mizantrop_1943 (mizantrop_1943) wrote in lovers_of_art,
mizantrop_1943
mizantrop_1943
lovers_of_art

Category:

Жертвоприношения Рембрандта и его бессмертие

1-Рембрандт Харменс ван Рейн - Портрет Иоганнеса Втенбогарта (фрагмент).jpg

Рембрандт Харменс ван Рейн - Воскрешение Лазаря


Много лет спустя, увидев картины Рембрандта в Лондоне, Винсент Ван Гог назовет старого мастера волшебником. Он навсегда изменит свою жизнь, решив полностью посвятить её живописи.



2-Vincent_Van_Gogh-Воскрешение-Лазаря.jpg

Винсент Ван Гог - Воскрешение Лазаря



Илья Репин тоже будет считать великого голландца своим главным учителем. У русского художника была уже слава, деньги, огромное количество заказов, но он все равно создавал копии работ Рембрандта, пытаясь передать ту игру светотени, которую так мастерски воплотил в своих произведениях его великий предшественник. В Третьяковской галерее до сих пор можно увидеть копию "Портрета старой женщины" кисти Ильи Репина.



3-Рембрандт.-Портрет-старои-женщины.jpg

Рембрандт - Портрет старой женщины



4-Репин-Портрет-старои-женщины.jpg

Илья Репин - Портрет старой женщины



Другой художник, живший уже в ХХ веке, Хаим Сутин, часами сидел в Лувре напротив картины "Освежёванная бычья туша". Работа Рембрандта настолько поразила его, что мёртвые животные стали одной из главный тем живописи Сутина. Он начал каждое утро ходить на скотобойню, чтобы писать там свои картины, которые, в конечном итоге, полностью перевернули всё представление об изобразительном искусстве современности.



5-rembrandt-osvezhevannaya-bychya-tusha.jpg

Рембрандт - Освежеванная бычья туша



6-Сутин-Бычья туша.jpg

Хаим Сутин - Бычья туша



Репин, Ван Гог, Сутин – насколько разные люди. Какая пропасть лежит между их картинами, сколько всего их отделяет! Но одна общая деталь навсегда связала их в истории. Они преклонялись перед гением Рембрандта ван Рейна, перед его бессмертной славой. Но существует ли бессмертие без жертвы? Цена для Рембрандта была очень высока. За каждый свой шедевр он платил личной трагедией.

После смерти своего первенца, сына Ромберта, Рембрандт создаёт "Жертвоприношение Авраама".



7-Жертвоприношение-Авраама.jpg

Рембрандт - Жертвоприношение Авраама



Перед нами библейский миф об Аврааме, которому Бог приказал принести в жертву собственного сына. Мужество, которое так необходимо праведнику, чтобы противостоять человеческому пониманию любви и долга, нисколько не иссушает его отеческой привязанности к сыну. Религиозная идея мифа состоит в том, что страх потерять любимого ребёнка должен быть уравновешен верой во всемогущество Бога.

Отсюда – молчание Авраама, невозможность объяснить другим то, что с ним происходит, ведь, будь это объяснимо и понятно, он тотчас же оказался бы под властью человеческого, а не божественного суда. Поэтому никто не бывает так одинок, как Авраам, этот рыцарь веры.



8-фразмент-3.jpg

Рембрандт - Жертвоприношение Авраама (фрагмент)



Но Рембрандт никогда не создавал простые иллюстрации. Его картина – это личная скорбь. Это скорбь отца, который только что потерял собственного ребёнка. Ему не нужны проповеди о необходимости подчинения жестокому закону Божьему. Он просто хочет верить в милосердие, в то, что клинок смерти, занесённый над сыном, в последний момент будет остановлен. Поэтому Рембрант придал лицу Авраама не воплощение религиозного рвения, а испуг и гнев. Это взгляд безумца, которого только что выпустили на поруки из Ада.



9-фрагмент-1.jpg

Рембрандт - Жертвоприношение Авраама (фрагмент)



Рембрандт – мастер драматургии. Какая здесь великолепная "пантомима" рук! Руки ангела написаны необычайно плавными, почти прозрачными мазками. Кисти рук Авраама – огромные смуглые.



10-фрагмент-2.jpg

Рембрандт - Жертвоприношение Авраама (фрагмент)



Праведник у Рембрандта не удерживает сына за голову, и повязка не соскальзывает с глаз Исаака, обнажая его искаженное от ужаса лицо, как это было на полотнах других художников. Вместо этого, Авраам закрывает рукой лицо своего отпрыска, почти задушив его. В этом жесте столько нежности и одновременно с этим беспощадной жестокости.

А жертвенный нож? Рембрандт как всегда выписал его в мельчайших деталях. Он находится в свободном падении, а остриём указывает на горло беспомощного ребёнка – смысловой центр картины.

Бог через Ангела остановил руку Авраама. Но клинок, занесённый над первенцем Рембрандта не остановил никто. Чего больше в этой картине: зависти или отцовской скорби? Наверное, и того и другого.
В самые тяжёлые моменты жизни Рембрандт Хармес ван Рейн обращался в Ветхому Завету.

Так произошло и после следующей трагедии в его жизни. После девяти лет брака умерла его любимая жена Саския. Ей было всего тридцать.На смерть жены Рембрандт написал одно из самых трогательных своих полотен. Это "Давид и Ионафан".



11-Давид-и-Ионафан.jpg

Рембрандт - Давид и Ионафан



Отношения Давида и Ионафана были примером идеальной дружбы, как в иудейской, так и в христианской традиции. Они стали близкими друзьями практически после первой встречи. Ионафан дважды спасал Давида от смерти, нередко даже с опасностью для своей собственной жизни.

Ионафан понимал, что престол, который он мог считать своим, после смерти его отца Саула должен был рано или поздно перейти к Давиду. Мысль эта никогда не прерывала и не омрачала дружеских отношений между ними. Если бы Давид сделался царём, то Ионафан не желал ничего большего для себя, как быть вторым при своём лучшем друге.

После бурного взрыва гнева Саула, который ненавидел Давида, и бегства последнего из царского дворца, Ионафан только однажды виделся со своим другом. Это было в лесу, в пустыне Зиф. Здесь отыскал Ионафан Давида, здесь они возобновили союз между собою пред лицом Господа, и простились в последний раз.



12-Давид-и-Ионафан-фрагмент.jpg

Рембрандт - Давид и Ионафан (фрагмент)



Эта картина стала прощанием. Ионафан на полотне – это сам Рембрандт, а Давид это его жена Саския. Это их последнее свидание. Последнее прощание с женщиной, которую Рембрандт любил больше всего на свете. С той, которая была его самой преданной подругой и спутницей.

Печально и спокойно лицо Ионафана. Его взор устремлён вниз. Золотые волосы Дави­да рассыпались по плечам. Кажется, что порыв молодого человека сдерживается величественной фигурой цар­ского сына. Только движение рук Ионафана, бережно обнимающего юношу, выражает искреннюю нежность и преданную любовь. В каждом движении, в каждой дета­ли картины с трудом сдерживае­мое горе, безмерная тоска.

Всё погружено в глубокий мрак. Вдали едва разли­чимы очертания Иерусалимского дворца. Тёмное, мрачное, грозовое небо, как неотврати­мая судьба, грозящая разрушить хрупкое земное счастье лю­дей.

И неизвестно откуда возникают блики золотого света, пробивающиеся сквозь тёмные тучи на горизонте. Их яр­кое сияние выхватывает из темноты лишь две фигуры: Давида и Ионафана, как бы приглашая зрителей при­стальнее всмотреться в происходящее.

Перед нами последнее свидание Рембрандта с Саскией. Свидание в вечности. После смерти жены от художника ушла слава. Заказов было всё меньше, долги росли. Казалось, Рембрандт был выброшен на обочину жизни. Так думали современники. Они ошибались. Игра в бессмертие тем и уникальна, что не ограничивается рамками жизни.



Жертвоприношения Рембрандта и его бессмертие




Tags: Нидерланды, Рембрандт, живопись, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments