burnevil_8 (burnevil_8) wrote in lovers_of_art,
burnevil_8
burnevil_8
lovers_of_art

Categories:

Тайны галантных празднеств

Паломничество на остров Киферу - Лувр.jpg

Антуан Ватто (1684-1721) - Паломничество на остров Киферу (1717) - Лувр


Сюжет картины изображает аллегорическое паломничество современных Антуану Ватто персонажей на остров Киферу. Реально существующий остров, иногда именуемый в латинском варианте - Цитера(греческое Κύθηρα), расположен в Эгейском море к югу от Пелопоннеса и считается одним из главных культовых центров богини любви и красоты Афродиты (от названия острова происходит и одно из именований богини - Афродита Киферийская).
Считается, что Ватто наложил на эту мифологическую подоснову один из сюжетных мотивов популярной в его годы комедии Флорана Данкура "Три кузины", в котором упоминался чудесный остров, откуда ни одна девушка не возвращается без поклонника или мужа.



Поездка на Киферу

Шарль Бодлер


Я сердцем радостно кружил вокруг снастей
И птицей в синеве носился беззаботно,
Корабль медлительно качал свои полотна,
Как ангел во хмелю от солнечных лучей.

Как называется, спросил я, остров мрачный?
- Кифера, был ответ, известный в песнях край,
Седых проказников игриво-пошлый рай,
А, впрочем, островок достаточно невзрачный.

- Земля сердечных тайн и чувственных услад!
Витает над тобой великолепной тенью
И в душу льет тебе любовное томленье
Венеры давних дней нетленный аромат.

Зеленых миртов край, пестреющий цветами,
Чей культ среди людей не будет знать конца,
Где в обожании молитвенном сердца
Уносит к небесам во вздохов фимиаме...

...

1857



Первый вариант "Паломничества на остров Киферу" был создан Ватто в качестве обязательной картины для баллотирования в полные члены Королевской академии художеств. Этому предшествовала его первая попытка вступления в Академию и неудача в конкурсе 1709 года на получение стипендии для поездки в Рим. Вторая попытка вступления растянулась на пять лет: в 1712 году Ватто принимают кандидатом, но обязательную картину для прохождения в полные члены Академии он выполняет лишь в 1717 году. К этому времени живописные произведения Ватто, которые получили у современников условное название "галантных сцен", имели столь широкий успех, что это дало возможность членам Академии не рассматривать его вступительную работу в обязательной системе классических жанров. Для Ватто было сделано исключение: его картине был присвоен специальный статус "галантное празднество", тем самым Академия признавала заслуги художника.

Запись в протоколе собрания Королевской академии художеств от 28 августа 1717 года гласила: "Сьер Антуан Ватто, живописец, родом из Валансьена, причисленный 30 июля 1712 года, прислал картину, которую ему предложили исполнить для его приёма в Академию. Она изображает...". Первоначально было написано: "паломничество на остров Киферу"; затем писец зачеркнул эти слова, а вместо них написал: "галантное празднество".

Создание второго варианта этого полотна искусствоведы датируют приблизительно: около 1718 года. Вероятно, авторскую версию необычно крупного произведения художника, поступившего в собрание Академии художеств, заказал для себя один из состоятельных поклонников искусства Ватто.

Первый вариант "Паломничества" впоследствии поступил в Лувр в составе собрания Академии художеств и в настоящее время занимает центральное место в зале произведений Ватто. Второй авторский вариант в середине XVIII века был приобретён для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого. Ныне этот вариант, для отличия получивший немного изменённое название: "Высадка на остров Киферу", экспонируется в берлинском дворце Шарлоттенбург.



Паломничество на остров Киферу - Берлин дворец Шарлоттенбург.jpg

Антуан Ватто (1684-1721) - Высадка на остров Киферу - Берлин, дворец Шарлоттенбург



Создавая второй вариант "Паломничества", Ватто в целом повторил сценографию первого, но при этом настолько существенно перестроил композицию и колорит, что в результате получилась не копия или реплика, а самостоятельное произведение. Между двумя картинами происходит тематический диалог, при этом их сравнительный анализ даёт больше возможностей для восприятия формы и понимания содержания каждой из картин, рассмотренной в отдельности.

