Мамонтова.
Она была исполнительницей многих ролей и среди них роли Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова. Михаил Врубель нарисовал множество портретов Надежды Забелы-Врубель, он также рисовал для неё эскизы театральных костюмов. В картине "Снегурочка" Надежда Ивановна изображена как раз в таком костюме.
Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель (1868-1913)
в роли Снегурочки
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
В 1899-1900 годах Врубель создал серию скульптурных портретов героев пьесы Островского и оперы Римского-Корсакова.

Николай Андреевич Римский-Корсаков - ария Снегурочки из оперы "Снегурочка"
в постановке Государственного Большого академического театра СССР (1981)
Снегурочка - Ирина Журина
Снегур
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Вообще-то эту скульптуру называют "Девушка в венке", ибо нет данных о том, как сам художник назвал своё произведение. Но все исследователи творчества Врубеля сходятся в том, что скульптурный портрет очень похож на рисованный портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель в роли Снегурочки. Поэтому на выставке майолики Врубеля в Абрамцево именно эта скульптура была помещена в центр композиции из скульптур героев сказки Александра Николаевича Островского.
Я выбрала такую фотографию скульптуры, в которой лицо Снегурочки было бы в том же ракурсе, что и на портрете. Действительно, сходство есть.

Николай Андреевич Римский-Корсаков - ария Весны из оперы "Снегурочка"
Весна - Нина Терентьева

Николай Андреевич Римский-Корсаков - третья песня Леля из оперы "Снегурочка"
Лель - Елена Образцова
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Вокальная партия Леля написана для женского голоса. Обычно её исполняют певицы, обладающие контральто или меццо-сопрано.

Николай Андреевич Римский-Корсаков - ариозо Мизгиря из оперы "Снегурочка"
Мизгирь - Юрий Мазурок
Фрагмент фильма-концерта "Арии из опер поёт солист Большого театра СССР
Юрий Мазурок"

Николай Андреевич Римский-Корсаков - ария Купавы в сцене со Снегурочкой
из оперы "Снегурочка"
Купава - Галина Вишневская
Снегурочка - Вера Фирсова
Купава (майолика)
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Николай Андреевич Римский-Корсаков - каватина царя Берендея из оперы "Снегурочка"
Берендей - Сергей Лемешев
Это первая запись голоса Сергея Яковлевича Лемешева, сделанная в 1928-ом году.
Анна Михайловна Врубель - сестра Михаила Врубеля, говорила, что в скульптуре царя Берендея художник воплотил образ Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Весна (майолика)
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)

Двухстороняя шкатулка "Снегурочка" - Палех


Шкатулка "Снегурочка" - Палех

Мультфильм "Снегурочка" (1952)
По одноименной сказке Александра Николаевича Островского
на музыку Николая Андреевича Римского-Корсакова из оперы
"Снегурочка"
Статуэтка "Снегурочка"
Полонский фарфоровый завод
60-е годы XX века

Шкатулка "Прощание с Масленицей" - Федоскино
Николай Андреевич Римский-Корсаков - хор "Прощай, Масленица!" из оперы "Снегурочка"
Хор и оркестр Самарского театра оперы и балета
Дирижер - А.Анисимов

Статуэтка "Снегурочка и Лель"
Дулёво (50-е годы XX века)
Автор - Аста Давыдовна Бржезицкая

Шкатулка "Снегурочка" - Холуй

Мозаичное панно "Ярило"
Автор - Онуфриева Елена Владимировна
Community Info