
Анри де Тулуз-Лотрек - Проститутки - 1893-1895
Граф Анри Мари Раймо́н де Тулуз-Лотрек-Монфа (Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa), (1864, Альби - 1901, замок Мальроме, Жиронда), - французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
Самым большим почитателем порочной красоты был, наверное, Анри де Тулуз-Лотрек. Из-за врожденного недуга художник часто искал близости у жриц любви. Тулуз-Лотрек не просто рисовал проституток и девушек легкого поведения - они были его друзьями и любимыми. Саркастичный, обладающий трезвым взглядом и невероятным эстетическим вкусом, художник не щадил своих муз: его картины резки, в них нет красивости, есть только звенящая правда момента.

Анри де Тулуз-Лотрек - Ню

Анри де Тулуз-Лотрек - Рыжеволосая женщина на коленях - 1897
Проституция была неотъемлемой составляющей повседневной парижской жизни в конце XIX века. Это важно учитывать для понимания искусства того времени, а заодно и всех последующих художественных течений.
Импрессионизм и другие стили французской живописи на рубеже XIX и XX веков слишком часто сводят к набору стереотипов: картины с подсолнухами и стогами сена, младенцами и балеринами, репродукции которых хорошо смотрятся на почтовых открытках или плакатах на стенах студенческих комнат в общежитии.
Но в те времена французское искусство было отнюдь не пасторальным и безмятежным. Париж в конце XIX века переживал серьезную социальную трансформацию, и художники эпохи модерна рисовали не только пейзажи. Они отражали новые городские реалии во всей их сложности, не стесняясь ничего - в том числе и борделей района Пигаль.
Проститутки были незаменимыми моделями парижских художников, и на двух ключевых работах эпохи - откровенной "Олимпии" Мане и кубических "Авиньонских девицах" Пикассо - изображены работницы секс-индустрии.

Эдуард Мане - Олимпия - 1863

Пабло Пикассо - Авиньонские девицы - 1907
Проституция, ныне существующая в тени, была для этих художников фактом современной им жизни и, черпая вдохновение в жрицах любви, они также временами считали, что дистанция от художественной мастерской до борделя не столь уж и велика.
Шарль Бодлер в своих ранних личных дневниках прямо поставил два этих занятия на одну доску, написав: "Что есть искусство? Проституция".
Сегодня проституток помещают на одну из самых низких ступенек социальной структуры общества, о них упоминают с презрением, если вообще упоминают. Но в Париже позднего XIX века проституция была важной составляющей повседневной жизни, частным бизнесом с публичными последствиями.
В период правления Наполеона III секс-индустрия работала по строгим правилам, и такое положение дел сохранялось и в начале XX века. Сутенерство было вне закона, вместо этого женщины легкого поведения должны были регистрироваться в полиции, работать лишь в одном борделе и платить налоги.
Надзорные органы и инспекторы полиции нравов могли быть очень придирчивыми, и в газетах нередко появлялись заметки о несчастных женщинах, наложивших на себя руки, чтобы их не оттащили в префектуру.
Жрицы любви XIX века должны были ежемесячно проходить обязательное медицинское обследование, а оно, как изобразил на своем полотне "В салоне на рю де Мулен" помешанный на проститутках Анри де Тулуз-Лотрек, могло быть более унизительным, чем собственно их работа.
На картине крепкие, лишенные кокетства женщины одеты в блузки и чулки, но на них нет юбок и белья и они выглядят, как утомленные и обесчещенные жертвы бюрократии, а не своих клиентов.

Анри де Тулуз-Лотрек - Рю де Мулен, медицинский осмотр - 1894
Бодлер, хороший друг Мане, писал не только о том, что искусство - это род проституции, но и о том, что весь Париж был гигантским публичным домом.
Ремесло художника, как продемонстрировал Мане, - это игра с элементами мошенничества: соблазнить глаз путем сокрытия реальности, заставив напечатанные слова или краску на холсте казаться действительностью.
Но лишь буржуа, то есть, мужчина-буржуа мог быть столь себялюбивым, чтобы сравнить акт художественного творчества с непривлекательной рутиной работы в секс-индустрии.
Большинство проституток были отчаявшимися созданиями, сбежавшими от жизни во французской глубинке. У них было мало денег и еще меньше уверенности в собственной безопасности - они нередко становились жертвами насилия.
Временами, например, глядя на пастель Тулуз-Лотрека, запечатлевшую унижение медицинского осмотра, посетители художественных галерей видели эту жизненную изнанку. Но чаще художники-модернисты писали образ счастливой шлюшки: независимой, не ищущей себе оправданий и наслаждающейся сексом не меньше мужчин.
Это была фантазия: фантазия вообще была фундаментом современного искусства, но от этого она не переставала быть ложью. Лишь позднее - в XX веке художники, а в особенности художницы, взглянули на реалии проституции без романтических розовых очков.
Публичные дома во Франции запретили в 1946 году, но продавать тело до сих пор законно. В обществе идет бурная дискуссия о том, не стоит ли запретить покупку услуг проституток, как это сделано в Швеции.
Основой для сюжета послужил материал с сайта http://www.bbc.com/culture.
Социальная драма "Дом терпимости" беспристрастно показывает будни одного элитного парижского публичного дома, который посещают богатые гости. Этот дом вобрал в себя все пороки и самого общества, и его членов. Сценарий фильма "Дом терпимости" сродни повести Александра Куприна "Яма", только на французский манер.
В конце фильма зритель видит современные улицы Парижа и девушек, как принято теперь говорить в России, с пониженной социальной ответственностью. Авторы фильма не ставят точку в повествовании, ибо проблема проституции никуда не делась.
Дом терпимости - художественный фильм производства Франции, 2011
Режиссёр, автор сценария и композитор - Бертран Бонелло
В 2012 году фильм был удостоен премии "Сезар" за лучшие костюмы.
Community Info