
Тео ван Рейссельберге - Время для загара - 1897
Дивизионизм или хромолюминаризм (от француского division - разделение) - живописная система, характерная для неоимпрессионизма и разработанная Жоржем Сёра и Полем Синьяком. Дивизионизм основывается на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются на холсте чётко различимыми раздельными мазками в расчёте на оптическое смешение этих мазков при восприятии картины зрителем.
Дивизионизм - это то же, что и "пуантилизм" (от француского pointiller - писать точками) - писание изображения мелкими мазками правильной формы.
Каждый художник, которому удалось хотя бы год-два поучиться в художественной академии, обязательно имел представление о теории цвета. Об основных, дополнительных, контрастных, холодных и теплых цветах. Но дивизионизм - это первая живописная техника, полностью основанная на научной теории о цвете. Техника, в основании которой лежал прочный фундамент многолетних исследований в области оптики.

Жорж Сёра - Воскресный день на острове Гранд-Жатт - 1886
Дивизионизм - термин, который впервые официально во Франции был обоснован и снабжен теоретическими объяснениями в книге Поля Синьяка "От Делакруа к неоимпрессионизму", изданной в 1899 году. В отличие от терминов, которые сейчас часто используют как синонимы дивизионизма (пуантилизм , неоимпрессионизм), именно он объясняет, почему художники разбивали изображение на мелкие точки, почему спорили с импрессионистами и предпочитали считать своим предшественником не импрессиониста Моне, а романтика Делакруа.
"Техника разделения - это сложная система гармонии, это скорее эстетика, чем техника. Работа точками, пуантилизм - это только средство", - пишет Поль Синьяк.
В отличие от большинства художественный стилей и течений, у дивизионизма есть точная дата рождения, первая знаковая картина и признанный основатель. 15 мая 1886 года на улице Лафитт в Париже открылась Восьмая выставка импрессионистов. В каталоге работ значились только две фамилии из того объемного списка художников-импрессионистов, которые участвовали в первых выставках больше десяти лет назад - Эдгар Дега и Берта Моризо. Причин для массового отказа остальных было много, но главная - все рассорились из-за того, что в выставке участвовал Жорж Сёра со странной и вызывающе огромной картиной "Воскресный день на острове Гранд-Жатт". За несколько дней до открытия по Парижу пронеслись слухи: "Гарантированной сенсацией этой выставки будет полотно 2х3 метра, написанное всего тремя красками, и вы не поверите: на нем дама на первом плане ведет на поводке обезьяну со смехотворно длинным хвостом".

Камиль Писсарро - Сбор яблок в Эраньи - 1888

Поль Синьяк - Мачты - 1888
Видя в новом течении лишь "упражнения вычурных виртуозов", от участия в Восьмой выставке отказались Моне, Ренуар, Кайботт и Сислей. Для картин, словно вышедших из лаборатории усердного исследователя цвета, решено было выделить отдельную узкую комнату. Их развесили настолько низко, что иногда зрителям приходилось становиться на колени, чтобы рассмотреть и оценить новую, никогда раньше не использовавшуюся живописную технику.
Картины Жоржа Сёра, Поля Синьяка, а вместе с ними и страстно увлеченного новым стилем Камиля Писсарро и его сына Люсьена, были написаны мелкими точками чистых цветов. Техника была настолько новой и непривычной, что зрители не различали, где тут Синьяк, а где Писсарро. Даже Поль Гоген, сам-то новичок в компании старожилов-импрессионистов, называл Сёра и Синьяка "недозрелыми химиками, которые громоздят точечку на точечке". Словом, мало кто понял и разобрался.
Как ни странно, новый художественный метод был придуман в ретроградной Академии изящных искусств. Художник Жорж Сёра проучился здесь два года, но в отличие от многих студентов, прилежно копировавших гипсовые бюсты и писавших с натуры, он увлеченно изучает научные издания о цвете и свете в академической библиотеке.
Академию Сёра бросил, но из штудирования библиотечных фолиантов вынес немало полезного. Очень скоро эти знания лягут в основу нового живописного языка (дивизионизма) и целого художественного движения (пуантилизма). Суть их в следующем:
- старые мастера смешивали краски на палитре, а импрессионисты - прямо на холсте. Краски не нужно смешивать вообще, а следует накладывать чистые цвета спектра небольшими мазками - и тогда они смешаются в глазах зрителя;
- когда краски смешиваются не физически, а в виде световых потоков, вся картина кажется наполненной светом, излучает свет;
- самым удачным способом нанесения мазков для эффективного оптического смешения можно считать небольшую точку. Но форма мазка не так уж важна - главное, чтобы размер мазка соответствовал размеру картины, и отдельные мазки не накладывались друг на друга. Мазок не должен подражать форме предмета и нести смысл.
- этот метод исключает из процесса живописное мастерство и виртуозность художника - в нём важно восприятием мира художником и его чувство гармонии;
- при этом колористическая гамма и композиция работы имеют равную важность. Художник-дивизионист работает не на пленэре, а в мастерской. Прежде всего он решает, какое чувство, состояние хочет передать в каждой конкретной работе и для радостной картины выбирает восходящие линии и теплые цвета, а для печальной - нисходящие линии и холодные цвета;
- картины нужно писать только на белом холсте - белый цвет основы усиливает сияние. Оформлять картины стоит только белыми рамами - они создают правильный выход из пространства картины в пространство стены;
—-смотреть на картины неоимпрессионистов нужно с определенного расстояния - тогда эффект оптического смешения чистых цветов будет достигнут.

Поль Синьяк - Порт Ла-Рошель - 1921

Жорж Сёра - Воскресенье в Пор-ан-Бессен - 1888
Принципы неоимпрессионизма (дивизионизма) Поль Синьяк изложил в той самой книге "От Делакруа к неоимпрессионизму". От первой публичной демонстрации неоимпрессионистских работ до выхода книги прошло тринадцать лет. Основателя направления Жоржа Сёра уже восемь лет не было в живых, а Камиль Писсаро отказался от техники раздельных мазков и ясно высказался об этом направлении как о тупиковом и безжизненном. Как Делакруа когда-то называли "художником морга, чумы и холеры", как Ренуара упрекали в том, что его обнаженные покрыты "трупными пятнами", о неоимпрессионистах шутят, что их герои побиты оспой, а пейзажи собраны из конфетти. Но все это время главным упреком в адрес приверженцев дивизионизма, а их становилось все больше, было излишнее умничанье, применение научного подхода, который якобы исключал из творческого процесса вдохновение, мысли и чувства, лишал картину духовного содержания.
Из книги Поля Синьяка: "Когда обдуманное равновесие и искусные противоположения создали физическую гармонию всех деталей и целого картины, художник может с той же уверенностью создать и ее духовную гармонию. Подчиняя свое знание вдохновению, он выбирает сочетание, выделяет цвет, нужный для данного сюжета. Эстетическое выражение его колорита всегда согласуется с его мыслью. Задумал ли он драму, хочет ли сложить поэму, он выразит их соответствующим колоритом".
В 1893 году были впервые опубликованы "Дневники" Эжена Делакруа и Поль Синьяк, как главный защитник и последовательный практик дивизионизма после смерти Сёра, получает безупречное, последовательное оправдание своей работы. Остается только выбрать точные цитаты и Синьяк их находит в избытке. В личных записях, которые Делакруа вел практически всю жизнь, обнаруживаются тезисы, практически предвещающие дивизионизм:
"Зеленый и фиолетовый тона необходимо класть рядом, а не смешивать их на палитре"
"Общий закон: чем больше противоположения, тем больше яркости".
"Тусклый оранжевый тон в свете, очень яркие фиолетовые тона в тени и золотистые рефлексы в тенях от земли".
"Все в конце концов зависит... от того расстояния, с которого смотрят картину. На известном расстоянии мазки сливаются в одно целое, давая живописи тот акцент, которого не может дать смешение красок".

Клод Моне - Тополя, осень - 1891

Поль Синьяк - Женщины у колодца - 1892
Признавая заслугу импрессионистов в том, что они осветлили палитру и очистили ее от землистых красок, неоимпрессионисты все же считают их недостаточно последовательными. Импрессионисты пишут интуитивно, не научно - и потому часто ошибаются. К примеру, в одной и той же картине допускают тени разных оттенков, как если бы от одного предмета тень упала в два часа дня, а от другого - в пять вечера. С научно обоснованными контрастами они промахиваются тоже достаточно часто, обделяя картины гармонией и точностью, слишком доверяя глазам.
Работа художника-неоимпрессиониста - кропотливая и трудоемкая, часто физически изнурительная и изматывающая. Но зная и всегда удерживая в памяти правила контрастов и сочетания цветов, он никогда не допустит подобных ошибок.

Анжело Морбелли - За восемьдесят центов! - 1895
В музеях и частных коллекциях Северной Италии не было картин французских художников-неоимпрессионистов. Молодые итальянские художники не могли их видеть или, если и могли, то случайно и лишь некоторые. О новом французском живописном направлении они узнавали из журналов, в основном из L’Art moderne, куда писал критик Феликс Феннеон, страстный поклонник неоимпрессионистов и автор всех связанных с этим движением терминов. Он яростно сокрушал академические идеалы и импрессионистскую поэтическую вольность, а кроме того, был анархистом.
Именно к поколению итальянских художников, применивших в 1890-е годы идеи Сёра и Синьяка, сейчас чаще всего применяют название "дивизионисты". Из всех названий-синонимов дивизионизма они остановились именно на этом. Во-первых, потому что не были наследниками импрессионистов, чтобы гордо называться неоимпрессионистами. Во-вторых, потому что пуантилистской точке предпочитали длинные тонкие мазки, как будто расщепляющие реальность и лишающие ее надежности.

Максимилиан Люс - Установщики свай - 1902

Гаэтано Превиати - Георгика - 1905
Итальянские дивизионисты считали, что техника раздельного наложения мазков дематериализует цвет, а вместе с ним и мир, создает его заново, одухотворяет. Джованни Сегантини и Гаэтано Превиатти применяют ее к символическим, мифологическим сюжетам - их работы мистичны и призрачны. Анжело Морбелли, как и француз Максимилиан Люс, считает, что прогрессивный стиль живописи должен служить прогрессивной политической и общественной позиции - и пишет раздельными мазками рабочих и крестьян, которые трудятся за гроши.
Последователи живописной теории французских неоимпресионистов появлялись в Бельгии и Голландии. И несмотря на разницу мировоззрений, социальных и художественных целей, работы дивизионистов складываются в цельное направление, достигшее особых эстетических и философских эффектов.

Анри Матисс - Роскошь, покой и наслаждение - 1904
Несколько лет отстаивая новые живописные приемы, стремление к исключительной светозарности и призывая в защитники Делакруа, дивизионисты скоро перестали нуждаться в оправданиях. Их искусство было признано, оно вдохновляло будущих фовистов Анри Матисса и Андре Дерена. Поль Синьяк двадцать четыре года возглавлял Общество независимых художников, которое организовывало Салон независимых.
Картины, написанные в мастерских, самым простым набором красок (неоимпрессионистов подозревали в использовании особо дорогих и ярких пигментов), достигали эффекта монументального, непреходящего. Импрессионистской сиюминутности они предъявили и противопоставили художественный мир, вскрывающий суть и неизменную ценность вещей.

Анри Эдмон Кросс - Променад, или Кипарисы - 1897
Художники, работавшие в технике дивизионизма: Жорж Сёра, Поль Синьяк, Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Тео ван Рейссельберге, Максимилиан Люс, Анжело Морбелли, Шарль Ангран, Джованни Сегантини, Гаэтано Превиати, Анри-Эдмон Кросс, Ян Теодор Тороп.
Живописная техника "дивизионизм"
Community Info