На обеих картинах изображён остров Кифера. Об этом свидетельствует скульптурный символ острова любви: в луврском варианте - менее заметная в тени деревьев на среднем плане герма (четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса (отсюда название), затем других богов) Афродиты, в берлинском - выдвинутая к переднему плану динамичная скульптурная композиция Афродиты с Эротом на массивном постаменте, резко освещённая на фоне темных деревьев. На берегу расположились паломники, представляющие собой дам и их кавалеров, все они разбиты на пары.

Судно, доставившее паломников на остров, изображено лишь фрагментарно. В луврском варианте это ладья с гребцами, слева над берегом выступает украшение её носовой части - ростра в виде крылатой сирены. Над ладьёй в луврском варианте порхают фигурки путти, некоторые из них смешиваются с паломниками, при этом общее число путти не намного превышает количество основных персонажей.

Пу́тто (итальянское putto - "маленький мальчик", "младенец").



Паломничество на остров Киферу (фрагмент с изображением ладьи и гребцов в луврском варианте).jpg

Антуан Ватто (1684-1721) - Паломничество на остров Киферу (фрагмент с изображением ладьи и гребцов) - Лувр



Клод Дебюсси - Остров радости (1903-1904)
Играет - Святослав Рихтер



В берлинском варианте ладью сменяет корабль с мачтой и парусом, слева видна его золочёная корма, а ближе к центру картины - носовая часть. В берлинском варианте над кораблём зависает целая гирлянда путти, а их общее число увеличивается вчетверо. Одновременно увеличивается и количество основных персонажей - с 8 до 12 пар. Тем самым значительно насыщается и уплотняется пространство изображённого действия. Это сопровождается его визуальным сокращением. За счёт более низкой точки зрения (горизонта) и менее свободной предметной ситуации в берлинской "Высадке на остров Киферу" общее пространство изображения теряет глубину и широту луврского. Этот эффект усиливается и колоритом. В луврской картине классически выстроенная цветовая перспектива визуально подчёркивала удалённость задних (холодных) планов по отношению к передним (тёплым). В берлинском варианте теплый колорит затянутого сиренево-розовой дымкой неба визуально приближает его и ещё больше ограничивает пространство.



Паломничество на остров Киферу (фрагмент с изображением корабля в берлинском варианте).jpg

Антуан Ватто (1684-1721) - Высадка на остров Киферу (фрагмент с изображением корабля) - Берлин, дворец Шарлоттенбург



Франсис Пуленк - Паломничество на остров Киферу (1953)
Исполняют - Ада Горбунова и Виталий Гаврук



Существуют и сравнительная точка зрения на содержание сюжетов обеих картин. Согласно одной из них, луврскую картину можно рассматривать как размеренно-повествовательную: сюжет здесь достаточно широко развёрнут во времени - его зрительной метафорой становится панорамный пейзаж с уходящей вдаль водной дорогой. Эта дорога привела "паломников" к герме Афродиты, она же ограничивает их пребывание на "острове любви" перспективой неминуемого возвращения в мир реальной жизни. В берлинском же варианте уплотнённое и замкнутое пространство, наполненное динамикой празднества, до предела усиливает в образе состояние "здесь и сейчас". Если первый вариант, созданный Ватто для вступления в Королевскую академию художеств, в немалой степени ориентирован на живопись классицизма и его лидера Пуссена, чьи традиции ещё были сильны в Академии, то во втором варианте художник выстраивал форму и образ, в значительной мере следуя традициям Рубенса и мастеров венецианской школы.






Документальный фильм из цикла "Палитры" (Франция) - Тайны галантных празднеств (1995)
Режиссёр - Ален Жабер




Луврский вариант картины стал картиной в картине Паскаля Даньян-Бувре:



Паскаль Адольф Жан Даньян-Бувре - Художница-акварелистка в Лувре - Эрмитаж.jpg

Паскаль Адольф Жан Даньян-Бувре (1852-1929) - Художница-акварелистка в Лувре - Эрмитаж




Tags: Франция, живопись, кино, классическая музыка, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments