Тесситура (tessitura - ткань) - тот диапазон, который легко взять без особой затраты сил.
Бас встречается не часто, поэтому оперные театры, в которых постоянно поют несколько басов, имеют высокий рейтинг.
Три "королевских" баса - документальный фильм о трёх знаменитых басах-солистах Большого театра: Максиме Михайлове, Алексее Кривчене и Марке Рейзене.
Максим Дормидонтович Михайлов (1893-1971) обладал самым низким из басов - басом профундо.
Фёдор Иванович Шаляпин в конце жизни говорил: "Настоящий бас сейчас есть только в Москве - Максим Дормидонтович Михайлов... Большой театр не обеднел... Какой голос у Михайлова. Даже завидую ему."
Максим Дормидонтович до своей сценической карьеры был диаконом Русской православной церкви и даже тогда, когда стал петь в опере, сана с себя не снимал. Его и похоронили в полном облачении по его желанию.
Людвиг ван Бетховен - Шотландская застольная
Поёт - Максим Дормидонтович Михайлов
Другое дело Алексей Филиппович Кривченя (1910-1974) - он обладал замечательным высоким басом. Басы бывают разные.
Модест Петрович Мусоргский - монолог Бориса Годунова из одноименной оперы
Борис Годунов - Алексей Филиппович Кривченя
Марк Осипович Рейзен (1895-1992) - высокий, певучий бас, хотя иногда его относят к центральным басам за счёт хороших и крепких низких нот. Имея прекрасный диапазон голоса, он легко исполнял партии как традиционные для высоких басов, так и партии, традиционно исполняемые центральными и низким басами. Рейзен обладал превосходной дикцией, что очень ценится у певцов.
Марк Осипович был участником Первой мировой войны и дважды Георгиевским кавалером.
Модест Петрович Мусоргский - Песня о блохе
на слова - И. В. Гёте, русский текст - А. Струговщикова
Поёт - Марк Осипович Рейзен
Но самым знаменитым на весь мир русским басом был, конечно же, Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938).
Николай Андреевич Римский-Корсаков - Песня варяжского гостя
из оперы "Садко"
Поёт - Фёдор Иванович Шаляпин
Фёдор Иванович был великим артистом не только на сцене, но и в жизни. Как-то раз в компании, где было много актеров, разгорелся спор о том, что такое искусство. Шаляпин незаметно удалился в соседнюю комнату. Потом внезапно распахнул дверь, встал на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами и произнес:
- Пожар!
Поднялась паника, крики... Но Шаляпин вдруг рассмеялся:
- Теперь понятно вам, что такое искусство?
Но мой любимый забавный эпизод с участием Шаляпина вот этот: однажды в Большом театре шла опера "Дон Карлос" Джузеппе Верди, в которой партию короля Филиппа пел Шаляпин, а великого инквизитора - тоже бас - Василий Родионович Петров (1875-1937).
Петров преклонялся перед гением Шаляпина, а тот, в свою очередь, очень высоко ценил талант и голос Петрова. Стоя за кулисами, перед началом третьего действия, Петров сказал Федору Ивановичу:
- А ведь я тебя сегодня перепою, Федя!
- Нет, Вася, не перепоешь! - уверенно ответил Шаляпин.
- Перепою!
- Нет, не перепоешь!
Начался третий акт оперы. Петров, обладавший могучим голосом, завершил фразу громоподобным раскатом, который заглушил оркестр и заполнил весь театр - от партера до галерки.
Шаляпин мгновенно понял, что перекрыть это громкостью уже невозможно. И на слова великого инквизитора король Филипп неожиданно ответил шёпотом. Он прошептал свою реплику в абсолютной тишине, и от этих слов, гениально произнесенных Шаляпиным, в зале буквально повеяло зловещим холодом.
Успех был полный, и овация продолжалась несколько минут.
Когда занавес закрылся, Шаляпин сказал Петрову:
- Вот и всё, Вася! А ты орешь...
Фёдор Шаляпин. Жизнь Замечательных Людей
Community Info